г. Чита |
|
20 января 2015 г. |
Дело N А58-2891/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Теплоэнергосервис" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2014 года по делу N А58-2891/2014 по заявлению Открытого акционерного общества "Теплоэнергосервис" (адрес места нахождения: г. Якутск, ул. Дзержинского, 23, 401; ОГРН 1071435012439, ИНН 1435191592) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (адрес места нахождения: г. Якутск, ул. Ленина, 35; ОГРН 1041402057960, ИНН 1435152480) о признании недействительными предписаний от 28 февраля 2014 года NN 01/1-ИП - 01/37-ИП
(суд первой инстанции: Столбов В.В.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Открытое акционерное общество "Теплоэнергосервис" (далее - ОАО "Теплоэнергосервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление Росприроднадзора) о признании недействительными предписаний от 28 февраля 2014 года N N 01/1-ИП - 01/37-ИП об устранении выявленных нарушений обязательных требований, проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2014 года в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемых предписаний и отсутствии в связи с этим нарушений прав и законных интересов Общества.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Теплоэнергосервис" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что оспариваемые предписания исполнению не подлежат, поскольку вынесены на основании лицензионных соглашений к лицензиям, получение которых не является обязательным для Общества. По мнению Общества, собственно факт наличия у него лицензий на пользование недрами не может рассматриваться как доказательство противоправного деяния.
В письменном отзыве от 14 января 2015 года N 01-19/42 на апелляционную жалобу Управление Росприроднадзора выражает согласие с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается, в том числе, почтовыми уведомлениями N N 67200282268371 и 67200282268388, а также отчетом о публикации 10 декабря 2014 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. При этом Обществом заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО "Теплоэнергосервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 29 августа 2007 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1071435012439 (т. 1, л.д. 48).
На основании приказа от 15 января 2014 года N 24 (т. 1, л.д. 66-75) в период с 3 по 28 февраля 2014 года должностными лицами Управления Росприроднадзора в отношении ОАО "Теплоэнергосервис" проведена плановая выездная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения требований пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), а именно: не выполнены основные условия лицензионных соглашений к лицензиям NN ЯКУ 03127 ВП, ЯКУ 03128 ВП, ЯКУ 03129 ВП, ЯКУ 03130 ВП, ЯКУ 03131 ВП, ЯКУ 03182 ВП, ЯКУ 03183 ВП, ЯКУ 03184 ВП, ЯКУ 03185 ВП, ЯКУ 03186 ВЭ ЯКУ 03187 ВП, ЯКУ 03192 ВП, ЯКУ 03193 ВЭ, ЯКУ 03194 ВЭ, ЯКУ 03195 ВЭ, ЯКУ 03196 ВП, ЯКУ 03197 ВП, ЯКУ 03198 ВП, ЯКУ 03199 ВП, ЯКУ 03222 ВП и ЯКУ 03223 ВП (не разработаны, не согласованы и не утверждены в установленном порядке проекты на геологическое изучение - оценку подземных вод на участке недр, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз; не разработаны, не согласованы и не утверждены в установленном порядке проекты на геологическое изучение - оценку подземных вод на участке недр, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз, в том числе, проект водозабора, включая раздел об организации и эксплуатации ЗСО; не осуществлены работы по геологическому изучению участка недр в соответствии с действующим проектом).
Выявленные нарушения требований в области недропользования отражены в акте проверки от 28 февраля 2014 года N 03-ЗЮ (т. 1, л.д. 77-97).
