г. Тула |
|
20 января 2015 г. |
Дело N А09-6446/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.01.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Рыжовой Е.В. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания-2000" (г. Москва, ИНН 7718559581, ОГРН 1057748174835) - Розанова Д.В. (доверенность от 01.04.2014), в отсутствие ответчиков - комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (г. Брянск, ИНН 3250067042, ОГРН 1063250032504) и муниципального образования "город Брянск" в лице финансового управления Брянской городской администрации (г. Брянск, ИНН 3201005318, ОГРН 1023202742089), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.10.2014 по делу N А09-6446/2014 (судья Прудникова М.С.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания-2000" (г. Москва, ИНН 7718559581, ОГРН 1057748174835) (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (далее - комитет) о взыскании 4 790 716 рублей 33 копеек, в том числе задолженности по муниципальному контракту от 17.07.2013 N 0127300013113000666_123266 на выполнение работ по текущему ремонту в размере 4 425 604 рублей и пени в сумме 365 112 рублей 33 копеек (т. 1, л. д. 3).
Определением суда от 08.09.2014 (т. 1, л. д. 51), принятым на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование "город Брянск" в лице финансового управления Брянской городской администрации (г. Брянск, ИНН 3201005318, ОГРН 1023202742089) (далее - управление).
До рассмотрения спора по существу истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просил взыскать 4 592 947 рублей, в том числе задолженность по муниципальному контракту и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 167 343 рублей (т. 1, л. д. 62). Судом уточнение принято.
Решением суда от 17.10.2014 (т. 1, л. д. 72) исковые удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что выполненные до момента расторжения контракта работы должны быть оплачены комитетом. Расторжение договора не лишает кредитора права требовать с должника долга, образовавшегося до момента прекращения договора. Размер задолженности определен судом исходя из сведений, содержащихся в соглашении о расторжении муниципального контракта.
В апелляционной жалобе комитет просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель указывает на то, что причиной неисполнения обязательства по оплате явилось отсутствие бюджетного финансирования и не выделение денежных средств на погашение кредиторской задолженности. Поскольку комитет является казенным учреждением, уплата задолженности в отсутствие финансирования невозможна. В связи с этим заявляет об отсутствии вины в неисполнении обязательства по оплате работ. Считает, что комитет является ненадлежащим ответчиком, поскольку предметом муниципального контракта является обеспечение муниципальных нужд.
В отзыве истец просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Считает необоснованным довод заявителя о том, что он является ненадлежащим ответчиком, в обоснование чего указывает на возникновение обязательств комитета из муниципального контракта. Отмечает, что отсутствие бюджетного финансирования не является основанием для освобождения от исполнения обязательств. Указывает, что в суде первой инстанции комитетом не заявлено ходатайства о замене ненадлежащей стороны.
В судебном заседании представитель истца поддержал свою позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на сайте суда, в суд апелляционной инстанции представителей не направили, в связи с чем, с учетом мнения представителя истца, судебное разбирательство проводилось в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 04.07.2013 (т. 1, л. д. 24) между комитетом (муниципальный заказчик) и обществом (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 17.07.2013 N 0127300013113000666_123266 на выполнение работ по текущему ремонту (т. 1, л. д. 9), по условиям которого подрядчик обязался выполнить по заданию муниципального заказчика работы по ремонту проезда к дворовым территориям по ул. Тельмана 53/2, 66/1, 66/4, ул. Чернышевского, 20 в Володарском районе г. Брянска и сдать результат работ представителю муниципального заказчика в срок до 31.08.2013.
Цена муниципального контракта твердая и остается неизменной до установленной даты завершения работ на объекте; стоимость работ по контракту составляет 6 828 330 рублей (пункты 4.1, 4.2 муниципального контракта).
В соответствии с пунктами 6.1-6.3 муниципального контракта основанием для взаиморасчетов между муниципальным заказчиком и подрядчиком являются справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, акты о приемке выполненных работ по форме КС-2; оплата за фактически выполненные работы производится по безналичному расчету до 31.12.2013; муниципальный заказчик перечисляет со своего лицевого счета, открытого в органе федерального казначейства, средства в пределах цены настоящего контракта на лицевой счет подрядчика в течение 3-х банковских дней со дня поступления средств на счет муниципального заказчика.
В подтверждение факта выполнения работ обществом представлены акты о приемке выполненных работ КС-2 от 31.08.2013 N 1, и справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 от 31.08.2013 N 1, подписанные сторонами контракта без разногласий (т. 1, л. д. 15-23) на общую сумму 4 425 604 рублей.
