Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2015 г. N 15АП-22568/14
город Ростов-на-Дону |
|
22 января 2015 г. |
дело N А32-22914/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Костенковым Д.Н.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 30.12.2014 г. Кабачек М.И.;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Триумф" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2014 г. по делу N А32-22914/2014 по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу,
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "Триумф",
принятое в составе судьи Хахалевой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Триумф" (далее - общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2014 г. заявленные требования удовлетворены.
Решение мотивировано наличием в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Триумф" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что суд первой инстанции не учел, что материалы дела не содержат достаточно доказательств, подтверждающих, что арестованная алкогольная продукция, находящаяся и обнаруженная административным органом по юридическому адресу заинтересованного лица, принадлежала ООО "Триумф". Кроме того, заявитель не приложил документов, свидетельствующих о производстве алкогольной продукции на указанном оборудовании.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу в рамках проведения совместных мероприятий с сотрудниками Следственного управления по Краснодарскому краю произведен осмотр принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью "Триумф" территорий и помещений, находящихся по адресу: Краснодарский край, г.Хадыженск, ул. Промысловая, 91, в ходе которого установлено следующее.
В складском помещении, принадлежащем ООО "Триумф", установлено хранение немаркированной алкогольной продукции и алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными марками с визуально определяемыми признаками поддельности сведений, нанесенных в зону нанесения переменной информации (серии и номера) и ирисного перехода, а именно: 1) водка "Президентская", емкостью 0,5 л., крепостью 40%, без даты розлива, производитель ООО "Триумф" (адрес: Россия, Краснодарский край, Апшеронский район, г.Хадыженск, ул. Промысловая, 91) в количестве 684 бутылки; 2) водка "Федерация" емкостью 0,5 л., крепостью 40%, дата розлива 07.03.2011, производитель ООО "Алко-Экспорт" (адрес: 142111, Россия, Московская область, г. Подольск, ул. Быковская, 11) в количестве 620 бутылок; 3) водка "Пшеничная" емкостью 0,75 л., крепостью 40%, дата розлива 22.07.2011, производитель ООО "Триумф" (адрес: Россия, Краснодарский край, Апшеронский район, г.Хадыженск, ул. Промысловая, 91) в количестве 192 бутылки; 4) водка "Пшеничная" емкостью 1л., крепостью 40%, дата розлива 02.07.2011, производитель ООО "Триумф" (адрес: Россия, Краснодарский край, Апшеронский район, г. Хадыженск, ул.Промысловая, 91) в количестве 24 бутылки; 5) водка "Хадыженская", емкостью 1л, крепость 40% дата розлива 22.07.2011 г., производитель ООО "Триумф" (адрес: Россия, Краснодарский край, Апшеронский район, г.Хадыженск, ул. Промысловая, 91) в количестве 48 бутылок; 6) водка "Хадыженская Казаръ", емкостью 1 л., крепость 40% дата розлива 22.07.2011 г., производитель ООО "Триумф" (адрес: Россия, Краснодарский край, Апшеронский район, г. Хадыженск, ул. Промысловая, 91) в количестве 60 бутылок; 7) водка "Хадыженская Казаръ", емкостью 0,5 л, крепость 40% дата розлива 05.12.2011 г., производитель ООО "Триумф" (адрес: Россия, Краснодарский край, Апшеронский район, г.Хадыженск, ул. Промысловая, 91) в количестве 300 бутылок; 8) водка "Казачья застольная", емкостью 0,5 л., крепость 40% дата розлива 21.04.2011 г., производитель ООО "Триумф" (адрес: Россия, Краснодарский край, Апшеронский район, г.Хадыженск, ул. Промысловая, 91) в количестве 80 бутылок; 9) водка "Атаман", емкостью 0,5 л., крепость 40% дата розлива 05.12.2011 г., производитель ООО "Триумф" (адрес: Россия, Краснодарский край, Апшеронский район, г. Хадыженск, ул. Промысловая, 91) в количестве 100 бутылок; 10) водка "Волк", емкостью 0,5 л., крепость 40% дата розлива 05.12.2011 г., производитель ООО "Триумф" (адрес: Россия, Краснодарский край, Апшеронский район, г.Хадыженск, ул. Промысловая, 91) в количестве 320 бутылок; 11) водка "Сувенирная" емкостью 0,5 л., крепость 40% дата розлива 29.07.2011 г., производитель ООО "Первый ЛВЗ" (адрес: 141400, Россия, Московская область, г. Химки, ул. Вашутинское шоссе, владение, 46) в количестве 1260 бутылок; 12) стеклянные бутылки без этикетки, немаркированная ФСМ, без даты розлива с бесцветной жидкостью в количестве 60 бутылок.
