г. Киров |
|
20 января 2015 г. |
Дело N А17-1691/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
при участии в судебном заседании (до отложения):
представителя истца Ремизовой Ю.С., действующей на основании доверенности от 19.12.2013 N 141,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества водопровода, канализации и гидротехнических сооружений г. Иваново (ОАО "Водоканал")
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.10.2014 по делу N А17-1691/2014, принятое судом в составе судьи Пичевой Д.К.,
по иску открытого акционерного общества водопровода, канализации и гидротехнических сооружений г. Иваново ОАО "Водоканал" (ОГРН 1093702022754)
к открытому акционерному обществу "ПСК" (ОГРН 1033700069765)
о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами, процентов по день фактического исполнения денежного обязательства,
установил:
открытое акционерное общество водопровода, канализации и гидротехнических сооружений г. Иваново ОАО "Водоканал" (далее - истец, ОАО "Водоканал") обратилось Арбитражный суд Ивановской области с иском к открытому акционерному обществу "ПСК" (далее - ответчик, ОАО "ПСК", Общество) о взыскании 241 970 рублей 23 копейки задолженности, составляющей повышенную плату за сброс сточных вод в систему канализации с превышением нормативов сброса по составу сточных вод, сложившуюся при исполнении действующего между сторонами договора 30.11.2007 N 16-Л за 4 квартал 2013 года, и 1663 рублей 55 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также процентов по день фактического исполнения денежного обязательства.
Основанием заявленных требований указаны статьи 309, 310, 395, 539, 544 Гражданского кодекса РФ, пункт 69 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ N 167 от 12.02.1999 (далее - Правила N 167).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 02.10.2014 иск удовлетворен частично: в пользу ОАО "Водоканал" взыскано 145 585 рублей 49 копеек задолженности, 1000 рублей 90 копеек процентов за период с 18.01.2014 по 17.02.2014, проценты на присужденную сумму задолженности с 18.02.2014 по день фактического исполнения денежного обязательства с применением ставки рефинансирования 8,25% годовых, 4704 рубля 39 копеек в счет возмещения судебных расходов истца по оплате госпошлины, проценты за пользование чужими денежными средствами (проценты за неисполнение судебного акта), начисленные в целом на присужденную сумму с применением ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации с момента вступления в законную силу настоящего решения и до полной уплаты ответчиком взысканной суммы; в остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Водоканал" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив иск в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, удовлетворяя частично заявленные исковые требования истца, суд первой инстанции применил нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, установленные Приложением N 3 к Постановлению Правительства РФ N 644 от 29.07.2013 "Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - Правила N 644). Однако ОАО "Водоканал" считает, что при определении повышенной платы за сброс сточных вод с повышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, необходимо применять нормативы, установленные органом местного самоуправления - постановлением Главы г. Иваново N 457 от 24.05.2000 (далее - постановление N 457). Ссылаясь на Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" N416-ФЗ, вступивший в силу с 01.01.2013, Правила N 167 и Правила N 644, постановление Правительства Ивановской области N 55-па от 04.06.2000 и постановление N457, истец указывает, что критерии оценки состава и качества сточных вод, сбрасываемых абонентам, должны быть едиными, применяемыми в целом при исследовании сточных вод абонентов путем сопоставления с нормативными показателями общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения с содержанием Приложения 3 к Правилам N 644. Истец утверждает, что при рассмотрении настоящего дела применимы нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленные в постановлении N 457, поскольку указанные нормативы разработаны на основании законодательства об охране окружающей среды.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца поддержала изложенную в апелляционной жалобе позицию, настаивает на удовлетворении апелляционной жалобы.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ответчика.
В целях наиболее полного и объективного рассмотрения дела судебное заседание апелляционного суда откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 14.01.2015.
После отложения стороны явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба после отложения рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ивановской области от 02.10.2014 проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов.
Как следует из материалов дела, 30.11.2007 между УМП "Водоканал", правопреемником которого является ОАО "Водоканал", и ООО "МК Кранэкс" (правопредшественник ОАО "ПСК") заключен договор N 16-Л, предметом которого является обязательство истца по осуществлению водоснабжения абонента питьевой водой по водопроводным вводам, согласованным в Приложении N 1, водоотведению и очистке сточных вод, сбрасываемым абонентом по канализационным выпускам, согласованным в Приложении N 1, а также встречное обязательство абонента по оплате стоимости полученной питьевой воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод, в том числе с превышением нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах (раздел 1, пункт 2.4.14 договора).
Договор подписан абонентом с протоколом разногласий, в дальнейшем стороны согласовали спорные условия договора посредством подписания протокола согласования разногласий, поэтому условия договора применяются в согласованной сторонами редакции.