Соглашением от 29.11.2013 (т. 1, л. д. 29) стороны расторгли муниципальный контракт, одновременно констатировав, что стоимость фактически выполненных работ составила 4 425 604 рублей (пункт 2 контракта).
В соответствии с пунктом 3 соглашения муниципальный заказчик обязался до 31.12.2013 погасить задолженность за выполненные работы по контракту в сумме 4 425 604 рублей согласно акту сверки взаиморасчетов от 29.11.2013 (т. 1, л. д. 34), являющемуся неотъемлемой частью соглашения.
Поскольку в установленный срок оплата по контракту не была произведена, истец направил ответчику претензию (т. 1, л. д. 27), которая оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненных работ, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ (далее - Закон о размещении заказов), действовавшего в спорный период, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Государственный контракт или муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с учетом положений настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно положениям пункта 4.1 статьи 9 Закона размещении заказов цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом.
Согласно пункту 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (статья 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Соглашением от 29.11.2013 стороны расторгли муниципальный контракт от 17.07.2013 N 0127300013113000666_123266 (т. 1, л. д. 29).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда от 21.12.2005 N 104 "Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о некоторых основаниях прекращения обязательств", если иное не вытекает из соглашения сторон, расторжение договора влечет прекращение обязательств на будущее время и не лишает кредитора права требовать с должника образовавшиеся до момента расторжения договора суммы основного долга и имущественных санкций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора.
В подтверждение факта выполнения работ до момента расторжения контракта обществом представлены акты формы КС-2, КС-З, подписанные сторонами без разногласий (т. 1, л. д. 15-23) на общую сумму 4 425 604 рублей.
Наличие задолженности указанной задолженности зафиксировано также в самом соглашении о расторжении муниципального контракта (т. 1, л. д. 29) и акте сверки взаимных расчетов (т. 1, л. д. 32).
Возражая против оплаты выполненных работ, комитет сослался на отсутствие бюджетного финансирования и не выделение денежных средств на оплату кредиторской задолженности. Вместе с тем, само по себе данное обстоятельство не является основанием для отказа в оплате фактически выполненных работ.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 26.02.2009 N 17), разрешая дела по искам о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), суды должны исходить из того, что положения пункта 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которых оплата договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, бюджетным учреждением производится в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов, пока соответствующая сделка не оспорена и не признана судом недействительной по иску главного распорядителя.
Задолженность ответчика возникла из муниципального контракта, соблюдение процедуры заключения которого подтверждается имеющимися в деле доказательствами, и подтверждена подписанными с обеих сторон первичными документами, подтверждающими факт сдачи-приемки выполненных работ. В связи с этим довод комитета о том, что он является ненадлежащим ответчиком, следует отклонить. Наличие задолженности ответчиком не оспаривается.
Таким образом, ссылка заявителя жалобы на уменьшение бюджетного финансирования не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, основанных на контракте, стороной которого является комитет.
Согласно положению о комитете, утвержденному решением Брянского городского совета народных депутатов от 28.04.2006 N 403 (далее - положение), комитет является муниципальным казенным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета города Брянска на основании бюджетной сметы, находящейся в ведении Брянской городской администрации.
Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (абзац 4 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Кодекса.
Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
При удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, взыскание задолженности производится с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств у учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
По смыслу пункта 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 в качестве ответчика, несущего субсидиарную ответственность, выступает собственник имущества, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Следовательно, муниципальное образование, как собственник имущества несет субсидиарную ответственность по оплате спорной задолженности.
При таких обстоятельствах суд правомерно взыскал с учреждения в пользу общества спорный долг, а при недостаточности денежных средств у учреждения - с муниципального образования за счет средств казны муниципального образования.
Установив факт ненадлежащего исполнения комитетом обязательств по оплате работ, суд правомерно применил к нему ответственность в виде процентов за пользование чужими денежными средствами.
На основании пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Как пользование чужими денежными средствами следует квалифицировать также просрочку уплаты должником денежных сумм за переданные ему товары, выполненные работы, оказанные услуги (пункт 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Поскольку со стороны ответчика имела место просрочка исполнения обязательства по погашению долга, суд первой инстанции обоснованно взыскал с последнего 167 343 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных исходя из учетной ставки банковского процента в размере 8,25 % годовых. Расчет процентов проверен судом и признан правильным, контррасчет не представлен.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявитель в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, последняя взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 17.10.2014 по делу N А09-6446/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Капустина |
Судьи |
О.Г. Тучкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6446/2014
Истец: ООО "Строительная компания-2000"
Ответчик: комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, МО "г. Брянск" в лице Финансового управления Брянской городской администрации
Третье лицо: МО "г. Брянск" в лице Финансового управления Брянской городской администрации