г. Томск |
|
16 января 2015 г. |
Дело N А03-6061/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: Н.В. Марченко, А.Л. Полосина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В.
с использованием средств аудиозаписи
с участием в заседании
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: Черненко А.Ю. по доверенности от 31.12.2014 г., паспорт,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества "Алтайэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 22 октября 2014 г. по делу N А03-6061/2014 (судья Л.Ю. Ильичева)
по заявлению Сибирского Межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СМТУ Росстандарта) в лице отдела государственного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай (656010, г. Барнаул, ул. П. Сухова, 4 а)
к Открытому акционерному обществу "Алтайэнергосбыт" (656049, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Интернациональная, 122, ИНН 2224103849; ОГРН 1062224065166)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Сибирское Межрегиональное территориальное управление Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (СМТУ Росстандарта) в лице отдела государственного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее - заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества "Алтайэнергосбыт" (далее - Общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 22 октября 2014 г. заявленное требование удовлетворено, ОАО "Алтайэнергосбыт" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Алтайского края и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Росстандарта о привлечении ОАО "Алтайэнергосбыт" к административной ответственности.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность, имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Административный орган в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит апелляционную жалобу Общества оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
В апелляционной жалобе Обществом заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве е третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО "МРСК Сибири", ООО "ЮСЭК".
В силу части 3 статьи 266 АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Поскольку в суде апелляционной инстанции привлечение третьих лиц не допускается, принятое решение суда не содержит выводов о правах и обязанностях ОАО "МРСК Сибири", ООО "ЮСЭК", заявленное ходатайство в порядке части 3 статьи 266 АПК РФ удовлетворению не подлежит.
Административный орган о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции явку представителя не обеспечил.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Сибирским Межрегиональным территориальным управлением Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в лице отдела государственного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО "Алтайэнергосбыт" на предмет соблюдения требований государственных стандартов, технических регламентов при осуществлении деятельности по реализации электрической энергии жителей домов, расположенного по адресу: г. Барнаул. Спутник, ул. Тополиная, 2 и Алтайский край, с. Павловск, ул. Заводская, 1А.
В ходе проверки проведен отбор проб электрической энергии в точке присоединения на границе балансовой принадлежности - опора N 6 ВЛ-0,4кВ, КТП20-14-12 фидер N 2, г. Барнаул. Спутник, ул. Тополиная, 2 (далее - Спутник), а так же - изоляторы траверсы дома от опоры N 5 КТП 50-9-11 фидер N 3, Алтайский край, с. Павловск, ул. Заводская, 1А (далее - Павловск). Проведены лабораторные испытания отобранных проб, составлены протоколы осмотра от 18.03.2014.
По результатам испытаний установлено, что качество отобранных образцов в точке отпуска электрической энергии не соответствует требованиям пунктов 5.2, 5.4.1, 5.4.2, 5.6 ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", а именно установлены несоответствия: по установившемуся отклонению напряжения, по коэффициенту искажения синусоидальности напряжения, по коэффициенту n-й гармонической составляющей напряжения.
Данные факты отражены в протоколах испытаний электрической энергии N ИЛКЭ-0019 и ИЛКЭ-0020 от 28.03.2014, выполненных аккредитованной лабораторией ФБУ "Алтайский ЦСМ" и зафиксированы в акте проверки от 01.04.2014 N 22.
Усмотрев в деянии Общества признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, административный орган 01.04.2014 составил протокол об административном правонарушении N 04-16 и направил материалы проверки в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ОАО "Алтайэнергосбыт" состава административного правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
При этом, в примечании к статье 14.43 КоАП РФ указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Из пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
Показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц в точках, к которым присоединяются электрические сети, находящиеся в собственности различных потребителей электрической энергии, или приемники электрической энергии (точки общего присоединения) в спорный период были установлены ГОСТ 13109-97.