По данному факту в отношении общества с ограниченной ответственностью "Триумф" 06.03.2014 г. административным органом было возбуждено дело об административном правонарушении N 11-1753 по части 3 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения административного расследования по части 3 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осмотре производственных помещений, находящихся по адресу: Краснодарский край, г. Хадыженск, ул. Промысловая, 91, принадлежащих ООО "Триумф", обнаружена линия розлива алкогольной продукции, соединенная металлическими трубами с двумя емкостями, внутри которых хранится бесцветная жидкость с характерным запахом спирта, также в цехе розлива обнаружены предметы, необходимые для розлива алкогольной продукции, а именно: бабины с этикетками, пустая стеклянная тара, крышки.
Административным органом установлено, что согласно государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, срок действия лицензии Б 068133 на право производства, хранения и поставок произведенных спиртных напитков (водка), выданной обществу с ограниченной ответственностью "Триумф", истек 25.04.2012 г. По данному факту в отношении общества с ограниченной ответственностью "Триумф" 11.03.2014 г. заявителем вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 11-17/54 и проведении административного расследования по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения административного расследования по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при осмотре производственных помещений, находящихся по адресу: Краснодарский край, г. Хадыженск, ул. Промысловая, 91, принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью "Триумф", Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу установлено, что цех по производству алкогольной продукции предназначен для приемки спирта, доставляемого автотранспортом. Поступающий спирт с помощью насосов и системы труб, в том числе, гибких шлангов, закачивается в одну из металлических вертикально стоящих в помещении 6 емкостей. На момент осмотра, одна из указанных емкостей заполнена водой. Вода в указанные емкости поступает через систему катионовых фильтров, установленных в помещении. Затем, с помощью гибкого шланга и насоса, установленного рядом с емкостями, осуществлялось производство сортировки (смешивание воды со спиртом) в одной из указанных шести емкостей. После этого, с помощью системы труб, получившаяся "сортировка" (спиртосодержащая жидкость) перекачивается в три зеленых емкости, установленных под крышей здания, имеющие инвентарные номера 15, 16, 17. При этом емкости, расположенные вверху трех цистерн, идентичны с емкостями трех зеленых цистерн N 18, 19, 20, установленных внизу, также окрашенных в зеленый цвет. Цистерны с инвентарными номерами 15, 16, 17 пусты на момент осмотра. В цистернах N 19, 20 находится прозрачная жидкость с характерным запахом спирта. В цистерне N 18 находится прозрачная жидкость с характерным запахом уксуса. В ходе осмотра отобраны образцы жидкости из данных цистерн.
С каждой цистерны с помощью пробоотборника отобраны образцы жидкости в шесть стеклянных бутылок емкостью 0,5 литров (протокол отбор проб от 18.03.2014 г.). Горловины бутылок закрыты герметичными пробками. Каждая из бутылок оклеена этикеткой с указанием инвентаризационного номера цистерны, даты и места отбора, количества жидкости из которой происходил отбор, с подписями понятых и представителя административного органа.
Спиртосодержащая жидкость из верхних трех емкостей самотеком, через систему песочных фильтров (по одному на каждую пару (верхней и нижней) цистерн, поступает в три зеленых емкости-цистерны, установленных внизу. Три вертикально установленные цистерны серого цвета являются угольными фильтрами-колоннами, которые не подключены к производственному циклу. После того как спиртосодержащая жидкость поступает в нижние три зеленые цистерны, с помощью насоса, установленного у подножия трех нижних зеленых емкостей, через металлическую трубу перекачивается в цистерны, установленные над цехом розлива. Цистерны имеют инвентарные N N 23, 24. Емкость N 23 содержит прозрачную жидкость с характерным запахом спирта, емкость N 24 пуста. Данные емкости являются промежуточными хранилищами спиртосодержащей жидкости, с учетом высоты их расположения, создают дополнительное давление для поступления на линию розлива и упаковки без дополнительных насосов, самотеком.
Из цистерны N 23 с помощью пробоотборника отобраны образцы вышеуказанной жидкости в шесть стеклянных бутылок емкостью 0,5 литров (протокол отбор проб от 18.03.2014 г.). Горловины бутылок закрыты герметичными пробками. Каждая из бутылок оклеена этикеткой с указанием инвентаризационного номера цистерны, даты и места отбора, количества жидкости из которой происходил отбор, с подписями понятых и представителя административного органа.
После этого, спиртосодержащая жидкость поступает в два бака, расположенных над началом линии розлива и упаковки, установленной внутри помещения, условно обозначенного N 16. Баки имеют инвентаризационные NN 94, 95.
