г. Хабаровск |
|
22 января 2015 г. |
А73-10374/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации": Левцова Е.В. представитель по доверенности от 23.09.2014, Бандорина Е.Н. представитель по доверенности от 12.01.2015, Цукерман Р.А. представитель по доверенности от 12.01.2015;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Власкина О.Н. представитель по доверенности от 09.01.2014;
от общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточное бюро технической инвентаризации": Луценко В.М. представитель по доверенности от 21.11.2014, Григорьев Д.С. представитель по доверенности от 13.08.2014, Карпенко А.А. представитель по доверенности от 14.01.2015, Немировский Р.А. генеральный директор;
от краевого государственного унитарного предприятия "Хабкрайинвентаризация": Вакульчик Р.Ю. представитель по доверенности от 22.12.2014;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, общества с ограниченной ответственностью "БТИ ДВ"
на решение от 24.10.2014
по делу N А73-10374/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Чаковой Т.И.
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации"
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточное бюро технической инвентаризации" далее - общество), краевое государственное унитарное предприятие "Хабкрайинвентаризация"
о признании незаконными решения от 30.07.2014 и предписания от 30.07.2014
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (ИНН 7701018922, ОГРН 1027739346502, далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 30.07.2014 по делу N 4-03/5 о нарушении антимонопольного законодательства и вынесенного на его основе предписания от 30.07.2014.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 24.10.2014 по делу N А73-10374/2014 заявленные предприятием требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточное бюро технической инвентаризации" (далее - общество) и антимонопольный орган обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции от 24.10.2014 по делу N А73-10374/2014 отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционных жалоб общество, антимонопольный орган ссылаются на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
18.12.2014 рассмотрение жалоб откладывалось в соответствии со статьей 158 АПК РФ на 15.01.2015. Согласно статье 18 АПК РФ определением суда от 12.01.2015 в первоначальном составе суда произведена замена судьи Вертопраховой Е.В. судьей Сапрыкиной Е.И. в связи с нахождением в отпуске.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержала доводы апелляционной своей жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу. Просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" отклонили доводы апелляционной жалобы антимонопольного органа как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель краевого государственного унитарного предприятия "Хабкрайинвентаризация" поддержал позиции представителей ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", изложил отзыв на жалобу, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточное бюро технической инвентаризации" поддержали доводы апелляционной жалобы антимонопольного органа.
В судебном заседании представители общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточное бюро технической инвентаризации" поддержали доводы своей апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласили жалобу. Просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" отклонила доводы апелляционной жалобы общества как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель краевого государственного унитарного предприятия "Хабкрайинвентаризация" отклонил доводы апелляционной жалобы общества как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционный суд признает опечаткой в апелляционной жалобе в штампе общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточное бюро технической инвентаризации" ОГРНЮЛ, что подтверждено непосредственно генеральным директором общества. В тексте жалобы указано об участии данного юридического лица третьим лицом в настоящем споре.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзывах, Шестой арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции от 24.10.2014 по делу N А73-10374/2014 подлежащим отмене, как несоответствующее нормам материального права, а апелляционные жалобы удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 04.04.2014 предприятие направило начальнику Хабаровской группы заказчика по строительству объектов железнодорожного транспорта - обособленного структурного подразделения - Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта - филиала РЖД информационное письмо, 02.06.2014 направлено для сведения письмо в МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту".
Суть писем сводится к тому, что работы по технической инвентаризации объектов капитального строительства, относящихся к жилищному фонду, вправе проводить только государственные и муниципальные организации технической инвентаризации, обладающие специальной правоспособностью, т.е. ранее аккредитованные и обеспечивающие в настоящее время ведение и хранение архива технической инвентаризации. К таким относятся - КГУП "Хабкрайинвентаризация" и филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Хабаровскому краю.
Кроме того, в журнале "Вся недвижимость Хабаровска" Федеральное бюро технической инвентаризации опубликовало заметку с названием "Осторожно, мошенники" - согласно которой техническую инвентаризацию объектов недвижимости, относящихся к жилому фонду, вправе проводить только государственные и муниципальные организации, обладающие ранее полученной аккредитацией. К ним относятся КГУП "Хабкрайинвентаризация" и филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Хабаровскому краю. Технические паспорта, изготовленные иными лицами, будут бесполезны.
В связи с наличием указанных писем ООО "БТИ-ДВ" 11.06.2014 обратилось в антимонопольный орган с заявлением о возбуждении и рассмотрении дела о факте недобросовестной конкуренции на действия предприятия о распространении информации среди клиентов и потенциальных клиентов общества о незаконности деятельности общества и иных организаций по выполнению кадастровых работ, в частности, техинвентаризации объектов недвижимости.
Антимонопольный орган 30.07.2014, рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства, вынес решение о признании действий предприятия, выразившихся в направлении писем от 08.04.2014 N Ф-27-01/501 и N Ф-27-01/503, от 02.06.2014 N Ф-27-01/772 в адрес в МУП г. Хабаровска "Управление капитального строительства", в дирекцию тепловодоснабжения - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД", в Хабаровскую группу заказчика по строительству объектов железнодорожного транспорта - обособленного структурного подразделения Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта, в размещении информации в журнале "Вся недвижимость Хабаровска" N 14 от 07.04.2014 года и на сайте r27.rosinv.ru, содержащих не соответствующие действительности сведения, нарушением пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части распространения ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту, либо нанести ущерб его деловой репутации.