По результатам проведенной плановой выездной проверки Управлением Росприроднадзора Обществу выданы предписания от 28 февраля 2014 года N N 01/1-ИП, 01/2-ИП, 01/3-ИП, 01/4-ИП, 01/5-ИП, 01/6-ИП, 01/7-ИП, 01/8-ИП, 01/9-ИП, 01/10-ИП, 01/11-ИП, 01/12-ИП, 01/13-ИП, 01/14-ИП, 01/15-ИП, 01/16-ИП, 01/17-ИП, 01/18-ИП, 01/19-ИП, 01/20-ИП, 01/21-ИП, 01/22-ИП, 01/23-ИП, 01/24-ИП, 01/25-ИП, 01/26-ИП, 01/27-ИП, 01/28-ИП, 01/29-ИП, 01/30-ИП, 01/31-ИП, 01/32-ИП, 01/33-ИП, 01/34-ИП, 01/35-ИП, 01/36-ИП, 01/37-ИП, в соответствии с которыми на Общество возложена обязанность в срок до 31 декабря 2014 года устранить нарушения пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах:
- разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект на геологическое изучение - оценку подземных вод на участке недр, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз (подпункты "а" пунктов 3.2.1 условий лицензионных соглашений к лицензиям N N ЯКУ 03127 ВП, ЯКУ 03128 ВП, ЯКУ 03129 ВП, ЯКУ 03130 ВП, ЯКУ 03131ВП, ЯКУ 03182 ВП, ЯКУ 03183 ВП, ЯКУ 03184 ВП, ЯКУ 03185 ВП, ЯКУ 03187 ВП, ЯКУ 03192 ВП, ЯКУ 03196 ВП, ЯКУ 03197 ВП, ЯКУ 03198 ВП, ЯКУ 03199 ВП, ЯКУ 03222 ВП, ЯКУ 03223 ВП) (т. 1, л.д. 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 29, 31, 36, 38, 40, 42, 44, 46);
- осуществлять работы по геологическому изучению участка недр в соответствии с действующим проектом (подпункты "б" пунктов 3.2.1 условий лицензионных соглашений к лицензиям N N ЯКУ 03127 ВП, ЯКУ 03128 ВП, ЯКУ 03129 ВП, ЯКУ 03130 ВП, ЯКУ 03131 ВП, ЯКУ 03182 ВП, ЯКУ 03183 ВП, ЯКУ 03184 ВП, ЯКУ 03185 ВП, ЯКУ 03187 ВП, ЯКУ 03192 ВП, ЯКУ 03196 ВП, ЯКУ 03197 ВП, ЯКУ 03198 ВП, ЯКУ 03199 ВП, ЯКУ 03222 ВП, ЯКУ 03223 ВП) (т. 1, л.д. 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 30, 32, 37, 39, 41, 43, 45, 47);
- разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект на геологическое изучение - оценку подземных вод на участке недр, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз, в том числе, проект водозабора, включая раздел об организации и эксплуатации ЗСО (подпункты "а" пунктов 3.2.2 условий лицензионных соглашений к лицензиям N N ЯКУ 03186 ВЭ, ЯКУ 03193 ВЭ, ЯКУ 03194 ВЭ, ЯКУ 03195 ВЭ) (т. 1, л.д. 28, 33, 34, 35).
Не согласившись с вынесенными предписаниями от 28 февраля 2014 года N N 01/1-ИП - 01/37-ИП, ОАО "Теплоэнергосервис" оспорило их в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, исходя из следующего.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что заявленные Обществом требования могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемых предписаний Управления Росприроднадзора закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов Общества указанными предписаниями.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования ОАО "Теплоэнергосервис" удовлетворению не подлежат.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В свою очередь, в преамбуле Закона о недрах указано, что этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.
На основании статьи 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Статьей 12 Закона о недрах предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность), условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Частью 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции (пункт 10).
Особенности лицензирования при добыче подземных вод определены Инструкцией Роскомнедра от 14.04.1994 "По применению "Положения о порядке лицензирования пользования недрами (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 1.2.1.1 Инструкция применяется при предоставлении лицензий на право пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод для их использования в системах хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения, орошения земель и обводнения пастбищ.
Из пункта 3.4.1 Инструкции следует, что на первом этапе в установленные лицензией сроки ее владелец осуществляет разведку недр, доводя изученность месторождения до степени, позволяющей освоить разведанные запасы в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, и ведет подготовку проекта (технологической схемы) разработки недр. Завершением этого этапа является экспертиза запасов с их утверждением соответствующим уполномоченным государственным органом и последующей постановкой запасов подземных вод на государственный учет, составление и согласование проекта (технологической схемы) разработки недр.
Согласно пункту 8.4.1 Инструкции на первом этапе пользования недрами, осуществляемом после получения лицензии, недропользователь проводит необходимые дополнительные гидрогеологические исследования и составляет проект бурения скважины, неотъемлемым разделом которого является оценка воздействия на окружающую среду. Этот проект проходит необходимую экспертизу запасов, экологическую экспертизу и другие согласования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение N 118).