Из каждого из указанных баков с помощью пробоотборника отобраны образцы жидкости в шесть стеклянных бутылок емкостью 0,5 литров (протокол отбор проб от 18.03.2014 г.). Горловины бутылок закрыты герметичными пробками. Каждая из бутылок оклеена этикеткой с указанием инвентаризационного номера цистерны, даты и места отбора, количества жидкости из которой происходил отбор, с подписями понятых и представителя административного органа.
Линия розлива находится в выключенном состоянии и представляет собой функциональный комплекс различных узлов и агрегатов. Линия начинается машиной бутылкомоечной, имеющей номер БЗ-АММ-6. Данная машина моет и очищает тару - стеклянные бутылки, поступающие со склада. После этого по транспортеру из бутылкомоечной машины бутылки поступают к фасовочной машине. Из баков N N 94, 95 спиртосодержащая жидкость через фильтр тонкой очистки поступает на фасовочную машину. На фасовочной машине происходит налив спиртосодержащей жидкости в бутылки, после чего они поступают на укупорочный аппарат, где на бутылки одеваются и завинчиваются пробки. После этого бутылки поступают в тоннель, предотвращающий опрокидывание бутылок в ходе транспортировки по ленте. Далее бутылки поступают на этикетировочный автомат, состоящий из системы роликов, уплотнителей, кисточек для клея, который осуществляет наклейку этикеток, контрэтикеток на бутылки. Затем бутылки поступают на струйный принтер, предположительно для нанесения даты розлива (на линии установлен аппарат "Hitachi" серийный номер РВ03428609). После этого продукция поступает на накопительный стол, представляющий собой металлическую платформу с бортами. После накопительного стола на линии установлен аппарат по укладке бутылок в коробки. Кроме того, аппарат имеет функцию упаковки бутылок, установленных на картонный поддон, в полиэтиленовую пленку. Данным аппаратом линия розлива заканчивается.
На линии розлива, сразу после фильтра тонкой очистки, имеется отвод гибких шлангов с кранами на конце, предположительно, из которых может производиться налив продукции вручную. Из трубопровода линии розлива перед отсечным клапаном имеется отвод стационарной трубы, ведущей к аппарату ручного налива продукции в бутылки. Данный аппарат не входит в систему розлива, но также может использоваться для ручного налива продукции (спиртосодержащей жидкости) в бутылки. Основная часть технологического оборудования, входящего в состав линии розлива, не имеет идентификационных номеров.
На вышеуказанное оборудование по производству спиртосодержащей продукции и розлива алкогольной продукции - водки, не представлены документы, подтверждающие его легальность.
На данное технологическое оборудование по производству спиртосодержащей продукции и розлива алкогольной продукции - водки, а также спиртосодержащую жидкость наложен арест (протокол ареста товаров и иных вещей от 18.03.2014 г. по делу об административном правонарушении N 11-17/54 по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а именно: цистерны с инвентаризационными номерами N18, 19, 20, находящиеся в цеху по производству спиртосодержащей продукции; цистерна с инвентаризационным номером N 23, расположенная в помещении над цехом розлива; металлические баки с инвентаризационными номерами N 94, 95, расположенные над началом линии розлива и упаковки; линия розлива, состоящая из функционального комплекса различных узлов и агрегатов (машина бутылкомоечная N БЗ-АММ-6, транспортерная лента, фильтр тонкой очистки, измерительная система "Алко-2" N 1120666, фасовочная машина, укупорочный аппарат, прибор УСБ-5, тоннель, предотвращающий опрокидывание бутылок, этикетировочный автомат, струйный принтер "Hitachi" серийный номер РВ03428609, накопительный стол, аппарат по укладке бутылок в коробки); аппарат ручного налива продукции в бутылки.
Кроме того, произведен арест прозрачной жидкости с характерным запахом уксуса, в количестве 500 дал, находящейся в цистерне N 18 (согласно градуировочной таблицы); прозрачной жидкости с характерным запахом спирта, в количестве 50 дал, находящейся в цистерне N 19 (согласно градуировочной таблицы); прозрачной жидкости с характерным запахом спирта, в количестве 40 дал, находящейся в цистерне N 20 (согласно градуировочной таблицы); прозрачной жидкости с характерным запахом спирта, в количестве 950 дал, находящейся в цистерне N 23 (согласно градуировочной таблицы); прозрачной жидкости с характерным запахом спирта, в количестве 35 дал, находящейся в цистерне N 94 (данная емкость имеет трафарет, с указанием инвентарного номера, вместимости и даты замера, заполнена полностью); прозрачной жидкости с характерным запахом спирта, в количестве 35 дал, находящейся в цистерне N 95 (данная емкость имеет трафарет с указанием инвентарного номера, вместимости и даты замера, заполнена полностью). Температура воздуха в помещениях на момент замера составляла плюс 10 градусов. Всего арест наложен на 1610 дал (одна тысяча шестьсот десять) спиртосодержащей жидкости.
