г. Самара |
|
22 января 2015 г. |
Дело N А72-12812/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.
с участием:
от заявителя - Лебедев М.В., доверенность от 15 января 2015 года N 06/29/5-15,
от ответчика - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Нижегородской области апелляционную жалобу открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 ноября 2014 года по делу N А72-12812/2014 (судья Корастелев В.А.), рассмотренное в порядке упрощенного производства,
по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767), город Ульяновск,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, город Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 02 сентября 2014 года N 0926 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.7, ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ к штрафу в размере 20 000 руб.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель общества.
Управление Роспотребнадзора, апелляционную жалобу отклонило по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Управления Роспотребнадзора, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя общества, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Управление Роспотребнадзора из Прокуратуры Ульяновской области поступило сообщение исх. N 07-16-2014/11525-2014 от 26.05.2014 г. о проверке статьи "Вам - спам", опубликованной в газете "Симбирский курьер" N 52 (3953 от 20.05.2014 г.), (вх. N 10034/лр/ж от 04.06.2014 г.) по вопросу нарушения прав потребителей при оказании услуг связи, а по результатам проверки 17.06.2014 г. выявлены нарушения ст. ст. 44, 54 Закона РФ от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи); п. 48, 60, 106, 113 - 115 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 г. N 310 (далее - Правила оказания услуг телефонной связи); ст. ст. 10, 16 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), выразившиеся в обмане потребителей, путём введения в заблуждение относительно стоимости (фактически оказанных) услуг, а постановлением N 0926 от 02.09.2014 г. ОАО "Ростелеком" привлечено к административной ответственности по ст. 14.7, ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ к штрафу в размере 20 000 руб.
Считая постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие ч. 2 ГК РФ", п. 1 ст. 1 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными Законом N 2300-1, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
Отношения, вытекающие из договора между абонентом, пользующимся услугами телефонной связи, и оператором связи, оказывающим указанные услуги, регулируются ГК РФ, Законом N 2300-1, Правилами оказания услуг телефонной связи, Законом о связи; Правилами услуг связи по передаче данных, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 г. N 32; Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 г. N 575.
Согласно п. 2 ст. 44 Закона о связи правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
Правила оказания услуг телефонной связи регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услугами телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форму и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
Пунктом 2 ст. 10 Закона N 2300-1 предусмотрено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в частности: сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг) и др.
Согласно п. 5 ст. 44 Закона о связи в случае привлечения оператором связи иных лиц к оказанию контентных услуг, за исключением услуг связи, оказываемых через единый портал государственных и муниципальных услуг, оператор связи на основании обращения абонента обязан создать отдельный лицевой счет, предназначенный только для оплаты данных услуг связи в пределах средств, находящихся на указанном лицевом счете. При отсутствии указанного обращения оплата данных услуг связи осуществляется в порядке, установленном абзацем третьим настоящего пункта. Оказание иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, осуществляется с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг. До получения согласия абонента об оказании иных услуг связи, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, в том числе контентных услуг, оператор связи должен предоставлять абоненту информацию о тарифах на услуги и кратком содержании данных услуг, а также о лице, предоставляющем конкретную услугу, и лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг. Расчеты за оказанные абоненту услуги осуществляются оператором связи.
В соответствии с п. 60 Правил оказания услуг телефонной связи абонент обязан вносить плату за оказанные ему услуги телефонной связи и иные предусмотренные в договоре услуги в полном объеме и в определенные в нем сроки; не подключать к абонентской линии оборудование, не имеющее документа о подтверждении соответствия установленным требованиям; сообщать оператору связи в срок, не превышающий 60 дней, о прекращении своего права владения и (или) пользования телефонизированным помещением, а также об изменении фамилии (имени, отчества) и места жительства, наименования (фирменного наименования) и места нахождения; содержать в исправном состоянии абонентскую линию и оборудование, находящиеся в телефонизированном помещении; соблюдать правила эксплуатации оборудования.
Перечисленные обязанности, как правило, уточняются и детализируются в договоре между оператором связи и абонентом, а в случае своего несогласия с суммой выставленного счета абонент имеете право предъявить оператору связи соответствующую претензию, которая подается и рассматривается в порядке, установленном ст. ст. 55, 56 Закона о связи и разделом V Правил оказания услуг телефонной связи.
В соответствии с п. 62 Правил оказания услуг телефонной связи абонент и (или) пользователь вправе требовать предоставления преимуществ в области оказания услуг телефонной связи, предусмотренных для этого абонента и (или) пользователя международными договорами, законодательством РФ ли законодательством субъектов РФ; отказаться в любое время в одностороннем порядке от исполнения договора при условии оплаты фактически понесенных оператором связи расходов по оказанию этому абоненту и (или) пользователю услуг телефонной связи; отказаться от оплаты услуг телефонной связи, предоставленных ему без его согласия; назначать по согласованию с оператором связи новый срок оказания услуг телефонной связи, если несоблюдение сроков было обусловлено обстоятельствами непреодолимой силы, о которых абоненту и (или) пользователю было сообщено до истечения назначенного срока оказания услуг телефонной связи.
Согласно п. 1 ст. 54 Закона о связи оплата услуг связи производится посредством наличных или безналичных расчетов - непосредственно после оказания таких услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа, порядок и форма оплаты услуг связи определяются договором об оказании услуг связи, если иное не установлено законодательством РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 54 Закона о связи основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.
Расчетный период по услугам телефонной связи не должен превышать 1 месяц (п. 110 Правил оказания услуг телефонной связи), а срок оплаты услуг телефонной связи не должен быть менее 20 дней с даты выставления счета. Более длительный срок оплаты может быть установлен в договоре (п. 111 Правил оказания услуг телефонной связи).
