20 января 2015 г. |
А39-2905/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Саранск
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 31.10.2014
по делу N А39-2905/2014,
принятое судьей Волковой Е.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Комаровой Анны Васильевны (ОГРН 309132709100064, ИНН 132705054201, г. Саранск)
о признании незаконными действий администрации городского округа Саранск,
без участия лиц,
и установил:
индивидуальный предприниматель Комарова Анна Васильевна (далее - Предприниматель, ИП Комарова А.В., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконными действий администрации городского округа Саранск (далее - администрация) по отклонению от согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения объекта торговли, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Александровское шоссе, выраженному в письме от 27.03.2014 N Пр-1596, и обязании администрации утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории КК 13:23:1009041 для размещения объекта торговли, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Александровское шоссе.
Решением от 31.10.2014 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил требование Общества.
Администрация не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 31.10.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, ИП Комарова А.В. является собственником объекта - павильона "Шиномонтаж", расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Александровское шоссе (свидетельство о государственной регистрации права от 24.12.2008 серии 13 ГА N 292571).
При этом право собственности Предпринимателя на данный объект возникло на основании договора купли-продажи от 20.03.2007, заключенного с Сухановой Н.С. (продавец), согласно пункту 3 которого права на земельный участок у продавца не оформлены.
Поскольку кадастровый учет земельного участка под принадлежащим Предпринимателю павильоном не осуществлен, последний в целях реализации права приобретения земельного участка на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) 13.03.2014 обратился в администрацию с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения объекта торговли (торгового павильона), расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Александровское шоссе.
Письмом от 27.03.2014 N Пр-1596 администрация отказала в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с тем, что граница земельного участка выходит за красную линию.
Посчитав оспариваемые действия администрации незаконными и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из пункта 3 статьи 34 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 N 177, первый заместитель главы администрации обеспечивает исполнение решений органов местного самоуправления, а также издает распоряжения по вопросам местного значения муниципального образования, в том числе: о предоставлении земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ; об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, градостроительных планов земельных участков.
Согласно Положению о Департаменте перспективного развития администрации, утвержденному решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.07.2012 N 120, органом, уполномоченным по управлению и распоряжению земельными участками на территории городского округа Саранск, является Департамент перспективного развития администрации, в компетенцию которого входит решение вопроса о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка при наличии установленных управлением ограничений, отраженных в утвержденной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Из анализа указанных правовых норм суд пришел к выводу о том, что собственник здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок. При этом обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории законом не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Совершение указанных действий рассматривается в качестве юридической обязанности соответствующего органа.
Отказывая в согласовании схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории, администрация сослалась на то, что граница земельного участка выходит за красную линию.
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Согласно пункту 1.4.22 Местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Саранск, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28.10.2008 N 193, границы улично-дорожной сети городского округа обозначены красными линиями, которые отделяют эти территории от других территориальных зон. Размещение объектов капитального строительства в пределах красных линий на участках улично-дорожной сети не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В силу статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; 2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определены Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий).
Пункт 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий предусматривает обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 (далее - Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации).
В силу пункта 1 данная инструкция обязательна для соблюдения организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.
Как установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, постановлением главы администрации от 04.05.2012 N 1666 утверждена документация по планировке территории, ограниченной Александровским шоссе, улицами Лодыгина и 1-я Промышленная (в районе промышленной зоны) г. Саранска, включая проект межевания, а именно: 1. Пояснительная записка; 2. Графическая часть; 2.1. Схема размещения проектируемой территории в системе г. Саранск (М1:5000); 2.2. План современного использования территории (М1:2000); 2.3. Схема красных линий (основной чертеж) (М1:2000); 2.4. Разбивочный чертеж красных линий (М1:2000); 2.5. Схема организации транспорта и улично-дорожной сети движения (М1:2000); 2.6. Схема размещения инженерных сетей (М1:2000); 2.7. Схема вертикальной планировки и инженерной подготовки территории (М1:2000); 2.8. Схема проекта межевания территории (М1:2000).
Согласно представленной администрацией схеме красных линий (основной чертеж) (М1:2000) вышеуказанный земельный участок полностью расположен в красных линиях (территории общего пользования), а согласно схеме размещения инженерных сетей из проекта планировки указанной территории в пределах испрашиваемого Предпринимателем земельного участка располагаются сети инженерно-технического обеспечения - канализация, водопровод и линия связи, указаны охранные зоны данных коммуникаций.
С учетом анализа части 1 статьи 41, частей 2 - 6 статьи 42 ГрК РФ, пунктов 1, 3.1, 4.1, 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий, подпунктов 6, 7 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, суд сделал вывод, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. В случае, если установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства того, что красные линии были установлены (изменены) до начала строительства павильона и до регистрации права собственности на объект недвижимости.
Статьей 223 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право на недвижимое имущество возникает у лица с момента государственной регистрации такого права.
На основании пояснений представителя администрации суд установил, что павильон "Шиномонтаж" не является самовольной постройкой, разрешение на строительство указанного объекта было выдано в установленном законом порядке. Однако, по мнению представителя администрации, земельный участок, на котором расположен указанный объект не может быть передан ИП Комаровой А.В. ни в собственность, ни в аренду, поскольку он расположен в пределах красных линий, соответственно, правовых оснований для утверждения схемы расположения земельного участка не имеется, Предприниматель может осуществлять права собственника без оформления прав на земельный участок.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела, суд обоснованно признал незаконным приведенное администрацией основание для отказа в утверждении схемы земельного участка, поскольку указанная процедура является этапом предоставления земельного участка, в рамках которой проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории.
Объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке, находятся у заявителя в собственности и непосредственно связан с его предпринимательской деятельностью.
При этом судом учтено, что составление схемы размещения испрашиваемого участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. Земельный участок как объект прав возникает после его описания в Едином государственном реестре земель и государственного учета, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы его расположения на местности.
Поскольку схема размещения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории содержит не только чертеж планировки территории, но и сведения о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей и т.п. сведения, суд правомерно посчитал, что при отсутствии такой схемы размещения земельных участков на местности вывод администрации о невозможности предоставления Предпринимателю земельного участка преждевременен и может быть сделан после завершения процедуры формирования земельного участка и с учетом сведений, содержащихся в кадастровом паспорте земельного участка.
В этой связи ссылку администрации на наличие красных линий суд обоснованно признал несостоятельной, поскольку указанное обстоятельство влияет лишь на возможность получения земли в собственность, но не препятствует предоставлению земельного участка в аренду.
Таким образом, вопрос о возможности или невозможности предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка, как правомерно указал суд, должен быть разрешен администрацией после составления и утверждения схемы расположения земельного участка, в которой отражается информация о возможных ограничениях, существующих на спорной территории.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемые действия администрации противоречат положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности, поскольку препятствуют заявителю в постановке земельного участка на кадастровый учет и приобретению прав на него.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное администрацией не доказано.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование заявителя.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Мордовия отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба администрации по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 31.10.2014 по делу N А39-2905/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-2905/2014
Истец: ИП Комарова Анна Васильевна
Ответчик: Администрация городского округа Саранск