Также, в ходе осмотра в складских и подсобных помещениях, принадлежащих ООО "Триумф", обнаружены упакованные в полиэтилен 92 поддона с пустыми стеклянными бутылками, рулоны этикеток с различными наименованиями алкогольной продукции, предназначенных для наклеивания на бутылки, коробки с укупорочной пробкой, картонная тара.
В ходе проведения административного расследования, в целях выяснения всех обстоятельств дела, произведено взятие проб и образцов для проведения экспертизы алкогольной и спиртосодержащей продукции и экспертизы объединенной пробы прозрачной жидкости с запахом спирта, обнаруженной у общества с ограниченной ответственностью "Триумф" (протоколы взятия проб и образцов от 06.03.2014 г., от 18.03.2014 г.).
В ходе производства по делу об административном правонарушении N 11-17/53, предусмотренном частью 3 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Триумф" арестованная алкогольная продукция (протокол ареста товаров и иных вещей от 18.03.2014 г.), находящаяся в складских помещениях, принадлежащих ООО "Триумф", изъята в количестве 6706 бутылок и передана на ответственное хранение ФГУП "Росспиртпром", по адресу: г.Липецк, ул. Инженерная, 5 (протоколы изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Триумф" от 21.03.2014 г.).
Управлением вынесено определение от 02.04.2014 г. по делу об административном правонарушении N 11-17/53 по части 3 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о назначении экспертизы алкогольной продукции.
Проведение экспертизы поручено Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (ИНН 7710757158) испытательной лаборатории, адрес места нахождения: 125412, г. Москва, Коровинское шоссе, 43.
По результатам проведенной экспертизы получено экспертное заключение N 34 от 22.05.2014 г., согласно которого каждому представленному образцу алкогольной продукции присвоен идентификационный номер (шифр): водка "Пшеничная" 0,25 л. - шифр 246; водка "Сувенирная мягкая" 0,25 л. - шифр 247; водка "Президентская" 0,5 л. - шифр 248; водка "Гуляй Русь 100" 0,5 л. - шифр 249; водка "Пшеничная" 0,75 л. - шифр 251; водка "Пшеничная" 0,5 л. - шифр 252; водка "Пшеничная" 1,0 л. - шифр 253; водка "Хадыженская" 1,0 л. - шифр 254; водка "Хадыженская Казаръ" 1,0 л. - шифр 255; водка "Хадыженская Казаръ" 0,5 л. - шифр 256; водка "Казачья застольная" 0,5 л. - шифр 257; водка "Атаман" 0,5 л. - шифр 258; водка "Пшеничная" 0,5 л. - шифр 259; водка "Волк" 0,5 л. - шифр 260; водка "Гуляй Русь" 0,5 л. - шифр 261; водка "Сувенирная" 0,5 л. - шифр 262; стеклянная бутылка без этикетки 0,5 л. - шифр 263.
В экспертном заключении содержатся выводы, в соответствии с которыми образцы N N 246-249, 251-262 не соответствуют требованиям ГОСТ Р 51355-99 "Водки и водки особые. Общие технические условия". Данные образцы представляют собой водно-спиртовую смесь с объемной долей этилового спирта, представленной в протоколах испытаний NN 246-249, 251-262 от 21.05.2014 г.
При проведении испытаний по ГОСТ Р 51786-2001 в образце N 251 обнаружен ацетон в концентрации 0,57 мг/дм3 б.с. - примесь, не характерная для водки, приготовленной из спирта, отвечающего требованиям ГОСТ Р 51652-2000 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия".
Образец N 263 представляет собой водно-спиртовую смесь отходов спиртового производства, с объемной долей этилового спирта - 42,4% об. Данный образец не является пищевым продуктом и не может быть использован для приготовления алкогольной продукции.
Управлением вынесено определение от 02.04.2014 г. по делу об административном правонарушении N 11-17/54 по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о назначении экспертизы объединенной пробы прозрачной жидкости с запахом спирта.
Проведение экспертизы поручено Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (ИНН 7710757158) испытательной лаборатории, адрес места нахождения: 125412, г. Москва, Коровинское шоссе, 43.