В соответствии с Положением N 118 проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом (пункт 5).
Комиссия осуществляет согласование проектной документации в отношении подземных вод: при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод - проект водозабора; при пользовании недрами для разведки и добычи, а также для геологического изучения, разведки и добычи минеральных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод, осуществляемых по совмещенной лицензии, - проект опытно-промышленной разработки месторождения, технологическая схема разработки месторождения (участка) и проект разработки месторождения (участка) (пункт 9).
Проектная документация на добычу подземных вод для собственных производственных и технологических нужд при осуществлении пользователями недр разведки и добычи иных видов полезных ископаемых или по совмещенной лицензии для геологического изучения, разведки и добычи иных видов полезных ископаемых в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов согласовывается в составе проектной документации на разработку соответствующего вида полезного ископаемого или в виде самостоятельного проекта (пункт 10).
Основные требования к проектной документации, порядок и сроки ее согласования установлены в разделах III и IV Положения N 118.
Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод утверждены приказом Минприроды России от 22.10.2010 N 463.
Этим нормативным правовым актом предусмотрено, что проект водозабора при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод должен предусматривать, в частности, мероприятия по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации водозабора и мероприятия по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при пользовании недрами (мероприятия по охране атмосферного воздуха, мероприятия по охране водных объектов, мероприятия по охране недр. Обоснование нормативов потерь, мероприятия по охране земельных ресурсов, растительного и животного мира и т.д.).
Таким образом, действующим законодательством о недропользовании установлена обязанность недропользователей по осуществлению добычи подземных вод исключительно в соответствии с утвержденными техническими проектами, разработанными и согласованными в установленном порядке, а также получившими положительное заключение государственной экспертизы.
Из материалов дела следует, что ОАО "Теплоэнергосервис" на основании выданных ему лицензий N N ЯКУ 03127 ВП, ЯКУ 03128 ВП, ЯКУ 03129 ВП, ЯКУ 03130 ВП, ЯКУ 03131 ВП, ЯКУ 03182 ВП, ЯКУ 03183 ВП, ЯКУ 03184 ВП, ЯКУ 03185 ВП, ЯКУ 03186 ВЭ, ЯКУ 03187 ВП, ЯКУ 03192 ВП, ЯКУ 03193 ВЭ, ЯКУ 03194 ВЭ, ЯКУ 03195 ВЭ, ЯКУ 03196 ВП, ЯКУ 03197 ВП, ЯКУ 03198 ВП, ЯКУ 03199 ВП, ЯКУ 03222 ВП и ЯКУ 03223 ВП обладает правом пользования участками недр (скважины расположены в Алданском районе Республики Саха (Якутия) в населенных пунктах - города Алдан, Томмот, поселки Нижний Куранах, Большой Нимныр, Лебединый, Ленинский, селах Хатыстыр, Чагда, Ыллымах, Кутана, Якокит, Верхний Куранах, Якокут).
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства (в том числе лицензии на право пользования недрами и лицензионные соглашения к ним, акт проверки от 28 февраля 2014 года), установил, что Обществом нарушены следующие лицензионные условия пользования недрами:
- подпункт а) пункта 3.2.1 условий пользования недрами к лицензиям N N ЯКУ 03127 ВП, ЯКУ 03128 ВП, ЯКУ 03129 ВП, ЯКУ 03130 ВП, ЯКУ 03131 ВП, ЯКУ 03187 ВП (недропользователь обязан по объемам, основным видам работ и срокам их проведения не позднее 30 июня 2012 года разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект на геологическое изучение - оценку подземных вод на участке недр, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз);
- подпункт а) пункта 3.2.1 условий пользования недрами к лицензии N N ЯКУ 03182 ВП, ЯКУ 03183 ВП, ЯКУ 03184 ВП, ЯКУ 03185 ВП, ЯКУ 03192 ВП, ЯКУ 03196 ВП, ЯКУ 03197 ВП, ЯКУ 03198 ВП, ЯКУ 03199 ВП, ЯКУ 03222 ВП и ЯКУ 03223 ВП (недропользователь обязан по объемам, основным видам работ и срокам их проведения не позднее 30 ноября 2012 года разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект на геологическое изучение - оценку подземных вод на участке недр, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз);
