г. Саратов |
|
16 января 2015 г. |
Дело N А57-12039/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.01.2015.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Дергачевой М.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Парамоновой Нины Александровны, г. Аткарск (ИНН 643800589230 ОГРН 304643833200062),
на решение арбитражного суда Саратовской области от "27" октября 2014 года по делу N А57-12039/2014 (судья В.В. Землянникова),
по заявлению индивидуального предпринимателя Парамоновой Нины Александровны, г. Аткарск (ИНН 643800589230 ОГРН 304643833200062)
Заинтересованные лица:
Администрация Аткарского муниципального района Саратовской области (ИНН 6438004680 ОГРН 1026401376870);
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества", г. Аткарск Саратовской области (ИНН 6438901602 ОГРН 1026401374746);
Полков Андрей Геннадьевич, г. Аткарск Саратовской области (ОГРН 304643826600047)
о признании незаконным решения Администрации Аткарского муниципального района Саратовской области, выраженного в письме N 22/695 от 24.03.2014 года об отказе в предоставлении в собственность нежилого помещения площадью 24 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, г. Аткарск, ул. Советская, д. 66 и обязании Администрации Аткарского муниципального района Саратовской области устранить нарушение прав ИП Парамоновой Нины Александровны путем совершения действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ от 22.07.2008 года "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: в двухмесячный срок обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества; в двухнедельный срок с даты принятия отчета об оценке, принять решение об условиях приватизации арендуемого нежилого помещения; в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации направить в адрес Парамоновой Н.А. проект договора купли-продажи арендуемого нежилого помещения площадью 23,2 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, г. Аткарск, ул. Советская, д. 66 (литер А1, расположенное в здании с инвентарным номером 63:404:003:000014540),
при участии в судебном заседании ИП Парамоновой Нины Александровны и представителей:
от ИП Парамоновой Нины Александровны - Парамонова Т.Н.
от Администрации Аткарского муниципального района- Трошина Н.А.
от Центра детского творчества", г. Аткарск - Землянухина А.П., Малянова И.М.
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилась Индивидуальный предприниматель Парамонова Нина Александровна о с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным решения Администрации Аткарского муниципального района Саратовской области, выраженного в письме N 22/695 от 24.03.2014 года об отказе в предоставлении в собственность нежилого помещения площадью 24 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, г. Аткарск, ул. Советская, д. 66 и обязании Администрации Аткарского муниципального района Саратовской области устранить нарушение прав ИП Парамоновой Нины Александровны путём совершения действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ от 22.07.2008 года "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: в двухмесячный срок обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества; в двухнедельный срок с даты принятия отчёта об оценке принять решение об условиях приватизации арендуемого нежилого помещения; в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации направить в адрес Парамоновой Н.А. проект договора купли-продажи арендуемого нежилого помещения площадью 23,2 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, г. Аткарск, ул. Советская, д. 66 (литер А1, расположенное в здании с инвентарным номером 63:404:003:000014540).
Решением арбитражного суда Саратовской области от 27 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Полагая, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права, предприниматель обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, что между Администрацией муниципального образования город Аткарск и индивидуальным предпринимателем Парамоновой Н.А. заключен договор аренды нежилого помещения N 26 от 01.02.2005 года.
В соответствии с пунктом 1.1 Договора аренды, Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду, во временное владение и пользование помещение, расположенное по адресу: г. Аткарск, ул. Советская, д. 66, площадью 24 кв.м..
Пункт 1.2 Договора содержит технические характеристики нежилого помещения: нежилое встроенное помещение, расположенное на 1-ом этаже 2-х этажного кирпичного здания, дома пионеров, в центральной части города.
В последующем аренда продлялась по 18.11.2008 года.
По истечении срока аренды нежилого помещения, установленного пунктом 3 Договора N 2 от 18.12.2007 года, индивидуальный предприниматель Парамонова Н.А. продолжала пользоваться арендуемым нежилым помещением и оплачивать арендные платежи в соответствии с Договором.
26.02.2014 года индивидуальный предприниматель Парамонова Н.А. обратилась к главе Администрации Аткарского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность нежилого помещения площадью 24 кв.м., расположенного по адресу: г. Аткарск, ул. Советская, д. 66 (т. 1 л.д. 24).
На указанное заявление индивидуального предпринимателя Парамоновой Н.А. от 26.02.2014 года, Администрацией Аткарского муниципального района Саратовской области был дан ответ N 22/695 от 24.03.2014 года, из которого следует, что помещение площадью 24 кв.м., расположенное по адресу: Саратовская область, г. Аткарск, ул. Советская, д. 66 находится в нежилом здании с кадастровым номером 64:39:030213:382, которое закреплено на праве оперативного управления за МОУ ДОД ЦДТ.
Также, в указанном письме Администрацией Аткарского муниципального района Саратовской области было указано о том, что на основании п. 2.3 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении вышеуказанного помещения действие закона не распространяется (т. 1 л.д. 27).
