г. Москва |
|
16 января 2015 г. |
Дело N А40-141315/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.01.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Марковой Т.Т., Мухина С.М. |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трескиной М.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Авиаиздат" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2014 по делу N А40-141315/2014, принятое судьей Корогодовым И.В.,
по иску (заявлению) ОАО "Авиаиздат" (121351, Москва, ул. Ивана Франко, д. 48) к 2 РОНД Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве (121354, Москва, ул. Дорогобужская, вл. 21), ГУ МЧС России по г. Москве (125009, Москва, ул. Тверская, 8, корп. 2)
о признании незаконным распоряжения от 25.08.2014 N 10,
при участии:
от заявителя: |
Бадалянц К.В. по дов. от 25.07.2014; Гатикоев И.А. по дов. от 17.10.2014; |
от ответчика: |
Вишневский Д.Г. по дов. от 27.11.2014; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Авиаиздат" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным распоряжения 2 РОНД Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве от 25.08.2014 N 10 "О проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя".
Решением от 20.10.2014 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель не согласился с выводами, изложенными в решении суда, и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования удовлетворить.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, представитель в судебном заседании просил оставить судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из фактических обстоятельств дела, в соответствии с ежегодным сводным планом плановых проверок субъектов предпринимательства на 2014 год, утвержденным Генеральной прокуратурой Российской Федерации и на основании ст. 9 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" сотрудниками 2 Регионального отдела надзорной деятельности Главного управления МЧС России по г. Москве 25.08.2014 г. вынесено распоряжение N 10 о проведении плановой выездной проверки юридического лица ОАО "Авиаиздат" по ул. Ивана Франко д. 48, задачами которой является проверка соблюдения юридическим лицом обязательных требований в области гражданской обороны.
Указанным распоряжением на общество возлагалась обязанность по предоставлению перечня документов, в том числе: учредительные документы, свидетельство о присвоении ИНН, свидетельство о внесении в Единый государственный реестр, документы распорядительного характера, декларацию пожарной безопасности, техническую документацию, связанную с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожара и пожарной защиты, договоры, лицензии, сертификаты, заключение по результатам независимой оценки рисков.
Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) предусмотрено, что данный Закон устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора).
В силу статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (часть 1).
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (часть 2).
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (часть 3).
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица (пункт 2 части 8).
Пунктом 2 статьи 18 названного Закона установлено, что должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится.
На основании статьи 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу пунктов 1 и 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305 (далее - Положение N 305), государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.
Согласно пункту 4 Положения N 305 органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
В силу пункта 6 данного Положения должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право: а) осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; в) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны; г) выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны; д) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; е) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.
Таким образом, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, а следовательно, и территориальные органы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области вправе в пределах своих полномочий осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны как федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, так и организациями.
Доводы заявителя об отсутствии в собственности имущества гражданской обороны и о том, что общество не является эксплуатантом технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, были предметом исследования в суде первой инстанции и правомерно отклонены как не влияющие на законность вынесенного ненормативно-правового акта.
Как верно отметил суд первой инстанции, установление владения или не владения заявителем объектами или имуществом гражданской обороны не является основанием для признания оспариваемого распоряжения недействительным. Выявление данного факта осуществляется в рамках проведения проверки, в связи с чем, в оспариваемом распоряжении запрошены соответствующие документы у ОАО "Авиаиздат". Распоряжение в силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" является лишь основанием для проведения проверки.
Таким образом, доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи, с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2014 по делу N А40-141315/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Авиаиздат" из Федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе как излишне уплаченную в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-141315/2014
Истец: ОАО "Авиаиздат"
Ответчик: 2 РОНД Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве, 2 РОНД Управления по ЗАОО ГУ МЧС России по г. Москве, Главное управление МЧС России по г. Москве