г. Воронеж |
|
19 января 2015 г. |
Дело N А35-6873/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.01.2015.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Семенюта Е.А., Протасова А.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" (ИНН 4632168044, ОГРН 1124632011756, г. Курск, ул. Н. Набережная, д. 9):
от Управления федеральной антимонопольной службы по Курской области (г. Курск, ул. Марата, д. 9): |
Чуйков А.А., представитель по доверенности N 7 от 5.12.2014;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" на решение Арбитражного суда Курской области от 13.11.2014 по делу N А35-6873/2014 (с учетом определения об исправлении описок, опечаток, арифметических ошибок от 20.11.2014) (судья Суходольская Н.Е.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" к Управлению федеральной антимонопольной службы по Курской области об оспаривании решения о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" (далее - ООО "Курская теплосетевая компания", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - УФАС по Курской области, антимонопольный орган) о назначении административного наказания по делу N 04-02-17-2014 об административном правонарушении от 21.07.2014.
Определением суда от 06.08.2014 заявление Общества принято к производству, делу присвоен N А35-6873/2014.
Решением Арбитражного суда Курской области от 13.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Полагая указанное решение суда области незаконным, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 13.11.2014 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что:
- суд не принял во внимание доводы заявителя о том, что согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон "Об энергосбережении")равным одному году с момента совершения административного правонарушения антимонопольным органом был пропущен;
- инициатива по установке общедомового прибора учета энергетических ресурсов лежит на собственниках помещений оснащаемого многоквартирного дома, а также организациях, осуществляющих управление многоквартирным домом, что в соответствие со статьей 1.5 КоАП РФ исключает вину и как следствие привлечение к административной ответственности ресурсоснабжающие организации при обнаружении факта отсутствия оснащения многоквартирного дома общедомовым прибором учета коммунальных ресурсов.
При указании номера дела в резолютивной части решения от 06.11.2014 и решения от 13.11.2014 была допущена опечатка, вместо "N А35-6873/2014" указано "N А35-3493/2014".
Определением суда от 20.11.2014 (л.д. 49, т. 3) указанная опечатка исправлена.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, полагая решение суда области незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, просил суд отменить его полностью и принять по делу новый судебный акт. Подтвердил, что на дату рассмотрения апелляционной жалобы заявитель ознакомлен с определением об исправлении опечатки от 20.11.2014 и мотивированным решением суда первой инстанции по настоящему делу, препятствий к рассмотрению апелляционной жалобы у заявителя не имеется.
УФАС России по Курской области в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило, о слушании дела извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Управления.
В порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя УФАС России по Курской области.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу УФАС России по Курской указывает, что наличие обязанности ресурсоснабжающих организаций по оснащению многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета в период с 01.07.2012 по 01.07.2013, а также после наступления указанного срока при выявлении ресурсоснабжающими организациями фактов нарушения установленных статьей 13 Закона "Об энергосбережении" требований об учете используемых энергетических ресурсов, подтверждается сложившейся судебной практикой.
В ходе судебного разбирательства установлено:
ООО "Курская теплосетевая компания" расположено по адресу: 305000, Курская область, г. Курск, ул. Нижняя Набережная, 9, зарегистрировано в качестве юридического лица 23.08.2012, ОГРН 1124632011756, ИНН 4632168044.
Собственник квартиры N 1 жилого многоквартирного дома N 50Д по ул. Республиканская г. Курска Никифоров С.А. 17.04.2014 обратился в УФАС по Курской области с жалобой на действия ООО "Курская теплосетевая компания", выразившиеся в неисполнении обязанности по установке в указанном доме общедомового прибора учета тепловой энергии.
Должностным лицом УФАС по Курской области 23.06.2014 был выявлен факт совершения указанного правонарушения, в связи с чем вынесено определение о возбуждении в отношении ООО "Курская теплосетевая компания" дела N 04-02-17-2014 об административном правонарушении по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
Как подтверждается материалами дела и не оспаривается Обществом, ООО "Курская теплосетевая компания" было известно об отсутствии в жилом многоквартирном доме N 50Д по ул. Республиканская г. Курска общедомового прибора учета тепловой энергии, однако, ресурсоснабжающей организацией как по состоянию на 01.07.2013, так и на момент подачи Никифоровым С.А. жалобы (17.04.2014) в антимонопольный орган, а также на момент вынесения УФАС по Курской области постановления о назначении административного наказания по делу N 04-02-17-2014 об административном правонарушении (21.07.2014) действий по установке в указанном жилом доме общедомового прибора учета тепловой энергии совершено не было, следовательно, Обществом не была исполнена установленная в пункте 12 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" обязанность.
