г. Москва |
|
22 января 2015 г. |
Дело N А40-152969/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Бекетовой И.В., Каменецкого Д.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Яцевой В.А., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО Компания "РИЭЛТ" на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2014 г. по делу N А40-152969/14 (84-1224) судьи Сизовой О.В.
по заявлению ООО Компания "РИЭЛТ" (ОГРН 1037743032733)
к Главному управлению МЧС России по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Королев С.Г. по дов. от 16.09.2014 г.; |
от ответчика: |
Калачев А.М. по дов. от 27.11.2014 г.; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Компания "РИЭЛТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление 2 РОНД Управления по ЗАО Главного управления МЧС России по г.Москве (далее - административный орган) N 24/299 от 25.04.2014 г. о привлечении ООО "Компания "РИЭЛТ" к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Решением от 10.11.2014 г. требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества события и состава вмененного ему правонарушения, учитывая соблюдение административным органом порядка и процедуры привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель ссылается нарушение норм материального и процессуального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, изложил свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Кунцевской межрайонной прокуратурой г.Москвы в связи с обращением управы района Кунцево г.Москвы совместно с привлеченными в качестве специалистов сотрудниками 2 РОНД Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г.Москве 03.03.2014 г. проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в помещениях, расположенных по адресу: г.Москва, ул.Кунцевская, д.5/2.
В ходе проверки помещений, был выявлен ряд нарушений в области пожарной безопасности.
В ходе обследования помещений арендованных ООО "Компания "РИЭЛТ" выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные Федеральным законом "О пожарной безопасности", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. N 390 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации".
По факту выявленных нарушений 04.04.2014 г. Кунцевской межрайонной прокуратурой в отсутствии представителя заявителя, извещенного надлежащим образом телеграммой от 01.04.2014 г., вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Компания "РИЭЛТ", в котором зафиксированы выявленные нарушения.
24.04.2014 г. было вынесено Постановление N 24/299 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ООО "Компания "РИЭЛТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с целью защиты и восстановления нарушенного административным органом права.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Согласно ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Федерального закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Под нарушением требований пожарной безопасности согласно указанной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В рамках проведенной проверки установлено, что при эксплуатации помещений допущены нарушения требований Федерального закона "О пожарной безопасности" и Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390, а именно:
п.3 - лица допущены к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности;
п.4 - помещения не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации;
п.6 - в административных помещениях руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны;
п.20 - не обеспечено наличие на двери помещения складского назначения обозначение их категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п.27 - руководитель организации не обеспечил сбор использованных обтирочных материалов в контейнеры из негорючего материала с закрывающейся крышкой и удаление по окончании рабочей смены содержимого указанных контейнеров;
п.36 б - при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов допущено загромождение эвакуационных путей и выходов (в том числе проходов, коридоров, тамбура) различными материалами, изделиями и оборудованием;
п.340 - допущено совместное хранение в одной секции с автомобильной резиной моторных масел.
В нарушение п.7.4 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений, части помещений различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости (дверь в кладовую).
В нарушение табл.1, 2 Норм пожарной безопасности 104-03, помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре требуемого типа.
По информации управы района Кунцево г.Москвы, собственником помещений по вышеуказанному адресу является ООО "Компания "РИЭЛТ" (юридический адрес: г.Москва, ул.Новопетровская, д.6, ИНН/КПП 7743084067/774301001, ОГРН 1037743032733, генеральный директор Сковородин Г.Б.)
Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" организации обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Правила о противопожарном режиме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. N 390 в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" и содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.4 КоАП РФ, заключается в нарушении или невыполнении юридическим лицом нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности и утвержденных в установленном порядке.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10, судом не установлено. Постановление вынесено в двухмесячный срок, установленный ст.4.5 КоАП РФ.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемые постановления вынесены обоснованно и в соответствии с законом, предусмотренные ч.2 ст.211 АПК РФ основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая изложенное, суд признает оспариваемое постановление законным и обоснованным, вынесенным полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2014 г. по делу N А40-152969/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-152969/2014
Истец: ООО "РИЭЛТ", ООО Компания "РИЭЛТ"
Ответчик: 2 РОНД УПРАВЛЕНИЯ ПО ЗАО ГУ МЧС РОССИИ ПО Г. МОСКВЕ, Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по ЗАО Главного управления МЧС России по г. Москве