г. Пермь |
|
16 января 2015 г. |
Дело N А60-30335/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Е. О.
судей Зелениной Т.Л., Голубцовой Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя - ООО "Компания "ВИМАКС": Пыцко М.О., паспорт, доверенность от 13.02.2014,
от заинтересованного лица - Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга: Любезнова Ю.А., паспорт, доверенность от 26.12.2014,
от третьего лица - администрации города Екатеринбурга: Любезнова Ю.А., паспорт, доверенность от 25.11.2014,
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 октября 2014 года
по делу N А60-30335/2014,
принятое судьей Биндером А.Г.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "ВИМАКС" (ОГРН 1076671014760, ИНН 6671222860)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, государственное учреждение, Департаменту архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга,
третье лицо: администрация города Екатеринбурга,
об оспаривании незаконным решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
ООО "Компания "ВИМАКС" (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании незаконным решения Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга от 24.04.2014 N 21.13- 27/1284 об отказе подготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по обращению МУГИСО от 04.04.2014 N 17-01-81/2777 нз; обязать Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Компания "ВИМАКС" путем подготовки, утверждения и выдачи ООО "Компания "ВИМАКС" в месячный срок схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка предполагаемым размером 5,6 га из состава земель кадастрового квартала 66:41:0519901 в районе Горный Щит, между садоводческим товариществом "Мечта" и жилой застройкой улиц Энергетиков (четная сторона), Лесная, относящегося к территориальной зоне рекреационно-ландшафтных территорий Р-1, по обращению МУГИСО N17-01-81/2777нз от 04.04.2014.
До принятия судом решения заявитель отказался от требований к МУГИСО. На основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отказ от указанной части требований судом принят.
Согласно ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Екатеринбурга.
Решением суда от 13.10.2014 производство по делу в части требования к МУГИСО прекращено в связи с принятием судом отказа заявителя от части требований. Заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации г. Екатеринбурга N 21.13-27/1284 от 24.04.2014 об отказе подготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по обращению МУГИСО N 17-01-81/2777нз от 04.04.2014; на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя путем подготовки, утверждения и выдачи обществу с ограниченной ответственностью "Компания "ВИМАКС" в месячный срок схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка предполагаемым размером 5.6 га из состава свободных земель кадастрового квартала 66:41:0519901 г. Екатеринбурга, в районе села Горный Щит, между садоводческим товариществом "Мечта" и жилой застройкой улиц Энергетиков (четная сторона), Лесная, относящегося к территориальной зоне рекреационно-ландшафтных территорий Р-1, по обращению МУГИСО N 17-01-81/2777нз от 04.04.2014.
Решение суда от 13.10.2014 обжаловано Департаментом архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга в апелляционном порядке. Департамент в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. В апелляционной жалобе Департамент ссылается на то, что на испрашиваемой территории произрастают деревья, оказывающие важное влияние на окружающую среду города, органом местного самоуправления ведется поэтапная работа по сохранению и включению таких участков в состав городских защитных лесов, созданию лесопарков, организации особо охраняемых природных территорий, скверов. Указывает, что в соответствии с генеральным планом земельный участок отнесен к функциональной зоне "озелененная территория интенсивного общественного использования". Заинтересованное лицо считает, что судом первой инстанции не учтены положения Генерального плана, определяющего развитие территории муниципального образования. Также указывает, что в заявлении общества не были указаны конкретная цель использования земельного участка, что не позволяло определить возможное местонахождение его границ. Кроме того, заинтересованное лицо указывает, что в рамках предоставленных ему полномочий не имеет права на принятие решений об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В дополнениях к апелляционной жалобе ссылаясь на ст. 10 ГК РФ указывает, что действия заявителя заведомо направлены на создание препятствий иным лицам получить участок в пользование в установленном законе порядке.
Заявитель направил письменный отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица на доводах жалобы с учетом дополнений настаивал, просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заявителя с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица, администрации города Екатеринбурга пояснил, что согласен с доводам, изложенными в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Компания "ВИМАКС" 18.05.2014 обратилось в МУГИСО с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет без проведения торгов земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенных на территории МО "город Екатеринбург", для целей, не связанных со строительством, для рекреации без капитальных сооружений и организации площадок для отдыха, в том числе, земельного участка предполагаемым размером 5,6 га из состава земель кадастрового квартала 66:41:0519901 в районе Горный Щит, между садоводческим товариществом "Мечта" и жилой застройкой улиц Энергетиков (четная сторона), Лесная, относящегося к территориальной зоне рекреационно-ландшафтных территорий Р-1, по обращению МУГИСО N 17-01-81/2777нз от 04.04.2014 г.