30.07.2014 выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства предприятия прекратить нарушение пункта 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, а именно:
в срок до 15 августа 2014 года отозвать письма от 08.04.2014 N Ф-27-01/501 и N Ф-27-01/503, от 02.06.2014 N Ф-27-01/772, направленные в адрес в МУП г. Хабаровска "Управление капитального строительства", в дирекцию тепловодоснабжения - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД", в Хабаровскую группу заказчика по строительству объектов железнодорожного транспорта - обособленного структурного подразделения Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта, указав, что они являются недействительными;
в срок до 25 августа 2014 года поместить опровержение информации в журнале "Вся недвижимость Хабаровска" и на сайте r27.rosinv.ru о возможности выполнения работ по технической инвентаризации объектов капитального строительства иными юридическими лицами, кроме Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Хабаровскому краю и КГУП "Хабкрайинвентаризация", и возможности выдачи технических паспортов на объекты только последними.
11.08.2014 антимонопольным органом вынесено определение об исправлении описки: пункт 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции заменен на пункт 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с решением и предписанием, предприятие обратилось в арбитражный суд, который удовлетворил требование, указав, что на территории Хабаровского края такими организациями являются предприятие и КГУП "Хабкрайинвентаризация". Учитывая, что техническую инвентаризацию и выдачу технических паспортов могут осуществлять только государственные и муниципальные организации технической инвентаризации, действия предприятия по направлению писем не могут расцениваться как направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9).
Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (пункт 1 части 1 статьи 14 Закона N 135-ФЗ).
В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
В техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости, сведения о части или частях такого объекта недвижимости в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей такого объекта недвижимости, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений такого объекта недвижимости.
Технический план состоит из графической и текстовой частей, следовательно, является результатом кадастровых работ.
Технический паспорт - это результат проведения технической инвентаризации для постановки на технический учет.
В соответствии с частью 4 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Действующая редакция статьи 23 ЖК РФ предусматривает для перевода помещения из нежилого в жилое предоставление техпаспорта. Статья 26 ЖК РФ предусматривает для проведения переустройства или перепланировки также предоставление техпаспорта.
Кроме того суд ссылается на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.02.2013 N Д23и-449 и Порядок осуществления государственного учета жилищного фонда, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации".
С выводом суда первой инстанции не согласен апелляционный суд, поскольку он противоречит действующему законодательству в силу следующего.
На основании частей 1 и 2.1 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (далее Закон N 221-ФЗ) "О государственном кадастре недвижимости" до 1 января 2013 года был установлен переходный период применения данного закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу данного закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда, если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с частью 2.2 статьи 43 Закона N 221-ФЗ.
В части 8 статьи 47 Закона N 221-ФЗ установлено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с данным законом указанные в нем законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону N 221-ФЗ или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.
Согласно постановлению Правительства РФ от 27.06.2013 N 546 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" решение Правительства Российской Федерации, изложенное в Постановлении Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" признано утратившим силу, а также постановление Правительства РФ от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства", приказ Минэкономразвития России от 05.04.2005 N 70 "Об утверждении Положения об аккредитации Росреестром организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" не применяются, аккредитация организаций технической инвентаризации объектов капитального строительства не осуществляется.
С 1 января 2013 года указанное постановление Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (вместе с "Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства") не применяется (письмо Минэкономразвития России от 22.02.2013 N Д23и-449).
С 1 января 2013 года на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются (часть 8 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В силу части 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Как отметил Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2013 N АКПИ13-409 нормативно правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации в силу части 8 статьи 47 могли применяться лишь до 01.01.2013.
Кроме того, Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от 03.07.2013 N 13551-ПК/Д23и сообщило о том, что Порядок осуществления государственного учета жилищного фонда, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" не полностью соответствует действующему федеральному законодательству, так как издано до вступления в силу ЖК РФ и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
На основании изложенного, апелляционный суд считает, что в настоящее время как предприятие, так и общество имеют право осуществлять техническую инвентаризацию объектов и выдавать технические паспорта.
Порядок хранения учетно-технической документации в организациях технической инвентаризации, отнесение к государственному архивному фонду и нахождение в пользовании субъектов Российской Федерации, полномочиях по её хранению муниципальных и государственных организации, не является предметом настоящего спора.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.10.2014 по делу N А73-10374/2014 отменить.
В удовлетворении требования ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" о признании незаконными решения Управления федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 30.07.2014 по делу N 4-03/5 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 30.07.2014 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10374/2014
Истец: ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ\" по Хабаровскому краю, Филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Хабаровскому краю
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: КГУП "Хабкрайинвентаризация", Краевое государственное унитарное предприятие "Хабкрайинвентаризация", ООО "БТИ ДВ", ООО "Дальневосточное бюро технической инвентаризации"