В разделе 1 договора закреплена обязанность ответчика обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с получением воды и сбросом сточных вод.
Согласно пункту 2.4.12 договора ответчик обязался осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод и не превышать в соответствии с пунктом 2.4.14. договора нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (Приложение N 2 к договору).
В силу пункта 2.1.3 договора ОАО "Водоканал" вправе осуществлять в соответствии с законодательством лабораторный контроль за составом и свойствами сточных вод, сбрасываемых абонентом.
В пункте 2.4.15. договора предусмотрено обязательство ОАО "ПСК" своевременно и в полном объеме производить оплату ОАО "Водоканал" полученной питьевой воды, сброшенных сточных вод, в том числе с превышением нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.
Порядок контроля приема (сброса) сточных вод согласован сторонами в разделе 4 договора, именуемом "Нормирование и контроль отпуска (получения) питьевой воды и приема (сброса) сточных вод".
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу и свойствам сточных вод осуществляется ОАО "Водоканал" не реже одного раза в квартал путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах, количество и расположение которых определяется в соответствии с согласованной с ОАО "Водоканал" схемой водоснабжения и канализации (имеется в материалах дела). При этом абонент вправе принимать участие в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом ОАО "Водоканал", отбор проб сточных вод удостоверяется актом, подписываемым представители сторон. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией ОАО "Водоканал". Результаты анализа сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации города, выполненные отделением сточной воды Центра контроля качества воды ОАО "Водоканал", являются официальными в соответствии с Положением об аккредитованном Центре (пункты 4.2-4.3 договора).
Абонент вправе при отборе представителем ОАО "Водоканал" контрольной пробы одновременно в присутствии представителя ОАО "Водоканал" отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за свой счет. Об отборе параллельной пробы абонентом делается соответствующая отметка в акте отбора проб (пункт 4.4 договора).
При выявлении превышения нормативов по составу и свойствам сточных вод при сбросе в систему коммунальной канализации, ОАО "Водоканал" взимает с абонента повышенную плату в соответствии с законодательством (пункт 4.5. договора).
Обязательство абонента ежеквартально оплачивать ОАО "Водоканал" стоимость превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации в соответствии с действующим законодательством, оплата должна быть произведена в течение 5 дней с момента получения от ОАО "Водоканал" счета-фактуры, акта по плате за сброс сточных вод в систему канализации с превышением норматива сброса по составу сточных вод, копии акта отбора проб с расчетом повышенной платы (пункт 5.3 договора в редакции протокола согласования разногласий).
В разделе 7 договора, именуемом "Ответственность сторон" стороны предусмотрели, что абонент несет ответственность за невыполнение обязательств по договору в соответствии с законодательством и за вред, причиненный организации водопроводно-канализационного хозяйства или системам коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с законодательством, а также за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.
Перечень присоединений объектов абонента к городским сетям водоснабжения и канализации согласован в Приложениях N 1, 2 к договору.
В соответствии с пунктом 8.4 договора срок договора продлен и регулировал отношения сторон в исковой период в 4 квартале 2013 года, что подтверждается сторонами.
Во исполнение пунктов 4.1., 4.2., 4.3., 4.4., 4.7. договора персоналом ОАО "Водоканал" совместно с представителем ответчика 26.11.2013 отобраны пробы сточных вод для исследования.
26.11.2013 составлен Акт отбора проб N 352-П из контрольных канализационных колодцев Кл-1, Кл-2, Кл-3, Кл-4, Кл-5 (л.д. 31).
ОАО "ПСК" совместно с персоналом истца отобрал параллельные пробы.
ОАО "Водоканал" по результатам анализа каждой из отобранных проб сточных вод оформило протоколы анализа от 02.12.2013 N 675/13, N 676/13, N 677/13, N 678/13, N 679/13 (л.д. 33-39).
Установив допущенное ответчиком превышение норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, в том числе по взвешенным веществам, нефтепродуктам, железу, меди и цинку, истец произвел расчет повышенной платы за сверхнормативный сброс ОАО "ПСК" загрязняющих веществ и выставил ответчику к оплате счет-фактуру от 31.12.2013 N 30698 на сумму 241970 рублей 23 копейки (с НДС) за превышение норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации за 4 квартал 2013 года.
Отсутствие платежей в счет внесения повышенной платы от ОАО "ПСК" после получения счета послужило основанием для обращения ОАО "Водоканал" в суд с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статья 420 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Постановление N 644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776, которые вступили в силу с 17.09.2013 (далее - Правила N 776).
В пункте 1 Правил N 167 дано определение применяемых в этом нормативном правовом акте понятий, в том числе понятия "нормативы водоотведения или нормативы сброса" - установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование.