В ходе проверки антимонопольным органом был сделан вывод о том, что ООО "Курская теплосетевая компания" как организация, осуществляющая деятельность по теплоснабжениию, сети которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования подлежащего оснащению коллективным (общедомовым) прибором учета жилого дома N 50Д по ул. Республиканская г. Курска, в силу части 9 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" об энергосбережении, до 1 июля 2013 года обязано было совершить действия по оснащению прибором учета тепловой энергии объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения, что, в свою очередь, образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
Ведущим специалистом-экспертом отдела естественных монополий УФАС по Курской области Краснослободцевой А.В. 08.07.2014 составлен протокол об административном правонарушении N 04-02-17-2014, в котором отражен факт совершения ООО "Курская теплосетевая компания" административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
Постановлением руководителя УФАС по Курской области Комова Ю.А. от 21.07.2014 о назначении административного наказания по делу N 04-02-17-2014 ООО "Курская теплосетевая компания" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена чатью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Полагая указанное постановление незаконным и нарушающим права Общества, ООО "Курская теплосетевая компания" обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим:
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Полномочия должностных лиц УФАС по Курской области по вынесению оспариваемого постановления о назначении ООО "Курская теплосетевая компания" административного наказания по делу делу N 04-02-17-2014 об административном правонарушении от 21.07.2014 проверены судами первой и апелляционной инстанций.
Нарушение пределов полномочий, предоставленных должностным лицам антимонопольного органа статьей 23.48 КоАП РФ, не установлено.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального антимонопольного органа, их заместители, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.3, 14.9, 14.31, 14.31.1, частью 1 статьи 14.31.2, статьями 14.32, 14.33 настоящего Кодекса;
3) руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители (ч. 2 ст. 23.48 КоАП РФ).
Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, постановление от 21.07.2014 о назначении административного наказания по делу N 04-02-17-2014 было вынесено уполномоченным должностным лицом - руководителем УФАС России по Курской области Комовым Ю.А.
В соответствии с частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, заключается в несоблюдении организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет, установленных для нее обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Из материалов дела видно, что многоквартиный жилой дом N 50Д по ул. Республиканская г. Курска находится в управлении ООО "Городская управляющая компания N 1".
Теплоснабжение данного дома в соответствии с договором на снабжение тепловой энергией от 01.05.2013 N 2330161 осуществляет ООО "Курская теплосетевая компания".
По состоянию на 01.07.2013 указанный многоквартирный дом N 50Д по ул. Республиканская г. Курска не был оснащен ООО "Курская теплосетевая компания" коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии.
Закон "Об энергосбережении" регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 12 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 01.07.2013 (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает поэтапный механизм оснащения собственников жилых помещений в многоквартирных домах индивидуальными и коллективными приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов.
Как следует из материалов дела, ООО "Курская теплосетевая компания", являясь ресурсонабжающей организацией, в силу положений частей 9, 12 статьи 13 Закона "Об энергосбережении", несет обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых оно осуществляет; при этом оно обязано было предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений.
Обязанность по оснащению приборами учет коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012 была возложена на собственников жилых помещений.
В случае же неисполнения собственниками жилых помещений обязанности по установке индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012, в силу положений части 12 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2013 возложена на ресурсоснабжающую организацию; при этом ресурсоснабжающая организация обязана предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений.
Многоквартирный жилой дом N 50Д по ул. Республиканская г. Курска находится в управлении ООО "Городская управляющая компания N 1".
ООО "Городская управляющая компания N 1" осуществляет функции управляющей организации, в обязанности которой входит, в том числе - заключение в интересах собственников договоров с поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
Между ООО "Курская теплосетевая компания" и ООО "Городская управляющая компания N 1" 01.05.2013 заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде N 2330161, согласно которому дом N 50Д по ул. Республиканской г. Курска теплоснабжение данного дома осуществляет ООО "Курская теплосетевая компания".
Из анализа положений статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Закона "Об энергосбережении" следует, что управляющая организация (ООО "Городская управляющая компания N 1") не осуществляет непосредственную поставку (продажу) коммунальных ресурсов, а является посредником между ресурсоснабжающей организацией и собственниками многоквартирного дома - непосредственными потребителями коммунальных ресурсов.
Таким образом, управляющая организация не осуществляет непосредственную поставку (продажу) коммунальных ресурсов, а является посредником между ресурсоснабжающей организацией и собственниками многоквартирного дома - непосредственными потребителями коммунальных ресурсов.
Из материалов дела следует, что границами балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплаутационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и жилым многоквартирным домом N 50Д по ул. Республиканской г. Курска являются вводные задвижки узлов управления, сети инженерно-технического обеспечения Общества имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования указанного многоквартирного жилого дома.
Судом области установлено, что ООО "Курская теплосетевая компания" в силу положений части 12 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" является организацией, осуществляющей деятельность по теплоснабжению, сети которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования потребителей горячей воды, подлежащих оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета, в том числе многоквартирного жилого дома N 50Д по ул. Республиканской г. Курска.
Из системного толкования положений частей 9, 12 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в их взаимосвязи следует, что обязанность по осуществлению деятельности по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, возложена на ресурсонабжающую организацию - заявителя по настоящему делу.
При этом ссылка заявителя на обязательность инициативы собственников многоквартирных домов на установку приборов учета основана на неверном толковании положений действующего законодательства.
С учетом изложенного, суд области пришел к верному выводу о том, что Общество, являясь ресурсонабжающей организацией, несет обязанность по оснащению многоквартирного дома N 50Д по ул. Республиканской г. Курска коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых оно осуществляет; при этом Общество обязано было предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений.
