г. Москва |
|
19 января 2015 г. |
Дело N А40-96666/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Титовой И.А.,
Судей: Чепик О.Б., Гармаева Б.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Триносом И.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Федеральная грузовая компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.2014 г. по делу N А40-96666/14, принятое судьей Алексеевым А.Г. (шифр 113-824)
по иску ОАО "ФГК" к ОАО "ВРК-1" о взыскании 378.898,6 руб.
При участии в судебном заседании:
От истца: не явился, извещен.
От ответчика: Пузанов С.А. по доверенности от 02.10.2014 г.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось ОАО "ФГК" с исковым заявлением к ОАО "ВРК-1" о взыскании убытков в размере 373 434,6 рублей, понесенных истцом в связи с выполнением ответчиком ненадлежащего качества работ по договору от 1 сентября 2011 г. N 184/ВГК-302, заключённому между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2014 г. взыскано с ОАО "Вагонная ремонтная компания-1" в пользу ОАО "Федеральная грузовая компания" ущерб в размере 90 978 рублей 82 копейки, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 550 рублей 46 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "ФГК" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков в размере 282.455,76 руб. по вагонам N 22916803, N 64578834 по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, в связи, с чем арбитражный апелляционный суд, руководствуясь ст.ст. 123,156 АПК РФ определил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика просил решение суда в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с чем, законность и обоснованность решения проверяется апелляционным судом только в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков в размере 282.455,76 руб. по вагонам N 22916803, N 64578834. В части взыскании 90978 руб. 82 коп. решение суда не обжалуется.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения в обжалуемой части решения Арбитражного суда города Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Согласно ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получало бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
В соответствии с указанной нормой обязательство вследствие причинения убытков возникает при наличии в совокупности следующих оснований: противоправного деяния (действия, бездействия), наличия вреда, причинно-следственной связи между противоправным деянием и наступившими последствиями (убытками), вины лица, ответственного за убытки.
Отсутствие доказательства хотя бы одного из указанных оснований не дает права требовать возмещения убытков.
При этом, лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения неправомерными действиями ответчика прав истца, наличие причинной связи между допущенными нарушениями и возникшими убытками.
Как указывает истец, ОАО "РЖД" устранило выявленные технологические дефекты 6 вагонов на сумму 373 434,6 рублей (без НДС), что подтверждается актами выполненных работ, счетами и счетами-фактурами. Из них 4 вагона отремонтированы ответчиком "по единой цене" 19 209 рублей на общую сумму 79 432 рублей, включая провозную плату по вагону N 61123519.
Требование истца в части взыскания стоимости трёх боковых рам по вагону N 22916803 в размере 115 582,34 рублей, а также стоимости двух боковых рам по вагону N 64578834 в размере 166 873,42 рублей является необоснованным, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, при производстве ремонта вагонов 22916803 и 64578834литые детали тележки ОАО "ВРК-1" не устанавливались.
Истцом не обоснованно в расчет размера убытков включены контрольные и регламентные операции по каждому вагону. Регламентные работы не связаны с работами по устранению дефектов и выделены в отдельные расходы.
Согласно Руководству по текущему отцепочному ремонту 717-ЦВ-2009 регламентные работы - работы, выполняемые с периодичностью и в объёме, установленными в нормативно-эксплуатационной документации, независимо от технического состояния узлов и деталей вагона в момент начала ремонта.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.02.2013 N 8775/12, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что компенсация подрядчиком заказчику понесенных последним расходов по контрольным регламентным работам вагонов договором не предусмотрена, в силу ст. 210 ГК РФ это расходы собственника (истца) по содержанию принадлежащего ему имущества и они не могут быть взысканы с ответчика, не доказавшего состав договорных убытков.
Спорные вагоны отремонтированы в соответствии с Руководством по ремонту, техническими условиями, чертежами и признаны годными для эксплуатации, что подтверждается уведомлениями о приемке грузовых вагонов из ремонта вагонов, подписанными приемщиком вагонов ОАО "РЖД".
В соответствии с п.п.2.5.2, 2.5.8 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденной Протоколом N 50 Совета по железнодорожному транспорту Государств - участников Содружества "Все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками станции к техническому обслуживанию...". Техническое обслуживание порожних вагонов при их подготовке под погрузку проводится на специализированных пунктах технического осмотра. "По окончании технического обслуживания осмотрщик сообщает о готовности вагонов оператору ПТО. В книге формы ВУ-14, против каждого вагона или группы вагонов, осмотрщик ставит подпись, удостоверяя их пригодность для перевозки конкретного груза".
Согласно п.6.1 Договора "Гарантийный срок не распространяется на составные части вагона, отказ которых произошёл по причине естественных эксплуатационных износов, либо нарушений Заказчиком правил и норм технической эксплуатации подвижного состава, норм содержания вагона.
Отказ вагона или его составной части признается гарантийным случаем на основании расследования, проведенного с участием представителя Подрядчика и оформлением акта формы ВУ-41-М, с необходимыми приложениями, подтверждающими вину Подрядчика".
Выводы о причинах образования неисправностей, содержащиеся в актах-рекламациях, являются технически необоснованными.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами.
Обязательным приложением к рекламационному акту по форме ВУ-41 являются эскизы, фотографии, акты экспертизы, которые позволяют охарактеризовать дефект. В материалах дела отсутствуют эскизы, фотографии, акты экспертизы, характеризующие и подтверждающие дефект.
Довод апеллянта о том, что по условиям договора подрядчик обязан компенсировать все понесенные заказчиком убытки, в том числе неизбежные по Регламенту при ТОР расходы на контрольные и регламентные работы, отклоняется, поскольку основан на неправильном толковании условий договора и ст.ст.15,393,723 ГК РФ
Таким образом истцом не доказано, что заявленные к взысканию убытки по вагонам N 22916803, N 64578834, причиненные истцу, возникли вследствие незаконных, виновных действий ответчика, а также не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими у истца убытками.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отказе во взыскании в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков в размере 282.455,76 руб. по вагонам N 22916803, N 64578834.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обосновании своих требований или возражений.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение в обжалуемой части и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2014 г. по делу N А40-96666/14 оставить в обжалуемой части без изменения, апелляционную жалобу АО "Федеральная грузовая компания" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течении двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Титова |
Судьи |
О.Б. Чепик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96666/2014
Истец: АО "Федеральная грузовая компания", АО "Федеральная грузовая компания" в лице Иркутского филиала, ОАО Федеральная грузовая компания
Ответчик: ОАО "Вагонная ремонтная компания-1", ОАО "ВРК-1"