Пунктом 61 Правил N 167 предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под нормативами допустимого воздействия на окружающую среду понимаются нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды. Перечень таких нормативов раскрыт в статье 22 упомянутого Федерального закона.
Из содержания оспариваемого положения пункта 1 и пункта 61 Правил N 167 в их взаимосвязи видно, что органы местного самоуправления уполномочены устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое воздействие не на окружающую среду, а на системы коммунального водоснабжения и канализации, находящиеся в муниципальной собственности, в целях обеспечения нормального функционирования системы канализации. Эти нормативы учитывают проектные параметры очистки сточных вод на очистных сооружениях, техническую и технологическую возможность очистных сооружений, защиту сетей и сооружений системы коммунальной канализации. При этом нормативы устанавливаются не произвольно, а должны основываться на нормах предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами.
Изложенное подтверждает правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 24.03.2005 N КАС05-83.
В силу пунктов 13, 60, 64, 65, 70, 88 Правил N 167 повышенный тариф, взимаемый за превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ, подлежит включению в договор и является его обязательным условием. При этом абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод, соблюдать установленные условия и режимы сброса сточных вод и загрязняющих веществ, своевременно производить оплату организации водопроводно-канализационного хозяйства за сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества. Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольно-канализационных колодцах. Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований истец представил Акт отбора проб N 352-П из контрольных канализационных колодцев Кл-1, Кл-2, Кл-3, Кл-4, Кл-5 (л.д. 31) и протоколы анализа N 675/13 от 02.12.2013, N 676/13 от 02.12.2013, N 677/13 от 02.12.2013, N 678/13 от 02.12.2013, N 679/13 от 02.12.2013 (л.д. 33-39). Доказательств того, что в месте отбора проб сброс сточных вод осуществляется иными субъектами, кроме ответчика, также не представлено. Все отборы проб проводились истцом в присутствии представителя ответчика.
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" от 31.12.1995 N 1310 порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлением Правительства РФ N 1310, Правилами N 167 Администрацией Ивановской области принято постановление N 55-па (далее - постановление N55-па), которым утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ивановской области.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ивановской области нормативами водоотведения (сброса) являются по составу - допустимый сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонента. На абонента пунктом 2.5. указанного Порядка возложено обеспечение соблюдения нормативов водоотведения (сброса) в сточных водах, сбрасываемых в систему канализации населенного пункта.
Согласно пункту 2.4. Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ивановской области, допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в систему канализации населенного пункта, рассчитываются по Методике по установлению нормативов водоотведения по качеству сточных вод абонентов (приложение 2) и утверждаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Пунктом 3 постановления N 55-па главам органов местного самоуправления рекомендовано определить порядок разработки, согласования и утверждения мероприятий по подготовке стоков промышленных предприятий к сбросу в централизованные системы коммунальной канализации населенных пунктов.
Постановлением Главы города Иванова от 24.05.2000 N 457 утверждены Условия приема сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города (Приложение N 1, далее - Условия приема сточных вод).
Постановлением Главы города Иванова от 24.05.2000 N 457 утвержден Порядок взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города (далее - Порядок взимания платы), в соответствии с пунктом 26 которого абонент обязан ежеквартально, не позднее 15 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять в водную инспекцию по контролю абонентов ОАО "Водоканал" сведения о количестве и составе сточных вод, сбрасываемых через каждый выпуск, с приложением своих расчетов.
Согласно пункту 29 Порядка взимания платы, объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
В пункте 1.1. Условий приема сточных вод содержатся основные понятия, используемые в нормативно-правовом акте, под нормативами водоотведения или нормативами сброса понимаются установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование.
Временные допустимые концентрации загрязняющих веществ при приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города определены в Приложении 1 к приложению N 1 Постановления N 457.
Суть возникших между сторонами разногласий сводится к применению сторонами при определении повышенной платы за превышение норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, разных нормативно-правовых актов.
Истец произвел начисление повышенной платы, руководствуясь Временными допустимыми концентрациями загрязняющих веществ при приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города (Приложение 1 к приложению N 1 постановления Главы города Иванова от 24.05.2000 N 457).
Ответчик считает, что в рамках искового периода в 4 квартале 2013 года следует применять при определении повышенной платы Приложение N 3 к Правилам N 644, именуемое "Нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения".
В этой связи суд апелляционной инстанции обращает внимание сторон на следующее.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Глава 5 Закона N 416-ФЗ предусматривает необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пункт 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ предусматривает, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
14.08.2013 года вступили в действие Правила N 644.