Считая отказ Администрации Аткарского муниципального района Саратовской области N 22/695 от 24.03.2014 года незаконным, предприниматель обратилась в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, указал на следующее.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства регулирует Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Преимущественное право приобретения арендуемого государственного или муниципального имущества имеет каждый арендатор, соответствующий критериям его отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, установленных статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и при соблюдении условий, определенных в статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 Закона N 159-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Исследуя обстоятельства по делу судом первой инстанции установлено, что арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 года находилось в аренде у предпринимателя непрерывно в течение более 2-х лет в соответствии с договором аренды N 2 от 18.12.2007 года.
Нежилое помещение, площадью 24 кв.м., расположенное по адресу: Саратовская область, г. Аткарск, ул. Советская, 66, не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (ч. 3 ст. 3 и ч. 2.1 ст. 9 ФЗ-159).
Согласно пункту 8 Информационного письма от 05.11.2009 г. N 134 разъяснено, что по смыслу Закона N 159-ФЗ объектом договора купли-продажи может быть только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отношении которого должен быть осуществлен государственный кадастровый учет по правилам Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В связи с этим реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения (например, торгового места) не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект.
Таким образом, реализация преимущественного права на приобретение частей нежилого помещения, которые не сформированы в установленном порядке в обособленный объект, и в отношении которых не осуществлен кадастровый учет, не допускается.
В данном случае спорное помещение в обособленный объект недвижимости не сформировано, не изолировано, в т.ч. от помещений, находящихся на праве оперативного управления у Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского творчества", поскольку помещение, арендуемое ИП Парамоновой Н.А. и помещения, используемые образовательным учреждением на праве оперативного управления имеют единый вход и выход на улицу, а также помещение арендуемое ИП Парамоновой Н.А. не находится на кадастровом учете объектов капитального строительства, в связи с чем, не может являться объектом реализации преимущественного права на выкуп.
Арендуемое предпринимателем помещение не является обособленным.
Кроме того, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил тот факт, что объект, в отношении которого предпринимателем заявлено о реализации права на преимущественный выкуп, расположен в нежилом двухэтажном здании, имеющим культурно-просветительское, образовательное назначение и использование, что подтверждается Уставом Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского творчества" (т. 1 л.д. 100).
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) названный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
На основании пункта 5 статьи 3 Закона N 178-ФЗ, особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены иным федеральным законом.
Соответствующие особенности предусмотрены положениями Закона N 159-ФЗ, на что указано в части 1 статьи 1 этого Закона.
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 159-ФЗ не урегулированные данным Законом отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Законом N 178-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 178-ФЗ объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению: объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения, в том числе детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых; объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения; детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей); жилищного фонда и объектов его инфраструктуры; объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
Изменение назначения указанных в настоящем пункте объектов осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Частью 3 той же нормы предусмотрено, что объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, разрешенные для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, могут приватизироваться отдельно в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента приватизации (ч. 4 ст. 30 Федерального закона N 178-ФЗ).
Из буквального толкования приведенной выше нормы следует, что действующим законодательством не установлен прямой запрет на приватизацию объектов социально-культурного назначения.
Системное толкование ст. 30 Федерального закона N 178-ФЗ дает основания полагать, что объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения делятся на две группы: 1) объекты, оборот которых запрещен, (не подлежащие приватизации), такие объекты могут находиться только в государственной или муниципальной собственности; 2) объекты, ограниченные в гражданском обороте, то есть не изъятые из оборота полностью, а такие, которые могут быть предметом отчуждения, но с соблюдением предусмотренных законодательством условий и процедур.
К объектам, изъятым из оборота, следует отнести применительно к рассматриваемому случаю используемые по назначению объекты здравоохранения, образования, культуры, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения.
Целью деятельности Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского творчества" является обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей, адаптациях их жизни в обществе, формирование общей культуры, удовлетворение потребностей детей в занятиях физической культурой и спортом, организация содержательного досуга.
Таким образом, здание, в котором расположено спорное помещение, предназначено и подлежит использованию для дополнительного образования детей города Аткарска.
Следовательно, спорное помещение расположено в здании, которое относится к тем объектам культуры, приватизация которых на основании положений Закона N 178-ФЗ не допускается, т.к. объект используется по назначению для обслуживания жителей соответствующего поселения.
Временное использование арендуемого помещения по иному назначению не может свидетельствовать в безусловном порядке об изменении функционального назначения объекта.
При таких обстоятельствах судом правильно признано, что требования заявлены в отношении объекта недвижимого имущества, который относиться к тем объектам культуры, приватизация которых на основании положений Закона N 178-ФЗ не допускается, и которое не обособлено, и в таком состоянии не может быть предметом договора купли-продажи, заключаемого в порядке реализации преимущественного права выкуп.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда, не выявлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Саратовской области от "27" октября 2014 года по делу N А57-12039/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12039/2014
Истец: ИП Парамонова Н. А., ИП Парамонова Нина Александровна
Ответчик: Администрация Аткарского муниципального района Саратовской области
Третье лицо: МОУ "ДОД ЦДТ", МОУ ДОД "Центр детского творчества", Полков А. Г., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (Росреестр по Саратовской области)