г. Хабаровск |
|
22 января 2015 г. |
Дело N А73-13258/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 20.11.2014
по делу N А73-13258/2014
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Отделу судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска от 29.09.2014 о наложении административного штрафа, вынесенного в рамках исполнительного производства N 34972/12/01/27.
Решением суда первой инстанции от 20.11.2014 в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, Министерство ЖКХ Хабаровского края обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Министерство ЖКХ Хабаровского края, ОСП по Центральному району г. Хабаровска, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
ОСП по Центральному району г. Хабаровска отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что в ОСП по Центральному району города Хабаровска на исполнении находится исполнительный лист серии ВС N 046877860 по делу N 2-2429/12 от 29.03.2012, выданный Центральным районным судом г. Хабаровска 16.05.2012.
Согласно исполнительному листу Министерство ЖКХ Хабаровского края обязано предоставить Зайцеву Алексею Владимировичу вне очереди благоустроенное, изолированное, отвечающее установленным санитарным стандартам и техническим требованиям жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 18 кв.м., на состав семьи один человек в г. Хабаровске за счет жилищного фонда Хабаровского края.
В отношении Министерства ЖКХ Хабаровского края, 17.07.2012 возбуждено исполнительное производство N 34972/12/01/27.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику - Министерству неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда.
В ответ на требования от Министерства ЖКХ Хабаровского края в адрес ОСП по Центральному району г. Хабаровска поступала информация о том, что решение суда исполнить нет возможности, так как отсутствует свободное жилое помещение государственного жилищного фонда.
22.06.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства ЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора в размере 5000 руб.
По состоянию на 11.09.2014 года решение суда должником не исполнено, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем Министерству ЖКХ Хабаровского края вручено требование от 11.09.2014 N 27001/24/34972 об исполнении решения суда в срок до 22.09.2014.
В требовании должник предупреждался об ответственности по ст. 113 Закона РФ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", об административной ответственности по ст. ст. 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по ст. 315 УК РФ.
В указанном требовании должнику указано о необходимости явки 23.09.2014 в 12-00 ч. в ОСП по Центральному району города Хабаровска для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В назначенное время представитель должника в ОСП по Центральному району города Хабаровска не явился, доказательств исполнения требований исполнительного документа не представил.
В связи с чем, 23.09.2014 судебным приставом-исполнителем в отношении должника - Министерства ЖКХ Хабаровского края составлен протокол N 012858/01 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
23.09.2014 года начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска Прохватиловым И.А. вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 12-00 ч. 29.09.2014 года по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д.20.
Копия протокола и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены должнику 24.09.2014, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
По состоянию на 29.09.2014 должником - Министерством ЖКХ по Хабаровскому краю решение суда не исполнено, документов, подтверждающих уважительность причин, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Представитель должника в назначенное время для рассмотрения дела об административном правонарушении не явился.
Ходатайств об отложении указанных в протоколе N 012858/01 от 23.09.2014 исполнительных действий в виде рассмотрения вопроса о привлечении должника - Министерства к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в адрес ОСП по Центральному району города Хабаровска не поступало, документов, подтверждающих уважительность причин неявки представителя должника также судебному приставу-исполнителю не представлено.
29.09.2014 начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска Прохватиловым И.А. в отношении Министерства ЖКХ Хабаровского края вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Несогласие Министерства с вышеуказанным постановлением от 29.09.2014 явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно статье 5 Закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В силу статьи 12 Закона РФ от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 13 Закона РФ от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со статьей 36 Закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Статьей 12 Закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что к исполнительным документам кроме прочего относятся: исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов; постановления судебного пристава-исполнителя. Порядок исполнения судебных актов неимущественного характера определен Главой 13 Закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В соответствии с положениями ст. 105 Закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Материалами дела установлено, что 17.07.2012 в ОСП по Центральному району г. Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС N 046877860, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска 16.05.2012 по делу N 2-2429/12 на основании решения от 29.03.2012, возбуждено исполнительное производство N 34972/12/01/27.
Согласно требованиям указанного исполнительного документа на должника - Министерство возложена обязанность, предоставить Зайцеву Алексею Владимировичу, вне очереди благоустроенное, изолированное отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м на состав семьи один человек в г. Хабаровске за счет жилищного фонда Хабаровского края.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства N 34972/12/01/27 вручена 30.07.2012 должнику - Министерству ЖКХ Хабаровского края.
Указанным постановлением должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику - Министерству ЖКХ Хабаровского края неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда.
В адрес ОСП по Центральному району г. Хабаровска от Министерства в ответ на требования поступала информация о том, что решение суда исполнить нет возможности, так как отсутствует свободное жилое помещение государственного жилищного фонда.
22.06.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника - Министерства ЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора в размере 5000 руб.
По состоянию на 11.09.2014 года решение суда должником не исполнено, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем 11.09.2014 Министерству вручено требование от 11.09.2014 N 27001/24/34972 об исполнении решения суда в срок до 22.09.2014, вручение подтверждается штампом входящей корреспонденции Министерства.
В требовании должник предупреждался об ответственности по ст. 113 Закона РФ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", об административной ответственности по ст. ст. 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по ст. 315 УК РФ.
Однако, в установленный срок требование от 11.09.2014 N 27001/24/34972 должником не исполнено.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
В материалах дела не содержится доказательств тому, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения решения суда.
Обращение должника с заявкой в Министерство имущественных отношений Хабаровского края на приобретение квартиры для Зайцква А.В. не свидетельствует о принятии всех необходимых мер для исполнения судебного решения.
Общий срок неисполнения должником решения суда составил более года, при этом в течение данного времени каких-либо вариантов жилых помещений взыскателю не предлагалось.
Таким образом, как правильно признал суд первой инстанции, установленные по делу обстоятельства подтверждают доказанность в бездействии Министерства ЖКХ Хабаровского края события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися доказательствами.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края установлена, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению Зайцеву А.В. жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 36 Закона РФ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В материалах дела не содержится доказательств о принятии должником всех возможных мер для исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения, а именно кредит в банке для покупки квартиры в целях исполнения решения суда, неоднократные письменные обращения в Министерство имущественных отношений Хабаровского края для выделения средств для покупки квартиры и иных мер, направленных на исполнение решений суда.
Министерство не обращалось с заявлением о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения судебного акта в связи с невозможностью исполнения судебного акта.
Доводы должника об отсутствии свободных жилых помещений, не свидетельствует об уважительности причин неисполнения судебного акта, поскольку право гражданина на получение жилого помещения не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия у должника соответствующей жилой площади.
Таким образом, в бездействиях Министерства жилищно-коммунального хозяйства имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, поскольку должником, установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнения судебного акта не исполнен.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушения малозначительными и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал оспариваемое постановление законным и обоснованным, отказав Министерству ЖКХ Хабаровского края в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 211, статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.11.2014 по делу N А73-13258/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13258/2014
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю, Отдел удебных приставов по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю