г. Хабаровск |
|
22 января 2015 г. |
Дело N А73-13436/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 24.11.2014
по делу N А73-13436/2014
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Луговой И.М.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Отделу судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, заявитель, министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска от 30.09.2014 (далее - ОСП по Центральному району г. Хабаровска) о наложении административного штрафа, вынесенного в рамках исполнительного производства N 50826/12/01/27.
Решением суда первой инстанции от 24.11.2014 в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, Министерство ЖКХ Хабаровского края обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Министерство ЖКХ Хабаровского края, ОСП по Центральному району г. Хабаровска, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
ОСП по Центральному району г. Хабаровска отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что в ОСП по Центральному району города Хабаровска на исполнении находится исполнительный лист серии ВС N 046876474 по делу N 2-2541/2012 от 10.04.2012 г., выданный Центральным районным судом г. Хабаровска 01.08.2012 г. Согласно исполнительному листу Министерство ЖКХ Хабаровского края обязано предоставить Ляшенко Виталию Игоревичу вне очереди благоустроенное, изолированное отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 18 квадратных метров в городе Хабаровске на состав семьи один человек.
В отношении Министерства 25.10.2012 возбуждено исполнительное производство N 50826/12/01/27.
В адрес ОСП по Центральному району г. Хабаровска от Министерства в ответ на постановление о возбуждении исполнительного производства, поступили информационные письма (от 22.11.2012 N 1-07/12445, от 14.05.2013 N1-07/4128), о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда - отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в г. Хабаровске.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику неоднократно выставлялись требования об исполнении решения суда (от 29.04.2013, от 17.07.2013, от 04.10.2013, от 29.01.2014, от 16.09.2014).
16.09.2014 Министерству ЖКХ по Хабаровскому краю было вручено требование о необходимости исполнения решения суда в срок до 22.09.2014, а также в указанный срок предлагалось уведомить судебного пристава - исполнителя о чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным исполнение решения суда.
В требование содержится предупреждение об административной и уголовной ответственности за неисполнение решения суда, так же сообщается что в случае неисполнения должником требований указанных в исполнительном документе 23.09.2014в 11 ч. 20 мин. состоится рассмотрение вопроса о привлечении должника к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В назначенное время представитель должника в ОСП по Центральному району г. Хабаровска не явился.
23.09.2014 г. судебным приставом-исполнителем в отношении Министерства составлен протокол N 012869/01 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
23.09.2014 года начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска И.А. Прохватиловым вынесено определение о назначении рассмотрении дела об административном правонарушении на 30.09.2014 на 10 часов 50 минут.
Копия протокола и определения о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении вручены должнику под штамп входящей корреспонденции 25.09.2014.
30.09.2014 начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска Прохватиловым И.А., в отсутствие представителя, лица привлекаемого к ответственности, вынесено постановление о наложении на Министерство ЖКХ Хабаровского края штрафа по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в сумме 30 000 рублей.
Несогласие Министерства с вышеуказанным постановлением от 30.09.2014 о наложении административного штрафа явилось основанием для обращения в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 за N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно статье 5 Закона N 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно статьи 14 Закона N 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В силу статьи 6 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Согласно статье 113 Закона N 229-ФЗ, в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
25.10.2012 г. в отношении Министерства ЖКХ Хабаровского края возбуждено исполнительное производство N 50826/12/01/27.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику неоднократно выставлялись требования об исполнении решения суда.
По состоянию на 30.09.2014 года решение суда должником исполнено не было.
В связи с неисполнением Министерством требования ОСП был составлен протокол и вынесено спорное постановление.
В материалах дела не содержится доказательств тому, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения решения суда. Общий срок неисполнения должником решения суда составил более двух лет, при этом в течение данного времени каких-либо вариантов жилых помещений взыскателю не предлагалось.
Таким образом, как правильно признал суд первой инстанции, установленные по делу обстоятельства подтверждают доказанность в бездействии Министерства ЖКХ Хабаровского края события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися доказательствами.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина Министерства ЖКХ Хабаровского края установлена, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению благоустроенного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 36 ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Министерство с заявлением о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения судебного акта, в связи с невозможностью исполнения судебного акта, не обращалось.
В материалах дела не содержится доказательств о принятии должником всех возможных мер для исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения, а именно: обращение за кредитом в банк для покупки квартиры в целях исполнения решения суда, письменные обращения в Министерство имущественных отношений Хабаровского края для выделения средств для покупки квартиры и иных мер, направленных на исполнение решений суда.
Доводы должника об отсутствии свободных жилых помещений, не свидетельствует об уважительности причин неисполнения судебного акта, поскольку право гражданина на получение жилого помещения не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия у должника соответствующей жилой площади.
Суд обоснованно отклонил довод Министерства о том, что требование исполнительного документа об обязании Министерства ЖКХ Хабаровского края предоставить гражданину благоустроенное жилое помещение, носит имущественный характер, в связи с чем привлечение Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ является незаконным.
В главе 13 Закона N 229-ФЗ определяется специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
В данном деле исполнительным листом Центрального районного суда на должника возложена обязанность, совершить определенное действие - предоставить гражданину жилое помещение. Следовательно, довод в данной части обоснованно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный.
Таким образом, в действиях Министерства ЖКХ имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административных производств судом не установлено.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушения малозначительными и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал оспариваемое постановление законным и обоснованным, отказав Министерству ЖКХ Хабаровского края в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 211, статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.11.2014 по делу N А73-13436/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13436/2014
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю, Отдел судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю