Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2015 г. N 11АП-17697/14
г. Самара |
|
22 января 2015 г. |
Дело N А65-16740/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой С.Н.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы" - представителей Никитиной С.А. (доверенность от 14.01.2015 N 01-01-9/4) и Дибаевой А.Ю. (доверенность от 05.12.2014 N 01-01-9/702),
от Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Альметьевском районе и г.Альметьевск - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 октября 2014 года по делу N А65-16740/2014 (судья Хасанов А. Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы", г.Казань, к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) в Альметьевском районе и г.Альметьевск, Республика Татарстан, г.Альметьевск, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Роспотребнадзор), г.Казань, о признании недействительным и не подлежащим исполнению предписания от 18.04.2014,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Северо-западные магистральные нефтепроводы" (далее - заявитель, общество, ЗАО "СЗМН") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Альметьевском районе и г. Альметьевск (далее - ответчик-1, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РТ в Альметьевском районе и г. Альметьевск), к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - ответчик-2, Управление Роспотребнадзора по РТ) о признании недействительным и не подлежащим исполнению предписания от 18.04.2014 (т.1,л.д.3-7).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2014 в удовлетворении заявления общества к Управлению Роспотребнадзора по РТ отказано. Производство по делу в части требований к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по РТ в Альметьевском районе и г.Альметьевск прекращено (т.1,л.д.172-180).
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "СЗМН" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого акта, на недоказанность, имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, на неправильное применение норм материального и нарушение норм процессуального права, просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявления к Управлению Роспотребнадзора по РТ и принять по делу новый судебный акт.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы в апелляционной жалобе, по основаниям, изложенным в ней.
Управление Роспотребнадзора по РТ в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В соответствии статьей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции рассмотрено дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, 18.04.2014 в ходе изучения и сопоставления документации Отделом обнаружено, что с 19 по 23 февраля 2014 года на Нефтеперекачивающей станции "Калейкино" Ромашкинского Районного нефтепроводного управления Открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы", расположенном по адресу: г. Альметьевский район, близ н.п. Калейкино, ответчиком было допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно, на границе санитарно-защитной зоны НПС "Калейкино" (500 метров) выявлены превышения гигиенических нормативов по содержанию сероводорода в атмосферном воздухе, которые связаны с технологическими и иными операциями при регламентных ремонтных работах на магистральных нефтепроводах ОАО "АК "Транснефть" НПС "Калейкино" в ходе плановой остановки отвода МН "Набережные Челны - Альметьевск" Ду700 мм (высокосернистая) в период с 12 час. 00 мин. 11.02.2014 до 00 час. 00 мин. 21.02.2014.
По результатам проверки ответичком-1 выдано предписание от 18.04.2014, согласно которому заявителю предписано выполнить следующие действия:
-установить в установленном порядке единую расчетную и окончательно установленную санитарно-защитную зону с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону, для группы промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в который входят: Нефтеперекачивающая станция "Калейкино" Ромашкинского районного нефтепроводного управления ОАО "СЗМН", Узел сдачи нефти НПС "Калейкино" ОАО "СМП-Нефтегаз", Приемо-сдаточный пункт "Калейкино" Цеха приёма-сдачи нефти Нефтегазодобывающего управления "Альметьевнефть" Открытого акционерного общества "Татнефть" им. В.Д. Шашина, в срок до 30.01.2015;
-при технологических остановках (независимо от причины) технологического процесса, в том числе перекачки нефти и проведении различных технологических операций, в том числе ремонтных работах, обеспечить соответствие параметров внешней среды требованиям гигиенических нормативов, в том числе на границе санитарно-защитной зоны;
-обо всех случаях, повлекших загрязнение объектов окружающей среды в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы, информировать в установленном порядке Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в суд о признании его незаконным.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд пришел к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции установлено, что заявителем в качестве ответчика-1 указан Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Альметьевском районе и г. Альметьевск, не имеющий статуса юридического лица.