- подпункт б) пунктов 3.2.1 условий пользования недрами к лицензиям N N ЯКУ 03127 ВП, ЯКУ 03128 ВП, ЯКУ 03129 ВП, ЯКУ 03130 ВП, ЯКУ 03131 ВП, ЯКУ 03187 ВП (недропользователь обязан по объемам, основным видам работ и срокам их проведения не позднее 30 июня 2012 года приступить к полевым работам по геологическому изучению участка недр и до истечения срока действия лицензии выполнить полный комплекс работ по оценке подземных вод, при этом объем работ устанавливается проектом работ);
- подпункт б) пункта 3.2.1 условий пользования недрами к лицензиям N N ЯКУ 03182 ВП, ЯКУ 03183 ВП, ЯКУ 03184 ВП, ЯКУ 03185 ВП, ЯКУ 03192 ВП, ЯКУ 03196 ВП, ЯКУ 03197 ВП, ЯКУ 03198 ВП, ЯКУ 03199 ВП, ЯКУ 03222 ВП, ЯКУ 03223 ВП (недропользователь обязан по объемам, основным видам работ и срокам их проведения не позднее 31 декабря 2012 года приступить к полевым работам по геологическому изучению участка недр и до истечения срока действия лицензии выполнить полный комплекс работ по оценке подземных вод, при этом объем работ устанавливается проектом работ);
- подпункт а) пункта 3.2.2 условий пользования недрами к лицензиям N N ЯКУ 03186 ВЭ, ЯКУ 03193 ВЭ, ЯКУ 03194 ВЭ, ЯКУ 03195 ВЭ (недропользователь обязан по объемам, основным видам работ и срокам их проведения не позднее 31 декабря 2012 года обеспечить разработку, согласование и утверждение в установленном порядке проектных документов, составленных на основании действующих стандартов, инструкций и иных нормативных документов, при этом проектные документы должны получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз, в том числе, проект водозабора, включая раздел об организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО)).
Несоблюдение упомянутых условий лицензионных соглашений Обществом по существу не оспаривается.
Относительно довода заявителя апелляционной жалобы о том, что он, являясь лицом, эксплуатирующим скважины на первом водоносном горизонте, не обязан иметь лицензию на право пользования недрами, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно статье 19 Закона о недрах (в редакции Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 раздела 7 Порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17.06.2009 N 251 (утратило силу с 10.07.2013), на которое ссылается Общество в обоснование своей позиции, при строительстве подземных сооружений, устройстве и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственники земельного участка, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельного участка обязаны: соблюдать требования законодательства об охране недр и окружающей среды, стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ; в случае прекращения использования участка недр в двухмесячный срок произвести рекультивацию нарушенных земель.
Обязанности указанных лиц на получение лицензии на право пользования участками недр в таком случае не предусмотрено.
Однако из предоставленных Обществу лицензий на право пользования недрами следует, что лицензии N N ЯКУ 03127 ВП, ЯКУ 03128 ВП, ЯКУ 03129 ВП, ЯКУ 03130 ВП, ЯКУ 03131 ВП, ЯКУ 03182 ВП, ЯКУ 03183 ВП, ЯКУ 03184 ВП, ЯКУ 03185 ВП, ЯКУ 03187 ВП, ЯКУ 03192 ВП, ЯКУ 03196 ВП, ЯКУ 03197 ВП, ЯКУ 03198 ВП, ЯКУ 03199 ВП, ЯКУ 03222 ВП и ЯКУ 03223 ВП (т. 2, л.д. 2-83) выданы с определенными целевым назначением и видами работ: на геологическое изучение участков скважин с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности, что не охватывается перечнем случаев недропользования по своему усмотрению, предусмотренных в статье 19 Закона о недрах, и, как правильно указал суд первой инстанции, связаны с централизованным водоснабжением.
Лицензии N N ЯКУ 03186 ВЭ, ЯКУ 03193 ВЭ, ЯКУ 03194 ВЭ и ЯКУ 03195 ВЭ (т. 2, л.д. 84-100) выданы Обществу на добычу подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности. Следовательно, если даже предположить, что добыча подземных вод ведется на первом водоносном горизонте (хотя соответствующих доказательств Обществом в материалы дела не представлено), то определенное лицензиями целевое назначение пользования недрами свидетельствует о добыче подземных вод именно для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности. Соответственно, довод Общества о том, что осуществляемое им недропользование не связано с централизованным водоснабжением, является несостоятельным.