Ни в ходе проведения проверки антимонопольным органом, ни в ходе рассмотрения настоящего спора судом, ООО "Курская теплосетевая компания" не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом мер, направленных на своевременное оснащение спорного многоквартирного дома, теплоснабжение которого осуществляет заявитель, коллективными (общедомовыми) приборами учета теплоснабжения.
Ссылки заявителя на отсутствие у него обязанности принятия мер по самостоятельной установке приборов учета с последующим возмещением расходов за счет собственников, правомерно отклонены судом области с учетом положений частей 9 и 12 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" в их совокупности и системной взаимосвязи.
Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что ООО "Курская теплосетевая компания" было известно об отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета горячей воды и тепловой энергии в многоквартирном доме N 50Д по ул. Республиканской города Курска.
Таким образом, антимонопольным органом доказано нарушение Обществом части 13 статьи 13 Закона "Об энергосбережении", что образует состав административного правонарушения по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
При этом под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта.
Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Согласно части 12 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" до 1 июля 2013 года (в отношении в том числе жилых многоквартирных домов в части оснащения их коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды и тепловой энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи (ресурсоснабжающие организации), обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
После 1 июля 2013 года (в отношении в том числе жилых многоквартирных домов в части оснащения их коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды и тепловой энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Исходя из приведенных норм, совершенное ООО "Курская теплосетевая компания" административное правонарушение, предусмотренное частью 13 статьи 9.16 КоАП РФ, послужившее основанием для вынесения оспариваемого постановления, является длящимся административным правонарушением, так как обязанность по оснащению жилых многоквартирных домов коллективными приборами учета энергетичских ресурсов не должна быть выполнена к конкретному сроку, а возложена на ресурсоснабжающие организации (в данном случае на ООО "Курская теплосетевая компания) в соответствие с частью 12 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" и в настоящее время.
В этой связи днем обнаружения административного правонарушения, а соответственно и днем начала исчисления годичного срока давности привлечения к административной ответственности является 23.06.2014 - дата вынесения определения о возбуждении в отношении ООО "Курская теплосетевая компания" дела N 04-02-17-2014 об административном правонарушении.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о пропуске антимонопольным органом срока давности привлечения Общества к административной ответственности за нарушение части 12 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" не может быть принят судом апелляционной инстанции.
Довод Общества о том, что направление ОАО "Квадра - Генерирующая компания" письма от 28.04.2012 N МЭ-715/1795 в адрес ООО "Городская управляющая компания N 1" является доказательством надлежащего исполнения ООО "Курская ТСК требований Закона "Об энергосбережении" правомерно отклонен судом области.
Судом установлено, что 28.04.2012 ОАО "Квадра - Генерирующая компания" в адрес "Городская управляющая компания N 1" с целью оснащения жилых домов, находящихся в управлении данной организации, коллективными приборами учета горячей воды и тепловой энергии было направлено письмо N МЭ-715/1795 с предложением о проведении общих собраний собственников помещений в указанных домах.
Между тем, ООО "Курская теплосетевая компания" и ОАО "Квадра - Генерирующая компания" являются двумя различными самостоятельными юридическими лицами.
В этой связи, переписка ОАО "Квадра - Генерирующая компания" и "Городская управляющая компания N 1" не имеет отношение к деятельности ООО "Курская теплосетевая компания".
Кроме того, исходя из текста письма от 28.04.2012 N МЭ-715/1795, ОАО "Квадра - Генерирующая компания" было предложено "Городская управляющая компания N 1" провести собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении данной управляющей компании, с целью выбора организации для установки приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов, а также определения порядка оплаты расходов на установку данных приборов.
Законом "Об энергосбережении" прописана прямая обязанность ресурсоснабжающих организаций по оснащению многоквартирных жилых домов (имеющих непосредственное присоединение к сетям данных организаций) приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также механизм исполнения указанной обязанности. Данный механизм не включает в себя принятие на общем собрании собственниками помещений в многоквартирном доме решений об установке приборов учета, о выборе организации для установки прибора учета и т.д.
Таким образом, вывод суда области о том, что направление ОАО "Квадра - Генерирующая компания" указанного письма в адрес "ГУК N 1" не является доказательством надлежащего исполнения обязанности ООО "Курская теплосетевая компания" по оснащению жилого многоквартирного дома N 50Д по ул. Республиканская г. Курска общедомовым прибором учета тепловой энергией, является обоснованным.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда области о том, что действия ООО "Курская теплосетевая компания", выраженные в неоснащении в установленный федеральным законодательством срок многоквартирного дома N 50Д по ул. Республиканской города Курска, коллективными (общедомовыми) приборами учета теплоснабжения, являются нарушением положений части 12 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия полагает, что постановление УФАС России по Курской области о назначении административного наказания по делу N 04-02-17-2014 от 21.07.2014 об административном правонарушении является законным и обоснованным.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 13.11.2014 по делу N А35-6873/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-6873/2014
Истец: ООО "Курская теплосетевая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области