МУГИСО направило в Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга заявление N 17-01-81/2777нз от 04.04.2014 об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Письмом заместителя начальника Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга в адрес МУГИСО от 24.04.2014 N 21.13-27/1284 сообщено о том, что подготовить и утвердить схему расположения интересующего земельного участка для предоставления ООО "Компания "ВИМАКС" не представляется возможным.
Как следует из данного письма, Комиссией по градостроительной деятельности Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга установлено, что испрашиваемая территория в соответствии с Генеральным планом развития городского округа МО "город Екатеринбург" на период до 2025 года, относится к озелененной территории интенсивного общественного использования.
Полагая, что данное письмо, являющееся решением об отказе в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по обращению МУГИСО от 04.04.2014 N 17-01-81/2777нз, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый нормативный акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) возлагается на орган, которое совершило действие (бездействие).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством предусмотрен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом); уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. В указанном в п. 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Пунктом 4 ст. 34 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела, заявителем испрашивается земельный участок для целей, не связанных со строительством. Заявленная цель использования земельного участка определена как "для рекреации без капитальных сооружений и организация площадок для отдыха".
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденными решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 N 68/48, находится в территориальной зоне рекреационно-ландшафтных территорий Р-1 (далее - Правила).
В соответствии с п. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Согласно п. 9 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В силу ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Согласно ст. 52.6 указанных Правил, территориальная зона Р-1 выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования.
В качестве одного из основных видов разрешенного использования зоны Р-1 предусмотрена рекреация без капитальных сооружений.
Как следует из материалов дела, земельный участок испрашивается заявителем для целей не связанных со строительством - рекреация без капитальных сооружений и организации площадок для отдыха, что соответствует основным видам разрешенного использования территориальной зоны Р-1.
Таким образом, нахождение испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне рекреационно-ландшафтных территорий Р-1 не означает отсутствие возможности предоставление испрашиваемого земельного участка для заявленной цели.
Довод Департамента о том, что заявление не содержит указания на цель использования земельного участка, опровергается содержанием письма заявителя от 18.05.2013 N 18-2/05/13, в котором указана цель предоставления земельного участка.
Довод Департамента о том, что указанная в заявлении предпринимателя цель использования земельного участка (рекреация без капитальных сооружений) не позволяет определить местонахождение границ и размер земельного участка, отклонен. В соответствии с п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. В заявлении указана цель использования земельного участка, невозможность определения местонахождение границ и площади земельного участка с учетом указанной цели предоставления земельного участка ответчиком не обоснована.
Довод ответчика о том, что земельный участок относится к территории общего пользования, не подтвержден надлежащими доказательствами.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ границы территорий общего пользования, обозначаются красными линиями.
Доказательств утверждения красных линий в районе испрашиваемой территории с учетом п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ ответчиком не представлено.
Заинтересованным лицом не обоснована невозможность предоставления земельного участка в границах земельных участков общего пользования на праве аренды с ограниченным сроком использования для указанной цели.
Само по себе наличие на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду для заявленных целей.
С учетом изложенного отказ Департамента в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по обращению МУГИСО от 04.04.2014 N 17-01-81/2777нз по изложенным в нем основаниям является незаконным, нарушает права заявителя.
Доводы заинтересованного лица о злоупотреблении заявителем своими правами не находят своего подтверждения, намерений, предусмотренных ст. 10 ГК РФ, в действиях общества, апелляционным судом не установлено.
Вместе с тем, судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указания на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Удовлетворяя требование заявителя, суд возложил на Департамент обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Между тем, возложение на Департамент такой обязанности не соответствует полномочиям указанного органа, предусмотренным п. 10 гл. 2 Положения о Департаменте архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга, утвержденным решением Екатеринбургской городской Думы от 28.06.2011 N 48/44.
Согласно п. 24, 28 п. 10 гл. 2 указанного Положения Департамент осуществляет подготовку проектов правовых актов администрации города Екатеринбурга в установленной сфере деятельности, организует подготовку схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, непосредственно подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории к полномочиям Департамента не относятся.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ на Департамент следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий, связанных с подготовкой, утверждением и выдачей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по обращению МУГИСО от 04.04.2014 N 17-01-81/2777нз.
При таких обстоятельствах на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение суда первой инстанции подлежит изменению в части возложения на Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 октября 2014 года по делу N А60-30335/2014 изменить в части возложения на Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязать Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения в месячный срок действий, связанных с подготовкой, утверждением и выдачей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по обращению Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 04 апреля 2014 года N 17-01-81/2777нз.
В остальной части решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 октября 2014 года по делу N А60-30335/2014 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Т.Л.Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30335/2014
Истец: ООО "Компания "ВИМАКС"
Ответчик: ГУ Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области,, Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга
Третье лицо: Администрация г. Екатеринбурга
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2016 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-30335/14
10.02.2016 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1708/16
29.12.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16462/14
16.01.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16462/14
13.10.2014 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-30335/14