В соответствии с пунктом 5.2 ГОСТ 13109-97 отклонение напряжения характеризуется показателем установившегося отклонения напряжения, для которого установлены следующие нормы:
- нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения на выводах приемников электрической энергии равны соответственно +/- 5 и +/- 10% от номинального напряжения электрической сети по ГОСТ 721 и ГОСТ 21128 (номинальное напряжение);
- нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения в точках общего присоединения потребителей электрической энергии к электрическим сетям напряжением 0,38 кВ и более должны быть установлены в договорах на пользование электрической энергией между энергоснабжающей организацией и потребителем с учетом необходимости выполнения норм настоящего стандарта на выводах приемников электрической энергии. Определение указанных нормально допустимых и предельно допустимых значений проводят в соответствии с нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 5.4 ГОСТ 13109-97 несинусоидальность напряжения характеризуется следующими показателями: коэффициентом искажения синусоидальности кривой напряжения и коэффициентом n-й гармонической составляющей напряжения. Нормально допустимые и предельно допустимые значения коэффициента искажения синусоидальности кривой напряжения в точках общего присоединения к электрическим сетям с разным номинальным напряжением приведены в таблице 1 пункта 5.4.1. Нормально допустимые значения коэффициента n-й гармонической составляющей напряжения в точках общего присоединения к электрическим сетям с разным номинальным напряжением приведены в таблице 2 пункта 5.4.2 ГОСТ 13109-97.
Пунктом 5.6 ГОСТ 13109-97 установлено, что отклонение частоты напряжения переменного тока в электрических сетях характеризуется показателем отклонения частоты, для которого установлены следующие нормы - нормально допустимое и предельно допустимое значения отклонения частоты равны +-0,2 и +- 0,4 Гц соответственно.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что поставляемая Обществом в жилые дома (по проверенным адресам) электрическая энергия не соответствовала требованиям ГОСТ 13109-97 по установившемуся отклонению напряжения, по коэффициенту искажения синусоидальности напряжения, по коэффициенту n-й гармонической составляющей напряжения, по показателям отклонения частоты.
Относительно пункта 5.2 ГОСТ 13109-97 по установившемуся отклонению напряжения SUy: отклонение нормально-допустимого напряжения в период с 12:00:08 13.03.2014 по 12:30:06 14.03.2014 составило 12.43% при допустимом значении +/- 10,0% от установленного времени (Спутник) и в период с 13:30:06 18.03.2014 по 14:00:07 19.03.2014 составило 12.43% (на фазе В), 11.35% (на фазе А) при допустимом значении +/- 10,0% от установленного времени; относительно пункта 5.4 ГОСТ 13109-97 по коэффициенту n-й гармонической составляющей фазных напряжений K(n)i: отклонение коэффициента n-й гармонической составляющей в проверяемый период составило 3,15,21,27 при допустимом значении +/- 5,0% (Павловск); относительно коэффициента искажения синусоидальности напряжения превышение напряжения в проверяемом периоде составило 12.55% (по фазе А) при предельно допустимом +/- 12,0% (Павловск), что подтверждено протоколами испытаний.
Обществом не оспаривается, что электрическая энергия в контрольной точке, подвергнутой проверке административным органом, не соответствовала требованиям ГОСТ 13109-97 по указанным выше показателям.
Однако, в соответствии с пунктом 1 приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.10.2012 N 565-ст "О продлении действия на территории Российской Федерации ГОСТ 13109-97" действие ГОСТ 13109-97 продлено до 01.07.2014, то есть с 01.07.2014 ГОСТ 13109-97 не действует и применению субъектами соответствующих правоотношений не подлежит.
В силу частей 2 и 3 статьи 1.7 КоАП РФ и пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Следовательно, истечение срока действия ГОСТ 13109-97 улучшает положение Общества, поскольку в рассматриваемом случае отменены обязанности, за неисполнение которых в отношении него возбуждено производство по делу об административном правонарушении, а потому нарушение Обществом положений ГОСТ 13109-97, в случае, если оно действительно имело место быть, на дату рассмотрения дела в суде не может служить основанием для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Указанная правовая позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 30.07.2012 N 2265/12.
Таким образом, в связи с тем, что на момент рассмотрения дела в суде, ГОСТ 13109-97 утратил силу на территории Российской Федерации (Приказ Росстандарта от 25.10.2012 N 565-ст), то ОАО "Алтайэнергосбыт" не подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Иные нарушения в протоколе об административном правонарушении административным органом не зафиксированы.
Учитывая изложенное, принятое судом первой инстанции решение по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, заявленные СМТУ Росстандарта требования о привлечении ОАО "Алтайэнергосбыт" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 22 октября 2014 г. по делу
N А03-6061/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Сибирского Межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СМТУ Росстандарта) в лице отдела государственного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай о привлечении Открытого акционерного общества "Алтайэнергосбыт" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6061/2014
Истец: СМТУ Росстандарта, СМТУ Росстандарта отдел государственного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай
Ответчик: ОАО "Алтайэнергосбыт".