Более того, в ходе судебного заседания 15 сентября 2014 года (аудиозапись судебного заседания от 15 сентября 2014 года, т. 2, л.д. 102) представителем Общества подтверждено, что ОАО "Теплоэнергосервис" в соответствии с выданными ему лицензиями осуществляет пользование недрами, связанное с централизованным водоснабжением.
Позиция заявителя апелляционной жалобы опровергается и вступившим в законную силу постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2014 года по делу N А58-1371/2014, которым установлено, что по лицензиям NN ЯКУ 03127 ВП, ЯКУ 03196 ВП, ЯКУ 03222 ВП, ЯКУ 03195 ВЭ и ЯКУ 03185 ВП добыча подземных вод осуществляется Обществом из скважин, расположенных не на первом водоносном горизонте, и в целях централизованного водоснабжения.
Согласно части 2 статьи 69 АПК Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Кроме того, разделом 7 Порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17.06.2009 N 251, также предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в границах своих участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, если такие участки недр соответствуют следующим условиям (пункт 2):
1) участок недр не учтен государственным фондом недр (Государственным балансом запасов, Республиканским балансом перспективных объектов, Государственным кадастром месторождений, Сводкой прогнозных ресурсов по Республике Саха (Якутия));
2) участок недр не представляет научной или культурной ценности и не объявлен в установленном порядке геологическим заповедником, заказником либо памятником природы и культуры, не отнесен к особо охраняемым природным территориям.
С целью определения соответствия участка недр условиям настоящего раздела собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по управлению фондом недр запрос с приложением схемы расположения земельного участка с указанием участка недр, который планируется использовать (пункт 3).
Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по управлению фондом недр в течение 15 дней с даты получения запроса рассматривает его и письменно информирует собственника земельного участка, землепользователя, землевладельца и арендатора земельного участка о соответствии участка недр условиям пункта 2 настоящего раздела (пункт 4).
Собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец и арендатор земельного участка в течение 10 дней со дня начала пользования недрами в соответствии с настоящим разделом обязан письменно уведомить уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по управлению фондом недр (пункт 5).
Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по управлению фондом недр регистрирует участки недр, используемые собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем и арендатором земельного участка для своих нужд, ведет реестр участков недр и учет количества добытых общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд (пункт 6).
Аналогичные требования содержатся в пунктах 3, 4, 5 и 7 действующего в настоящее время Порядка пользования недрами собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.06.2013 N 213.
Если, как полагает Общество, оно является лицом, эксплуатирующим скважины на первом водоносном горизонте в порядке статьи 19 Закона о недрах, и вправе не иметь соответствующей лицензии, то оно обязано было соблюсти нормативно установленную процедуру (направить запрос с приложением схемы расположения земельного участка с указанием участка недр, который планируется использовать), после чего уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по управлению фондом недр должен зарегистрировать участки недр, используемые собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем и арендатором земельного участка для своих нужд, вести реестр участков недр и учет количества добытых общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд.
Однако соответствующих доказательств, подтверждающих соблюдение указанной процедуры, Обществом в материалы дела не представлено.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности вынесенных Управлением Росприроднадзора предписаний об устранении выявленных нарушений и в этой связи не находит предусмотренных процессуальным законом оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При подаче апелляционной жалобы ОАО "Теплоэнергосервис" по платежному поручению N 1842 от 20 ноября 2013 года уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей (т. 2, л.д. 155), тогда как в соответствии с подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент подачи апелляционной жалобы) следовало уплатить 1 000 рублей. Излишне уплаченная государственная пошлина в общей сумме 1000 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2014 года по делу N А58-2891/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2014 года по делу N А58-2891/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Теплоэнергосервис" (ОГРН 1071435012439, ИНН 1435191592) излишне уплаченную по платежному поручению N 1842 от 20 ноября 2013 года государственную пошлину в сумме 1 000 рублей, выдав справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2891/2014
Истец: ОАО "Теплоэнергосервис"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия)