Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 мая 2015 г. N Ф08-2399/15 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
21 января 2015 г. |
дело N А01-2040/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от ООО "Подкова": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 09.07.2014 по делу N А01-2040/2013, принятое судьей Шебзуховым З.М., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Подкова" к Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию недвижимого имущества, и обязании выдать разрешение на ввод в эксплуатацию недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Подкова" (далее- общество, ООО"Подкова") обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея к администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (далее- администрация, орган местного самоуправления) с требованием о признании незаконными отказов в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию недвижимого имущества и обязании администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" выдать разрешение на ввод в эксплуатацию недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 09.07.2014 оспариваемые отказы в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию признаны судом незаконными; суд обязал администрацию провести осмотр объекта на предмет проверки его соответствия требованиям, установленным в разрешении на строительство, и выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Судебный акт мотивирован тем, что спорный объект - автостоянка является неотъемлемой частью единого торгового комплекса (рынка), в пределах которого расположены магазины и автостоянка, прилегающая к ним, в связи с чем разрешение на строительство, выданное обществу включало в себя и право на возведение обслуживающих рынок и магазины объектов внутренней инфраструктуры (автостоянки).
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что разрешение на строительство N RU 01:053042906001-094 от 26.12.2012 г. выдано обществу на один год для реконструкции рынка и магазинов оптово-розничной торговли, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, МО "Старобжегокайское сельское поселение", а. Новая Адыгея, ул. Тургеневское шоссе, 4, тогда как в заявлении о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию общество просит ввести в эксплуатацию автостоянку по адресу: РА, Тахтамукайский район, а. Новая Адыгея, ул. Тургеневское шоссе, 4/1. Между тем разрешение на строительство объекта на земельном участке, кадастровый номер 01:05:2900013:2000, общей площадью 1381 кв. у ООО "Подкова" отсутствует.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами администрации, указав, что торговый комплекс (рынок), в состав которого входит и автостоянка, представляет собой единый объект, в связи с чем отсутствуют основания, препятствующие выдаче заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с нахождением судьи Сурмаляна Г.А. в отпуске в составе суда на основании определения от 13.01.2015 произведена замена судьи Сурмаляна Г.А. на судью Филимонову С.С., рассмотрение дела производится с самого начала.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
В суд апелляционной инстанции от ООО "Подкова" поступило письменное ходатайство о приобщении к материалам дела ранее истребованных у общества документов.
Суд, удовлетворил ходатайство общество о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а также ранее заявленное обществом ходатайство о приобщении документов.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела ООО "Подкова" является собственником рынка и торговых помещений, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а. Новая Адыгея, ул. Тургеневское шоссе, 4, что подтверждается свидетельствами о праве собственности серии 01 -АА N 187 096, серии 01-АА N 180719, серии 01-АА N 166572, серии 01-АА N 166571 и.т.д.
Постановлением органа местного самоуправления от 15.03.2012 года N 569 ООО "Подкова" предоставлен в аренду земельный участок, площадью 1381 кв.м. для строительства подъезда к магазинам оптово-розничной торговли.
15 марта 2012 года между администрацией и ООО "Подкова" заключен договор аренды N 259 земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:2000, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а. Новая Адыгея, ул. Тургеневское шоссе, 4/1 для строительства подъезда к магазинам оптово-розничной торговли ( пункт 1.3.).
Разрешением на строительство N R U 01: 053042006001-094 от 26.12.2012, выданным администрацией МО "Старобжегокайское сельское поселение" обществу разрешено строительство объекта капитального строительства: " Реконструкция рынка и магазинов оптово- розничной торговли", расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а. Новая Адыгея, ул. Тургеневское шоссе, 4. Срок действия данного разрешения до 26.12.2013 года.
ООО "Подкова" 19 марта 2013 года обратилось в администрацию с заявлением на выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, созданного в результате проведения работ по реконструкции рынка и магазинов оптово-розничной торговли, а именно автостоянки, прилегающей к магазинам.
Орган местного самоуправления письмом от 02.04.2013 N 01-6-1780 отказал заявителю, мотивировав отказ несоответствием требованиям, установленным в разрешении на строительство.
В обоснование отказа указал, что разрешение выдавалось на реконструкцию рынка и оптово- розничных магазинов, а не на строительство автостоянки.
Общество повторно обратилось в орган местного самоуправления с заявлением на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (вх. штемпель администрации от 15.08.2013 N 5445).
Администрация (исх N 01-6-5251 от 22.08.2013 г.) повторно отказала обществу со ссылкой на несоответствие объекта вводимого в эксплуатацию объекту, указанному в разрешении на строительство.
Общество, полагая отказы администрации незаконными, обратилось в суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции, о восстановлении пропущенного обществом срока на признание недействительным ненормативного правового акта.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
При обращении в арбитражный суд ООО "Подкова" пропустило срок на обжалование отказа Администрации от 02.04.2013, однако суд с учетом заявленного обществом ходатайства и позиции Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград обоснованно признал причины пропуска срока уважительными, а срок на обжалование отказа администрации подлежащим восстановлению.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, приложив к нему следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4)акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5)документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6)документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является согласно пункту 1 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи.
Из материалов дела видно, что в качестве документа-основания, подтверждающего правомерность строительства - автостоянки, на земельном участке с кадастровым номером 01:05:2900013:2000, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а. Новая Адыгея, ул. Тургеневское шоссе, 4/1, обществом представлено разрешение на строительство N RU 01: 053042006001-094 от 26.12.2012.
Изучив копию указанного документа, имеющуюся в материалах дела (том 1, л.д. 28), апелляционная коллегия установила, что в соответствии с указанным документом ООО "Подкова" разрешено строительство объекта капитального строительства: Реконструкция рынка и магазинов оптово-розничной торговли, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а. Новая Адыгея, ул. Тургеневское шоссе, 4.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что по данному адресу Тургеневское шоссе, 4, расположен земельный участок с кадастровым номером 01:05:0000000:1230.
Однако из всех представленных в материалы документов, подтверждающих окончание строительства спорного объекта - автостоянки, следует, что спорный объект построен именно на земельном участке с кадастровым номером 01:05:2900013:2000, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а. Новая Адыгея, ул. Тургеневское шоссе, 4/1.
Между тем доказательства получения разрешения на строительство указанного объекта по указанному адресу в материалах дела отсутствуют. Разрешение на строительство N RU 01: 053042006001-094 от 26.12.2012 выдано на строительство объекта капитального строительства: Реконструкция рынка и магазинов оптово-розничной торговли, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а. Новая Адыгея, ул. Тургеневское шоссе, 4.
Какие-либо документально обоснованные пояснения, а также иные доказательства, устраняющие вышеуказанные и установленные судом апелляционной инстанции противоречия, обществом не представлены.
Таким образом, общество фактически просит ввести в эксплуатацию объект, разрешение на строительство которого отсутствует, что прямо противоречит положениям статьи 55 Градостроительного кодекса РФ и является законным основанием для отказа в выдаче такого разрешения.
При таких обстоятельствах оспариваемые отказы администрации в выдаче разрешения на ввод объекта - автостоянки на земельном участке с кадастровым номером 01:05:2900013:2000, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а. Новая Адыгея, ул. Тургеневское шоссе, 4/1, в эксплуатацию соответствуют действующим нормам градостроительного законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит изменить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 09.07.2014 по делу N А01-2040/2013 изменить.
Абзац второй резолютивной части решения изложить в следующей редакции: в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Подкова" отказать, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2040/2013
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 мая 2015 г. N Ф08-2399/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Подкова"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Тахтамукайский район"
Третье лицо: ООО "Подкова"