Согласно ч. 5 ст. 36 АПК РФ иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.
Вместе с тем ч. 1 ст. 47, п. 5 ч. 1 ст. 135 АПК РФ предусматривают, что в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
Между тем, заявитель в ходе судебного разбирательства указал, что считает отдел также надлежащим ответчиком.
На основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что производство по делу по заявлению в части требований к ответчику-2 подлежит прекращению.
В остальной части требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, 26.02.2014 в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Альметьевском районе и г.Альметьевск поступили протоколы результатов анализа атмосферного воздуха специализированной инспекции аналитического контроля Юго-восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 19.02.2014, 22.02.2014, 23.02.2014 г., а также протоколы лабораторных исследований атмосферного воздуха N N 79.1, 80.1, 81.1 от 21.02.2014 филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан (Татарстан)" в Альметьевском районе и г. Альметьевск, оформленные в ответ в связи с обращением населения города и района с жалобами на запах сероводорода и в связи с этим ухудшение их самочувствия. Вышеупомянутые протоколы указали на признаки нарушения санитарных норм и указывали на наличие признаков административного правонарушения, квалифицируемого по ст. 6.3 КоАП РФ.
По указанным фактам Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан 27.02.2014 были возбуждены дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст.6.3 КоАП РФ в отношении 4(четырёх) юридических лиц:
1. ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы" (нефтеперекачивающей станции "Калейкино" Ромашкинского районного нефтепроводного управления);
2. Открытого акционерного общества "Альметьевск-Водоканал" (очистные сооружения г. Альметьевск),
3. Открытого акционерного общества "Татнефть" им. В.Д. Шашина (Приёмо-сдаточный пункт "Калейкино" Цеха приёма-сдачи нефти Нефтегазодобывающего управления "Альметьевнефть" ОАО "Татнефть");
4. Открытого акционерного общества "СМП-Нефтегаз" (Узел сдачи НПС "Калейкино" Открытого акционерного общества "СМП-Нефтегаз").
В ходе проведения административного расследования установлено, что территория НПС "Калейкино" РРНУ ОАО "СЗМН" огибает (граничит) с севера, востока и юго-востока территорию ПСП "Калейкино" Цеха ПСН НГДУ"Альметьевнефть" ОАО"Татнефть", а также с севера, северо-запада УСН НПС "Калейкино"ОАО "СМП-Нефтегаз", таким образом, объекты трёх юридических лиц образуют единый промышленный технологический узел (комплекс) в районе населённого пункта Калейкино.
В ходе дальнейшего проведения административного расследования установлено, что на границе санитарно-защитной зоны рассматриваемого промышленного технологического узла (комплекса) обнаружены повышенные содержания сероводорода в атмосферном воздухе. Учитывая взаимную территориальную расположенность нефтеперекачивающей станции (НПС) "Калейкино" ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы" с прилегающими площадками ПСП "Калейкино" Цеха ПСН НГДУ "Альметьевнефть" ОАО "Татнефть" и УСН НПС "Калейкино" ОАО "СМП-Нефтегаз", проведя сравнительный анализ концентрации сероводорода в различных территориально разобщённых точках единого промышленного узла в районе населённого пункта Калейкино, проведенных силами двух независимых лабораторий (филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан (Татарстан)" в Альметьевском районе и г. Альметьевск, специализированной инспекции аналитического контроля Юго-восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан), принимая во внимание информацию о плановой остановке отвода Магистрального нефтепровода (МН) "Набережные Челны-Альметьевск" диаметром 700 мм (высокосернистая) на территории НПС "Калейкино" ОАО "СЗМН", а также погодные условия в период с 19-23 февраля 2014года (в частности, направление ветра), вышеупомянутое позволило территориальному отделу сделать экспертный вывод, что причиной повышенного содержания сероводорода в атмосферном воздухе в период с 19-23 февраля 2014 года послужили технологические операции при плановой остановке Магистрального Нефтепровода "Набережные Челны-Альметьевск" диаметром 700 мм (высокосернистая) на территории НПС "Калейкино" РРНУ ОАО "СЗМН", Кроме того, технологические и иные операции при регламентных ремонтных работах на магистральных нефтепроводах ОАО "СЗМН" в соответствии с требованиями ОР 13.01 -60.30.00-КТН-002-7-01 "Регламент по организации планирования и оформления остановок магистральных нефтепроводов" предусматривают производство ремонтных и профилактических работ на нефтеперекачивающих станциях (НПС), а, значит, связаны с разгерметизацией технологии и поступлением в воздух вредных химических веществ, в том числе и сероводорода, в более высоких концентрациях в сравнении с технологией нефтеперекачивающей станции и нефтепровода в штатном режиме.
В отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 18.04.2014 г. N 209 по ст. 6.3 КоАП РФ, вынесено Постановление от 23.04.2014 г. N 288.
С целью предотвращения дальнейшего загрязнения атмосферного воздуха Альметьевского района и г. Альметьевск сероводородом, соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и стабилизации экологической ситуации по состоянию окружающей среды Открытому акционерному обществу "Северо-западные магистральные нефтепроводы" выдано соответствующее предписание.
Предписание должно содержать законные требования, которым на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер. Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
В силу статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых
продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно ст. 20 Закона N 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека (ч.1).
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами (ч. 2).
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (ч. 3).
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам (ч. 4).
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно ст. 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (ч. 1).
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 2).
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (ч. 3).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.05.2003 N 100 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.2.1327-03 вместе с "СП 2.2.2.1327-03. 2.2.2. Гигиена труда. Технологические процессы, материалы и оборудование, рабочий инструмент. Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. Санитарно-эпидемиологические правила" (далее - СП 2.2.2.1327-03).
Согласно п. 2.1 СП 2.2.2.1327-03 при разработке, организации и осуществлении технологических процессов, конструировании производственного оборудования и рабочего инструмента необходимо предусматривать:
-отсутствие или если это невозможно, то установление предельно допустимых концентраций вредных или неприятно пахнущих веществ в воздухе рабочих зон, атмосферном воздухе населенных мест и воде, а также минимальное выделение тепла и влаги в производственные помещения;
-отсутствие или допустимые уровни шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, радиочастот, статического электричества и ионизирующих излучений;
-снижение физических нагрузок, напряжения внимания и предупреждение утомления работающих.
В соответствии с п. 2.4 СП 2.2.2.1327-03 при разработке, организации и ведении технологических процессов должны быть предусмотрены мероприятия по охране среды обитания, в том числе:
-внедрение безотходной и малоотходной технологии;
-улавливание и очистка технологических и вентиляционных выбросов;
-очистка и обезвреживание промышленных стоков;
- своевременное удаление, обезвреживание и утилизация отходов производства. Согласно п. 2.8 СП 2.2.2.1327-03 параметры микроклимата, уровни физических
факторов, содержание пыли и вредных веществ в воздухе рабочих зон всех производственных помещений с постоянным или непостоянным пребыванием в них людей, а также в объектах окружающей среды должны соответствовать действующим гигиеническим нормативам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 N 14 утверждены "СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.6.1032-01).
В силу п. 2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания.
Согласно п. 2.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 в жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК и 0,8 ПДК - в местах массового отдыха населения, на территориях размещения лечебно - профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации.
Предотвращение появления запахов, раздражающего действия и рефлекторных реакций у населения, а также острого влияния атмосферных загрязнений на здоровье в период кратковременных подъемов концентраций обеспечивается соблюдением максимальных разовых ПДК (ПДКмр) (п. 2.3 СанПиН 2.1.6.1032-01).
В соответствии с п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе информировать органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций, выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.
Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта (п. 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01).
Результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке (п. 5.4 СанПиН 2.1.6.1032-01).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 утверждены Санитарные правила - СП 1.1.1058-01 вместе с "СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила" (далее - СП 1.1.1058-01).
В силу п. 1.5 СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с п. 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает, в том числе обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг, своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 утверждена новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В силу п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно- защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно п. 2.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
В силу пункта 3.13 указанного СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс).
Для них устанавливается единая расчетная санитарно-защитная зона, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер санитарно-защитной зоны. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (п. 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно разделу VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон, в том числе для промышленных объектов и производств второго класса - 500 м.
Так, к промышленным объектам и производствам второго класса относятся, в том числе места перегрузки и хранения сырой нефти, битума, мазута и других вязких нефтепродуктов и химических грузов, места перегрузки и хранения сжиженного природного газа объемом от 250 до 1000 м3.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 N 114 утверждены ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы" (далее - ГН 2.1.6.1338-03).
Согласно разделу II ГН 2.1.6.1338-03 для дигидросульфида (сероводород) предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест составляют 0,008 мг/м и относятся ко второму классу опасности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, согласно решению по установлению (утверждению) границ санитарно-защитной зоны предприятия N 11/3823 от 24.02.2012 (т.1,л.д. 26) размер границ санитарно-защитной зоны нефтеперекачивающей станции (НПС) "Калейкино" Ромашкинского районного нефтепроводного управления ОАО "СЗМН" составляет 500 м по периметру.
Кроме того, судом установлено и материалами дела подтверждается, что филиалом федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан (Татарстан)" в Альметьевском районе и г. Альметьевск на основании протоколов лабораторных исследований атмосферного воздуха N 79.1 от 21.02.2014 (оборотная сторона л.д. 104) в отношении ОАО "Альметьевск водоканал", N 80.1 от 21.02.2014 (оборотная сторона л.д. 105) в отношении ОАО "СЗМН", N 81.1 от 21.02.2014 (т.1,л.д. 105) в отношении ОАО "Татнефть" были выданы заключения (приложения к протоколам).
Так, согласно приложению к протоколу N 79.1 от 21.02.2014 (т.1,л.д. 106) лабораторией заключено, что результат пробы воздуха не соответствует требованиям нормативного документа (ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест"), сероводород выше ПДК до 2 раз, а именно в 1,38.
Кроме того, согласно приложению к протоколу N 80.1 от 21.02.2014 (т.1,л.д. 107) лабораторией заключено, что результат пробы воздуха не соответствует требованиям нормативного документа (ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест"), сероводород выше ПДК до 2 раз, а именно в 1,62.
В соответствии с приложением к протоколу N 81.1 от 21.02.2014 (оборотная сторона л.д.106) лабораторией заключено, что результат пробы воздуха не соответствует требованиям нормативного документа (ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест"), сероводород выше ПДК до 2 раз, а именно в 1,75.
Кроме того, согласно протоколам результатов анализа атмосферного воздуха специализированной инспекции аналитического контроля Юго-восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 19.02.2014 (оборотная сторона т.1,л.д. 100), от 22.02.2014 (оборотная сторонат.1,л.д.102), от 23.02.2014 (т.1,л.д. 103) в н.п. Калейкино Альметьевского муниципального района 19.02.2014 зарегистрировано 2 случая превышения ПДКМ.Р. по сероводороду (кратность превышения составила 4,6 ПДКМ.Р. в 20 час. 00 мин. и 2,8 ПДКМ.Р. в 20 час. 20 мин.) при северном и северо-восточном ветре, 22.02.2014 зарегистрировано 4 случая превышения ПДКМ.Р. по сероводороду (кратность превышения составила 1,3 ПДКМ.Р. в 19 час. 40 мин., 1,2 ПДКм.р. в 20 час. 20 мин., 2,86 ПДКм.р. в 20 час. 02 мин., 3,85 ПДКм.р. в 21 час. 00 мин.) при штиле, 23.02.2014 зарегистрировано 2 случая превышения ПДКМ.Р. по сероводороду (кратность превышения составила 1,3 ПДКМ.Р.в 01 час. 40 мин. и 1 ПДКМ.Р.в 01 час. 24 мин.) при штиле.