Подпункт "и" пункта 35 Правил N 644 предусматривает, что абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; подпункт "ж" пункта 35 Правил N 644 предусматривает обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Раздел 6 Правил N 644 содержит положения о предотвращении негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Требования к составу сточных вод, отводимых в систему коммунальной канализации, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, установлены в Приложении 3 Правил N 644.
В соответствии с пунктом 1 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, установлено, что пункты 1-8, 10-18, 32-60, 63, 66, 68 и 72-94 Правил N167, признаны утратившими силу.
Однако положение о том, что нормативы водоотведения по составу устанавливаются абоненту органами местного самоуправления, установленное пунктом 61 Правил N 167, а также Временные допустимые концентрации загрязняющих веществ при приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города, утвержденные постановлением Главы города Иванова от 24.05.2000 N 457 и порядок расчета повышенной платы при сбросе абонентом сточных вод, превышающих нормативы допустимых концентраций, но не оказывающих негативное воздействий на работу централизованных систем водоотведения, являются действующими в части не противоречащей Правилам N 644 и Закону N 416-ФЗ.
Таким образом, в спорный период требования к составу сточных вод, отводимых в систему коммунальной канализации, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, установлены в Приложении 3 Правил N 644, а в отношении сточных вод с превышением нормативов загрязняющих веществ, не влияющих на режим работы сетей и сооружений канализации, требования к составу определяются постановлением Главы города Иванова от 24.05.2000 N 457.
В рассматриваемом споре договор N 16-Л от 30.11.2007 заключен сторонами в надлежащей форме, на основании действующих в момент его заключения нормативных актов, обязательных для обеих сторон, подписан уполномоченными лицами и содержит условия, стандартные для договоров такого типа, направленные на создание для сторон соответствующих правовых последствий; порядок отбора проб сточных вод, произведенный истцом, нарушен не был. Результаты исследования проб ответчиком не оспорены. Доказательств отбора параллельных проб, их исследования материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах применение при оценке состава сточных вод, сброшенных ОАО "ПСК" в систему коммунальной канализации, Приложения N 3 к Правилам N 644 и соответствующий вывод суда первой инстанции, что ответчик не превысил соответствующие нормативные показатели свойств сточных вод, за исключением взвешенных веществ, ошибочны.
Кроме того, необходимо отметить, что суд первой инстанции делая вывод о неверном применении истцом при расчете повышенной платы Временных допустимых концентраций загрязняющих веществ при приеме сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города, утвержденных постановлением Главы города Иванова от 24.05.2000 N 457, между тем, применяет эту норму удовлетворяя исковые требования истца в части взыскания повышенной платы за сброс ответчиком сточных вод в канализацию с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ по взвешенным веществам в спорный период - 3 квартал 2013 года (л.д.114), поскольку раздел VII ( Порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения) Правил N644 вступает в силу только с 01 января 2014 года.
Таким образом, установив противоречие в выводах суда первой инстанции, а также учитывая, что требования истцом заявлены о взыскании задолженности по внесению платы за сброс загрязняющих веществ с превышением нормативов, не влияющих на режим работы сетей и сооружений канализации, суд апелляционной инстанции признает расчет платы, осуществленный истцом, правильным и соответствующим действующему нормативно-правовому регулированию.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в систему городской канализации с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ на сумму 241 970 рублей 23 копейки произведен истцом на основании актов отбора проб и протоколов анализа, соответствует изложенным ранее нормам права.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доказательства уплаты ответчиком задолженности в сумме 241 970 рублей 23 копейки в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства о превышении предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах ОАО "ПСК", сбрасываемых в систему коммунальной канализации, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
Таким образом, исследуя доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, повторно рассмотрев дело, Второй арбитражный апелляционный суд установил неправильное применением судом норм материального права, что является основанием для отмены судебного акта согласно пункту 4 части 1 и части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы ОАО "Водоканал" относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу открытого акционерного общества водопровода, канализации и гидротехнических сооружений г. Иваново (ОАО "Водоканал") удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.10.2014 по делу N А17-1691/2014 отменить и принять новый судебный акт.
Взыскать с открытого акционерного общества "ПСК" в пользу открытого акционерного общества водопровода, канализации и гидротехнических сооружений г. Иваново (ОАО "Водоканал") 241 970 рублей 23 копейки задолженности; 1663 рублей 55 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 18.01.2014 по 17.02.2014; проценты за пользование чужими денежными средствами на присужденную сумму задолженности с 18.02.2014 по день фактического исполнения денежного обязательства с применением ставки рефинансирования 8,25% годовых; 7872 рубля 68 копеек судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска в суде первой инстанции и 2000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Ивановской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-1691/2014
Истец: ОАО "Водоканал"
Ответчик: ОАО "ПСК"