г. Самара |
|
21 января 2015 г. |
Дело N А65-16821/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 14 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 21 января 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Казанское специализированное управление "Термостепс" - представителя Зариповой Г.Н., по доверенности,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан - представителя Валлиуллина Р.А., по доверенности, представителя Шигабиева Р.Р., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 4, дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N3 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 октября 2014 года по делу N А65-16821/2014 (судья Сальманова Р.Р.)
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Казанское специализированное управление "Термостепс", г. Казань (ОГРН 1021603146795, ИНН 1657035210),
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН 1041632209541, ИНН 1657030758),
о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан по возврату излишне (ошибочно) уплаченному земельному налогу на общую сумму 543 213,78 руб., об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан произвести возврат денежных средств, полученных от заявителя в счет уплаты земельного налога за 2012 г., 2013 г. по объекту недвижимости: земельный участок с кадастровым номером 16:50:230104:7 по адресу: г. Казань, ул. Короленко, 115, на общую сумму 543 213,78 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Казанское специализированное управление "Термостепс" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - ответчик), о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан по возврату излишне (ошибочно) уплаченного земельного налога на общую сумму 543 213,78 руб., об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан произвести возврат денежных средств, полученных от заявителя в счет уплаты земельного налога за 2012 г., 2013 г. по объекту недвижимости: земельный участок с кадастровым номером 16:50:230104:7 по адресу: г. Казань, ул. Короленко, 115, на общую сумму 543 213,78 руб.,
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 октября 2014 года заявленные требования удовлетворены частично. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Республики Татарстан возложена обязанность возвратить открытому акционерному обществу "Казанское специализированное управление "Термостепс" излишне уплаченный земельный налог за 2012, 2013 г.г. в сумме 543213 (пятьсот сорок три тысячи двести тринадцать) руб. 78 коп. В части заявленных требований о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, выраженного в невозврате излишне уплаченного земельного налога за 2012, 2013 г.г., производство по делу прекращено.
Не согласившись с выводами суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
По мнению подателя жалобы судом неправильно применены нормы материального права, неполностью исследованы обстоятельства дела.
Податель жалобы считает, что у заявителя право собственности на спорный земельный участок возникло 02.05.2012 г. на основании решения Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 2698 о предоставлении заявителю 80/100 долей в праве собственности на земельный участок по ул. Короленко, 115, кадастровый номер 16:50:230104:7, площадью 14766 кв. м., занимаемый зданиями и сооружениями производственной базы по ул. Короленко, 115.
Представитель налогового органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Заявитель является собственником зданий производственной базы, расположенной по адресу: г. Казань, ул. Короленко, 115, на земельном участке площадью 14766 кв.м. с кадастровым номером 16:50:230104:7, что подтверждается представленными свидетельствами о государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимости и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Права собственности истца на здания производственной базы были зарегистрированы на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.12.2010 г. по делу N А65-26240/2010.
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани Постановлением N 2698 от 2 мая 2012 г. принял решение о предоставлении истцу 80/100 долей в праве собственности на земельный участок по ул. Короленко, 115, кадастровый номер 16:50:230104:7, площадью 14766 кв. м., занимаемый зданиями и сооружениями производственной базы по ул. Короленко, 115.
Заявителем за 2012-1013 годы уплачен земельный налог по данному земельному участку в общей сумме 543213,78 руб., что подтверждается платежными поручениями: N 3 от 10.01.2012 г., N 145 от 13.02.2012 г., N 211 от 11.03.2012 г., N 523 от 12.07.2013 г., N 524 от 12.07.2013 г., N 192 от 27.02.2014 г.
04.04.2014 г. заявитель, в порядке ст. 78 НК РФ, обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2012, 2013 годы в сумме 543213,78 руб., считая, что в указанном периоде кооператив не являлся плательщиком земельного налога.
Заявитель, не получив ответа налогового органа на заявление о возврате налога, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Пунктом 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из ч. 1 ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При установлении земельного налога, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражный судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" указано, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ из п. 9 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре. Поэтому на основании п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
При универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в п. 1 ст. 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, поэтому правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ).