По результатам проведенной экспертизы получено экспертное заключение N 33 от 22.05.2014 г., согласно которому представленному образцу объединенной пробы прозрачной жидкости присвоен идентификационный номер (шифр): цистерна N 18 - шифр 240, цистерна N 19 - шифр 241, цистерна N 20 - шифр 242, цистерна N 23 - шифр 243, цистерна N 94 - шифр 244, цистерна N 95 - шифр 245.
В экспертном заключении содержатся выводы, в соответствии с которыми образец N 240 представляет собой водно-спиртовую смесь (объемная доля этилового спирта - 34,5% об.) с примесью кислот, относящихся к уксусному ряду (21,3 г/дм3), и железа (65 мг/дм3) и не может быть отнесен к пищевой продукции. Образцы N N 241-245 представляют водно-спиртовую смесь. Объемная доля этилового спирта представлена в протоколах испытаний. Данные образцы не соответствуют требованиям ГОСТ Р 51355-99 "Водки и водки особые. Технические условия" п.4.2.2 (наличие посторонних включений); п. 4.2.3 (крепость).
В связи с вышеизложенным, административным органом сделан вывод о том, что обнаруженная в емкостях, принадлежащих ООО "Триумф", спиртосодержащая продукция предназначена для розлива алкогольной продукции.
Таким образом, ООО "Триумф" по адресу места нахождения: г.Краснодарский край, г. Хадыженск, ул. Промысловая, 91, осуществлялась деятельность по производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, что является нарушением пункта 2 статьи 18, пункта 5 статьи 20, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Результаты проведенной проверки отражены в протоколах осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 06.03.2014 г. N 11-17/53, от 18.03.2014 г. N 11-17/53.
10.06.2014 г. уполномоченным должностным лицом управления в отношении общества в отсутствие надлежащим образом уведомленного его законного представителя (в материалы дела представлена телеграмма, заказное письмо), составлен протокол об административном правонарушении N 11-17/54 по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы дела об административном правонарушении вместе с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлены в Арбитражный суд Краснодарского края для рассмотрения по существу.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
На основании статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
На основании пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" определено, что лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности: производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции.
В силу пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 указанного Федерального закона.
Следовательно, прекращение срока действия лицензии на поставку продукции автоматически влечет невозможность хранения произведенной продукции за пределами двухмесячного срока со дня истечения срока действия такой лицензии.
Материалами дела подтверждается и заинтересованным лицом не оспаривается, что срок действия лицензии Б 068133 на право производства, хранения и поставок произведенных спиртных напитков (водка), выданной обществу с ограниченной ответственностью "Триумф", истек 25.04.2012 г.
Абзацем 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" предусмотрен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другой организации и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу положении статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, юридическое лицо, в нарушение требований действующего законодательства, осуществляло деятельность по производству, хранению и поставке спиртосодержащей продукции в отсутствие действующей лицензии, что подтверждается материалами дела, а именно: протоколами осмотра, принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 06.03.2014 г. N 11-17/53, от 18.03.2014 г. N 11-17/53; видеофайлами; результатами экспертизы; протоколом об административном правонарушении от 10.06.2014 г. N 11-17/54.
Довод подателя жалобы о том, что арестованная алкогольная продукция, находящая в принадлежащем обществу помещении, не принадлежала обществу, подлежит отклонению, поскольку является надуманным, документально не подтвержденным.
Судебная коллегия отмечает, что хотя в силу требований части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности возложена на административный орган, лицо, привлекаемое к ответственности не освобождается от установленной статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимости доказывания обстоятельств, на которые последнее ссылается в опровержение выводов административного органа.
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что в действиях заинтересованного лица усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, равно как и обстоятельств исключающих производство по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Согласно материалам дела об административном правонарушении в адрес общества направлялась телеграмма о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также заказное письмо с уведомлением.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает назначение штрафа с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на альтернативной основе. Следовательно, суд, оценивая совокупность обстоятельств совершения правонарушения, степень вины нарушителя, отягчающие и смягчающие ответственность обстоятельства, при применении части 3 статьи 14.17 Кодекса решает вопрос о назначении наказания в виде конфискации.
На основании пункта 2 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вещи, изъятые из оборота, и находящиеся в незаконном обороте (согласно пункту 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10), подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Согласно статье 25 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствующих лицензий.
На основании статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В связи с тем, что в действиях юридического лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, продукция, а также оборудование, изъятые согласно протоколам ареста товаров и иных вещей от 18.03.2014 г., правомерно конфискованы судом первой инстанции. В этой части общество в апелляционной жалобе какие-либо доводы не указывает.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2014 г. по делу N А32-22914/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22914/2014
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, ФС по регул. алкогольного рынка
Ответчик: ООО " ТРИУМФ "
Третье лицо: ООО Триумф