Согласно п. 5 ст. 54 Закона о связи не подлежат оплате иные услуги связи, технологически неразрывно связанные с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленные на повышение их потребительской ценности, в том числе контентные услуги, оказанные с нарушением требований, установленных настоящим Законом.
На основании п. 113 Правил оказания услуг телефонной связи счет, выставляемый абоненту за услуги телефонной связи, является расчетным документом, в котором отражаются данные о денежных обязательствах абонента, а оператор связи обязан обеспечить доставку абоненту счета на оплату услуг телефонной связи в течение 10 дней с даты выставления этого счета.
По обращению абонента оператор связи обязан произвести детализацию счета, заключающуюся в предоставлении дополнительной информации об сказанных услугах телефонной связи, за что может взиматься отдельная плата в размере не более 10 процентов месячной абонентской платы, установленной в тарифном плане с абонентской системой оплаты услуг местной телефонной связи (п. 116 Правил оказания услуг телефонной связи).
Согласно п. 48 Правил оказания услуг телефонной связи договор заключается в письменной форме в 2 экземплярах, 1 из которых вручается абоненту, или путем осуществления конклюдентных действий. Договор, заключаемый путем осуществления конклюдентных действий, считается заключенным с момента осуществления абонентом и (или) пользователем вызова, а в случае, если действия пользователя, направленные на заключение договора, представляют собой внесение аванса, такой договор считается заключенным с момента внесения этого аванса.
В соответствии с п. 106 Правил оказания услуг телефонной связи основанием для выставления счета абоненту и (или) пользователю за предоставленные местные (при повременном учете), внутризоновые, междугородные или международные телефонные соединения являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг телефонной связи, а согласно п. 114 правил счет, выставляемый абоненту за услуги местной телефонной связи, должен содержать сумму, предъявляемую к оплате.
Согласно п. 115 Правил оказания услуг телефонной связи счет, выставляемый абоненту за услуги внутризоновой или (и) междугородной и международной телефонной связи, помимо сведений, указанных в п. 114 этих правил должен содержать сумму, предъявляемую к оплате по каждому виду услуг телефонной связи и каждому абонентскому номеру.
Согласно ст. 16 Закона N 2300-1 исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки административным органом в отношении общества правильно установлено, что заявитель в направленных 05.05.2014 г. потребителям извещениях по лицевым счетам N : 20111961; 1394790; 1566773; 1566773; 1531875 на оплату услуг связи за апрель 2014 г. была выставлена сумма на 1 рубль больше, чем стоимость фактически оказанных услуг, и это подтверждается исследованными судом названных лицевых счетов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что включая сумму к оплате в счета за оказанные услуги в размере 1 рубль общество допустило обман потребителей путем введения в заблуждение относительно стоимости фактически оказанных услуг, поскольку в данных извещениях под расшифровкой суммы оплаты мелким шрифтом указана информация следующего содержания: "Публичная оферта о Заключении доп. соглашения к договору об оказании услуги связи о получении информации об услугах и тарифах ОАО "Ростелеком" посредством SMS. Уважаемый абонент! Мы очень ценим сотрудничество с Нами, и предлагаем получать информацию о самых актуальных услугах и тарифах ОАО "Ростелеком" посредством SMS. Доп. соглашение к договору об оказании услуг связи о получении информации об услугах и тарифах ОАО "Ростелеком" посредством SMS считается заключенным в случае оплаты авансового платежа в размере 1 (один) рубль, включенного в сумму к оплате в "Извещении" в счете на оплату услуг связи за апрель 2014 г. Во избежание приостановления оказания услуг связи просим произвести оплату в строгом соответствии с суммой, указанной в данном счете".
В соответствии с Законом РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Обнаружение в извещениях договора публичной оферты не представлялось возможным, так как потребитель является незащищенной зоной, не обладающей специальными правовыми познаниями.
Потребителям была предоставлена дополнительная информация о публичной оферте, что не противоречит действующему законодательству. Однако, в нарушение ст. 16 Закона N 2300-1 в направленных извещениях об оплате услуг связи за апрель 2014 г. была выставлена сумма в размере 1,00 рубля, за услуги которые не были фактически оказаны абонентам.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает, что выставляя к оплате за полученные услуги связи дополнительно сумму 1 рубль отдельной строкой, а также включая эту сумму в счет к оплате за фактически оказанные услуги, общество допустило нарушение требований ст. ст. 44, 54 Закона о связи; п. 48, 60, 106, 113-115 Правил оказания услуг телефонной связи; ст. ст. 10, 16 Закона N 2300-1, выразившееся в обмане потребителей путём введения в заблуждение относительно стоимости фактически оказанных услуг.
При этом суд учитывает, что в извещениях под расшифровкой суммы оплаты указана информация, заставляющая произвести оплату в строгом соответствии с суммой, указанной в счете "во избежание приостановления оказания услуг связи".
В соответствии с правовой позицией п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. N 17 необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги), а информация об оказываемых услугах (предоставляемых товарах, выполняемых работах) в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N 2300-1 должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, установленном в п. 2 ст. 10 Закона N 2300-1. Такая информация должна предоставляться своевременно и содержать необходимые и достоверные сведения о товарах (работах, услугах), обеспечивающие потребителю возможность компетентного выбора.
Пунктом 2 ст. 12 Закона N 2300-1 предусмотрено, что продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную п. 1 - 4 ст. 18 или п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанций не установлено, а наказание в виде штрафа назначено заявителю по правилам ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкций ст. 14.7, ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление N 0926 от 02.09.2014 г. о назначении обществу административного наказания по ст. 14.7, ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ штрафа в размере 20 000 рублей является законным и обоснованным.
Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 ноября 2014 года по делу N А72-12812/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-12812/2014
Истец: ОАО "Ростелеком"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области