Судом установлено, что заявитель является собственником зданий производственной базы, расположенной по адресу: г. Казань, ул. Короленко, 115, на земельном участке площадью 14766 кв.м. с кадастровым номером 16:50:230104:7, что подтверждается представленными свидетельствами о государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимости и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Права собственности истца на здания производственной базы были зарегистрированы на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.12.2010 г. по делу N А65-26240/2010.
Решением суда по делу N А65-26240/2010 установлено, что здания производственной базы построены правопредшественниками истца на земельном участке, предоставленном АООТ "Термостепс" в постоянное (бессрочное) пользование на основании государственного акта N 7055 от 24.06.1997 г.
18.07.2011 г. заявитель в целях переоформления прав в отношении земельного участка с права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности обратился к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани Постановлением N 2698 от 2 мая 2012 г. принял решение о предоставлении истцу 80/100 долей в праве собственности на земельный участок по ул. Короленко, 115, кадастровый номер 16:50:230104:7, площадью 14766 кв. м., занимаемый зданиями и сооружениями производственной базы по ул. Короленко, 115.
Однако, договор о купле продаже земельного участка заключен не был, что свидетельствует о несоблюдении процедуры предоставления земельного участка в собственность, предусмотренной ЗК РФ.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке по ул. Короленко, 115, с кадастровым номером 16:50:230104:7, принадлежащему ОАО "Казанское специализированное управление "Термостепс" на праве собственности либо на праве постоянного (бессрочного) пользования отсутствуют.
Земельный кодекс Российской Федерации в п. 3 ст. 20 устанавливает, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Для подтверждения наличия ранее возникших прав на земельные участки, а так же для их регистрации необходимо представление выданных ранее документов, удостоверяющих принадлежность права.
К таким документам, в частности относятся: Государственный акт на бессрочное (вечное) пользование землёй, утвержденный постановлением Совнаркома СССР от 07.07.1935, Государственный акт на право пользования землёй, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1975 N 199, Государственные акты право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, формы которых утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493.
Материалами дела подтверждается, что уполномоченный орган государственной власти - Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани постановлением от 02.05.2012 г. N 2698 постановил: предоставить ОАО "Казанское специализированное управление "Термостепс" за плату земельный участок по ул. Короленко, 115, с кадастровым номером 16:50:230104:7 в размере 80/100 долей в праве.
Между заявителем и ИК МО г. Казани возник спор о размере платы за земельный участок, который разрешен решением Арбитражного суда РТ от 27.08.2014 г. по делу N А65-10547/2014.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу, что постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 02.05.2012 г. N 2698 не является правоустанавливающим документом на земельный участок, который подтверждает право собственности либо право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Таким образом, налоговым органом не представлено доказательств того, что заявитель является плательщиком земельного налога в 2012-2013 годах.
Довод налогового органа о том, что налогоплательщик сам представляет декларации и уплачивает налог, не является основанием для отказа в возврате излишне уплаченного налога, обязанность по уплате которого у налогоплательщика отсутствует.
В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Конституционная норма, заложенная в ст.ст. 21, 32, 78 НК РФ призвана обеспечить устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения.
В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Пунктом 8 ст. 78 НК РФ определен трехлетний срок на подачу налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган.
Согласно п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Судом установлено, что заявитель 14.07.2014 г. обратился в налоговый орган в соответствии с требованиями статьи 78 НК РФ с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога, которое ответчиком осталось без удовлетворения.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Материалами дела подтверждается, что платежными поручениями: N 3 от 10.01.2012 г., N 145 от 13.02.2012 г., N 211 от 11.03.2012 г., N 523 от 12.07.2013 г., N 524 от 12.07.2013 г., N 192 от 27.02.2014 г. заявителем оплачивался земельный налог в общей сумме 543213,78 рубля.
Информации о наличии иной недоимки по налогам, уплачиваемым бюджеты разных уровней ответчик суду не представил.
При таких обстоятельствах, с учетом установленных обстоятельств дела, судом верно указано на недопустимость лишения заявителя своего права на возврат спорной суммы налога, поскольку нарушает защищенные ст. 8 Конституции РФ его права и законные интересы, направленные на свободное обращение финансовых средств, изначально являющихся по праву его собственностью, требования заявителя являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 октября 2014 года по делу N А65-16821/2014, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 октября 2014 года по делу N А65-16821/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16821/2014
Истец: ОАО "Казанское специализированное управление "Термостепс", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Республике Татарстан,г.Казань