г. Вологда |
|
19 января 2015 г. |
Дело N А66-12770/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 января 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПолМарк" на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 октября 2014 года по делу N А66-12770/2014 (судья Басова О.А.),
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области (ОГРН 1056900028437, ИНН 6901072330; место нахождения: 170034, город Тверь, улица Дарвина, дом 17; далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ПолМарк" (ОГРН 1146952003967, ИНН 6950178924; место нахождения: 170100, город Тверь, переулок Свободный, дом 3, офис 1; далее - ООО "ПолМарк", общество) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30 октября 2014 года по делу N А66-12770/2014 заявленные требования удовлетворены.
ООО "ПолМарк" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на отсутствие события административного правонарушения. Считает, что указание в счетах-фактурах, а также в товарных накладных не предусмотренной в них информации повлекло бы недействительность данных документов.
Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя от 13.08.2014 N 04/563 управлением проведена проверка деятельности общества на предмет соблюдения им законодательства о защите прав потребителей и обязательных требований к товарам (работам, услугам) в торговом предприятии, находящемся по адресу: город Тверь, Свободный переулок, дом 3, офис 1, в ходе которой установлено, что ООО "ПолМарк" допущена реализация подлежащей обязательному подтверждению соответствия, продукции торговой марки Desheli без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Административным органом установлено, что при реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 (далее - TP ТС 009/2011), обществом представлены товаросопроводительные документы в виде товарной накладной от 15.07.2014 N 4120 и счета-фактуры от 15.07.2014 N 4120, выданных обществом с ограниченной ответственностью "ПФ Капитал" (далее - ООО "ПФ Капитал").
В представленных обществом документах на товар линии Diamond Treasures Brilliant Hair (шампунь для волос, кондиционер для волос, восстанавливающий экстракт (сыворотка) для кончиков волос, насыщенная маска для волос, легкий спрей для волос после укладки, защитный спрей для волос перед укладкой, средство для волос, укрепляющий комплекс для волос ночного действия) и линии Diamond Treasures (антивозрастная сыворотка для лица, гель-комплекс для кожи вокруг глаз, глубоко очищающий скраб для лица, дневной увлажняющий крем для лица, легкий гель для лица, ночной крем для лица, очищающая маска для лица, очищающий мусс для лица, средство для снятия макияжа с глаз, средство для ухода за кожей лица, увлажняющая маска для лица) торговой марки Desheli отсутствуют сведения о декларации соответствия.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 02.09.2014 N 04/563.
По факту выявленных нарушений административный орган 02.09.2014 в отношении общества составил протокол N 727/04 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.45 КоАП РФ, и на основании статьи 23.1 данного Кодекса обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности, установленной данной нормой Кодекса.
Усмотрев наличие в деянии ООО "ПолМарк" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно привлек ответчика к административной ответственности, назначив ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 14.45 КоАП РФ предусмотрена ответственность за реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ, заключается в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Следовательно, для определения признаков объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ, подлежат выяснению следующие обстоятельства: нахождение продукции на реализации; отнесение этой продукции к числу товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия; наличие сопроводительной документации на эту продукцию и отсутствие в сопроводительной документации на продукцию сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) определено:
декларирование соответствия - это форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
декларация о соответствии - это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;
подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
В силу статьи 18 названного Закона подтверждение соответствия осуществляется в том числе в целях удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров; содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг.
В сопроводительной документации должны указываться сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии (пункт 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 Закона N 2300-1. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей (статья 10 Закона N 2300-1).
Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируются также Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила N 55).
Соблюдение указанных Правил является обязательным для продавца - организации независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров по договору розничной купли-продажи.
Пунктом 12 Правил N 55 установлено, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товаросопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
В настоящее время, на территории Российской Федерации действует технический регламент Таможенного союза "О безопасности парфюмерной и косметической продукции" (ТР ТС 009/2011), являющийся приложением к решению Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799.
Как следует из статьи 1 ТР ТС 009/2011, настоящий технический регламент распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза парфюмерно-косметическую продукцию в потребительской таре.
Согласно пункту 3 статьи 1 ТР ТС 009/2011 настоящий технический регламент устанавливает требования к продукции, а также на связанные с ней процессы производства в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно ее назначения и безопасности.