Согласно примечанию к решению N 11/3823 от 24.02.2012 (оборотная сторона л.д. 26) в случае реконструкции предприятия, изменения технологических процессов, объемов производства и других факторов, изменяющих воздействия на окружающую среду, изменения градостроительной ситуации в районе размещения объекта проект санитарно-защитной зоны подлежит корректировке и согласованию в Управлении Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан в установленном порядке).
Между тем, в ходе проверки отделом на границе санитарно-защитной зоны НПС "Калейкино" (500 метров) выявлено превышения гигиенических нормативов по содержанию сероводорода в атмосферном воздухе, которое ответчик связал с технологическими и иными операциями при регламентных ремонтных работах на магистральных нефтепроводах ОАО "АК "Транснефть" НПС "Калейкино" в ходе плановой остановки отвода МН "Набережные Челны-Альметьевск" Ду 700 (высокосернистая) в период с 12 час. 00 мин. 11.02.2014 до 00 час. 00 мин. 21.02.2014.
Так, согласно тексту письма Ромашкинского районного нефтепроводного управления от 17.01.2014 N 20-04-01/94 с 12 час. 00 мин. 18.02.2014 до 00. час. 00 мин. 21.02.2014 планируется остановка (сроком на 60 часов) отвода МН "Набережные Челны-Альметьевск" Ду700 мм (высокосернистая).
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что материалами дела подтверждается, что обществом допущено превышение гигиенических нормативов по содержанию сероводорода в атмосферном воздухе.
Достоверных доказательств, опровергающих, что обществом допущено превышение гигиенических нормативов по содержанию сероводорода в атмосферном воздухе, материалы дела не содержат.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал в решении на то, что наличие соседствующих объектов со своими источниками выбросов не освобождает соответствующего субъекта ни от обязанности по обеспечению соблюдения гигиенических нормативов по содержанию сероводорода в атмосферном воздухе, ни от обязанности по согласованию в Управлении Роспотребнадзора по Республике Татарстан проекта санитарно-защитной зоны (корректировке).
Так, проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
В отсутствие единой расчетной и окончательно установленной санитарно-защитной зоны с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону, требуется исполнение п. 3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, предусматривающего установление санитарно-защитной зоны индивидуально для каждого объекта.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит обоснованными выводы административного органа об отсутствии у общества единой расчетной и окончательно установленной санитарно-защитной зоны с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, а именно, нефтеперекачивающей станции "Калейкино" Ромашкинского районного нефтепроводного управления ОАО "СЗМН".
Наличие решения по установлению (утверждению) границ санитарно-защитной зоны предприятия N 11/3823 от 24.02.2012, а именно, нефтеперекачивающей станции (НПС) "Калейкино" Ромашкинского районного нефтепроводного управления ОАО "СЗМН", не снимает с заявителя обязанности по утверждению со своей стороны единой расчетной и окончательно установленной санитарно-защитной зоны с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источника - промышленного объекта.
Обратное заявителем не опровергнуто.
Указанная позиция суда соответствует позиции, изложенной в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2014 г. N 17АП-6710/14.
В указанном случае суд также находит обоснованной ссылку ответчика на то, что разработка индивидуальных проектов санитарно-защитных зон (СЗЗ) для предприятий, входящих в промышленный узел, не позволяет получить достоверную картину загрязнения окружающей среды в зоне влияния промышленного узла, определить необходимые границы СЗЗ с учётом суммации вклада выбросов всех предприятий, и соответственно, обеспечить благополучие населения. Объективная необходимость разработки ЕСЗЗ для данной группы предприятий подтвердилась в период с 19-23 февраля 2014года, когда на территории близлежащей жилой зоны (за пределами санитарно-защитной зоны) были выявлены превышения уровня сероводорода в атмосферном воздухе.
Кроме того, в силу пункта 3.6 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03"Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция" в случае несовпадения размера расчетной санитарно-защитной зоны и полученной на основании оценки риска (для предприятий класса опасности), натурных исследований и измерений химического, биологического и физического воздействия на атмосферный воздух, решение по размеру санитарно-защитной зоны принимается по варианту, обеспечивающему наибольшую безопасность для здоровья населения.
На основании пункта 4.6 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для действующих промышленных объектов и производств может быть увеличен по сравнению с классификацией, полученной расчетным путем и/или по результатам натурных наблюдений и измерений.
В соответствии со статьей 44 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в частности, включает в себя: контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу пунктов 3 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 N 154, а также пунктов 4 и 6.5 положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. К функциям указанной службы, в частности, относится предупреждение, обнаружение, а также пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в установленных сферах деятельности.
Таким образом, предписание выдано административным органом в пределах своих полномочий.
Предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
Поскольку материалами дела подтверждается превышение обществом гигиенических нормативов по содержанию сероводорода в атмосферном воздухе, то суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для отмены предписания в части возложения обязанностей на заявителя по обеспечению соответствия параметров внешней среды требованиям гигиенических нормативов, в том числе на границе санитарно-защитной зоны, по информированию в установленном порядке Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обо всех случаях, повлекших загрязнение объектов окружающей среды в концентрациях превышающих гигиенические нормативы.
В указанной части оспариваемое предписание дублирует нормы санитарных правил, не возлагает на заявителя дополнительных обязанностей, как и не требует исполнения незаконных требований ответчика, то есть не нарушает права и законные интересы заявителя. Оснований для признания его незаконным в указанных частях отсутствуют.
Также суд исходил из того, что решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 12.09.2014 постановление Главного государственного санитарного врача по Альметьевскому району и г. Альметьевск от 23.04.2014 о привлечении к административной ответственности ОАО "СЗМН" по ст.6.3 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба ОАО "СЗМН" - без удовлетворения, законность вынесенного постановления подтверждена судом.
Подлежит отклонению довод заявителя о неисполнимости пунктов предписания, поскольку указанное предписание не содержит неясных формулировок по исполнению возложенных на общество обязанностей. Содержащиеся в предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленного нарушения, которые необходимо совершить заявителю.
Следует отметить тот факт, что отсутствует законодательный запрет на перенос сроков устранения нарушений, следовательно, при наличии ходатайства общества с приложением документов, подтверждающих невозможность выполнения предписания к установленному времени, сроки могут быть перенесены. Также ничто не препятствует обратиться в административный орган за разъяснением тех или иных пунктов предписания.
Довод заявителя о том, что указанное предписание выставлено лишь заявителю, тогда как заявитель не обязан осуществлять за находящиеся там же иные организации установленную выше обязанность, судом первой инстанции обоснованно не был принят, поскольку такие же предписания выставлены в отношении иных организаций, также находящихся на спорной станции. Выставление оспариваемого предписания не означает, что заявитель обязан выполнять данное требование в отношении всех источников, принадлежащих иным лицам в рамках вышеуказанного промышленного узла.
Суд апелляционной инстанции считает правильным и обоснованным указанный вывод суда первой инстанции и не находит оснований для его переоценки.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции в полном объёме, однако не могут быть приняты, поскольку не опровергают выводы суда первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 октября 2014 года по делу N А65-16740/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16740/2014
Истец: ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы", г. Казань
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике в Альметьевском районе и г. Альметьевск, г. Альметьевск, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Роспотребнадзор), г. Казань
Третье лицо: ОАО "СМП-Нефтегаз", г. Альметьевск, ОАО "Татнефть" имени В. Д.Шашина", г. Альметьевск