В силу пункта 2 статьи 6 ТР ТС 009/2011 оценка соответствия парфюмерно-косметической продукции, за исключением парфюмерно-косметической продукции, перечень которой приведен в приложении 12 (подлежащей государственной регистрации), проводится путем подтверждения соответствия в форме декларирования.
В силу вышеуказанных норм при реализации парфюмерно-косметической продукции продавец обязан иметь заверенные подписью и печатью поставщика сопроводительные документы на товар с указанием в них сведений о декларации соответствия и не допускать к продаже товар при отсутствии такой информации в сопроводительных документах.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, спорная продукция прошла процедуру обязательного подтверждения, в отношении ее имеются декларации о соответствии.
Вместе с тем, как было отмечено выше, исходя из диспозиции статьи 14.45 КоАП РФ объективная сторона правонарушения заключается в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, то есть предполагается, что сопроводительная документация к продукции имеется, но в ней отсутствуют сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Как следует из акта обследования от 25.08.2014, акта проверки от 02.09.2014 N 04/563, протокола от 02.09.2014 N 727/04 об административном правонарушении, перечисленная в акте проверки продукция находились в розничной продаже, при этом сведения о декларациях соответствия в отношении данной продукции в товаросопроводительных документах отсутствовали.
Довод подателя жалобы об отсутствии события административного правонарушения ввиду того, что утвержденные формы товарных накладных и счетов-фактур не содержат граф для указания сведений о подтверждении соответствия, а Налоговый кодекс Российской Федерации не предъявляет соответствующих требований к заполнению счетов-фактур, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Общероссийским классификатором управленческой документации, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 299, к числу товаросопроводительной документации отнесены: товаросопроводительный документ, сертификат качества, отгрузочная спецификация, упаковочный лист и комплектовочная ведомость.
Таким образом, счет-фактура не является товаросопроводительным документом, в силу чего рассматриваемые требования об указании сведений о декларации о соответствии к нему не относятся.
Согласно пункту 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ заявитель (физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия) обязан в том числе указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
В силу вышеперечисленных правовых норм держатель декларации либо сертификата (заявитель) должен оформить сопроводительные документы (товарную накладную) с указанием сведений о декларации о соответствии или сведений о сертификате соответствия, отразить сведения о них и на маркировке товара, а продавец обязан проверить наличие данной информации в сопроводительной документации на товар и не допускать к продаже товар при отсутствии данной информации в сопроводительных документах.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что соответствующие графы отсутствуют в товарных накладных, не отменяет требования перечисленных выше нормативных актов о включении указанной информации в товаросопроводительные документы. Соответствующая информация может быть указана как непосредственно в товарной накладной или ином товаросопроводительном документе, так и в отдельно составленном приложении к товаросопроводительному документу.
Довод подателя жалобы о том, что указание в сопроводительных документах, в частности в товарной накладной, сведений, не предусмотренных формой ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, приведет к недействительности данного документа, не принимается апелляционной инстанцией, поскольку данная форма содержит перечень сведений, которые в обязательном порядке должна содержать товарная накладная, и лишь при их отсутствии данный документ является недействительным. При этом данная форма, а также иные законодательные акты не содержат запрета на указание в товарной накладной дополнительных сведений, не предусмотренных формой ТОРГ-12, в том числе сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии товара.
Таким образом, управление правомерно пришло к выводу о нарушении ООО "ПолМарк" положений статьи 6 ТР ТС 009/2011, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности ООО "ПолМарк" отсутствуют.
Учитывая приведенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.45 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статьи 2.9 названного Кодекса суд апелляционной инстанции в рассматриваемом случае не усматривает, поскольку в силу нормы, содержащейся в статье 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В рассматриваемом случае таких исключительных обстоятельств по делу не усматривается.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В рассматриваемом случае штраф назначен судом первой инстанции в минимальном размере с учетом положения статей 4.1, 4.2 КоАП РФ, причин считать наказание несправедливым и (или) несоразмерным допущенному нарушению у суда не имеется.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30 октября 2014 года по делу N А66-12770/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПолМарк" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12770/2014
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области
Ответчик: ООО "ПолМарк"