г.Москва |
|
22 января 2015 г. |
Дело N А40-88514/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попов В.И.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Берхамовой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Федеральная пассажирская компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2014 по делу N А40-88514/14, принятое судьей Уточкиным И.Н. (шифр судьи 92-744),
по заявлению ОАО "Федеральная пассажирская компания"
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии"
об оспаривании решения
при участии:
от заявителя: |
Столяров П.Н. по довернности от 29.07.2014; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее- Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее- ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) об оспаривании решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 18.03.2014 N 77/601/14-33979 и обязании устранить нарушение прав и интересов заявителя.
Решением от 20.10.2014 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, не усмотрев к тому наличие правовых и фактических оснований.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает на то, что, по его мнению, судом, при рассмотрении спора, неверно применены нормы материального права, что привело к принятию неправильного решения.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступал.
В судебное заседание не явились представители ответчика, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем, при отсутствии возражений представителя Общества, дело рассмотрено в порядке ст.ст.123,156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, выслушав объяснения представителя Общества, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы жалобы, считает, что решение подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 04.12.2013 ОАО "ФПК" обратилось в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по г.Москве с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости- арочный ангар, инвентарный номер (ранее присвоенный учтенный номер) 895/н (02307886), площадью 433,7 кв.м., имеющем местоположение: г.Москва, тупик Николаевский, домовладение 1, стр.2 и выдаче нового кадастрового паспорта.
18.12.2013 Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта в связи с отсутствием в ГКН актуальных сведений об Объекте (решение N 77/601/13-112092).
В связи с наличием оснований, предусмотренных ч.7 ст.45 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ (далее- Закон о кадастре), п.34 Порядка ведения Государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказов Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. N 42 (далее- Порядок ведения ГКН), а именно, в связи с не поступлением ответа на запрос о предоставлении сведений и учетно-технической документации в отношении объекта, решением N 77/601/14-33979 от 18.03.2014 заявителю отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и выдаче кадастрового паспорта на объект.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г.Москвы с настоящим заявлением.
Рассмотрев спор повторно, коллегия считает, что судом первой инстанции неверно оценены обстоятельства возникшего спора, применены нормы материального права, что привело к принятию неправильного решения.
При этом, коллегия считает необходимым отметить следующее.
В силу ст.198 АПК РФ, ст.13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно ч.3 ст.1 Закона о кадастре, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости).
К уникальным характеристикам такого объекта недвижимости как здание относятся кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в ГКН, адрес, площадь (п.2, 4, 6 ч.1 ст.7 Закона о кадастре).
В силу ч.1 ст.4 Закона, ведение ГКН осуществляется на основе принципов единства технологии, обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, а также, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Учет изменений объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (ч.1 ст.23 Закона).
Согласно ч.ч.1 и 3 ст.45 Закона о кадастре недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре недвижимости или в переходный период его применения, с учетом определенных ст.43 Закона о кадастре недвижимости особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными, в соответствии с Законом о кадастре недвижимости.
При этом, объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного ст.7 Закона о кадастре недвижимости состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно- технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета, на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам (часть 7 статьи 45 Закона о кадастре).
Таким образом, часть 7 статьи 45 Закона о кадастре предусматривает особый порядок внесения сведений об объектах, которые отнесены к ранее учетным объектам недвижимости.
Как следует из материалов дела, арочный ангар, инвентарный номер (ранее присвоенный учтенный номер) 895/н (02307886), площадью 433,7 кв.м., имеющем местоположение: г.Москва, тупик Николаевский, домовладение 1, стр.2 принадлежит Обществу на праве собственности, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации прав от 10.02.2010, 77АМ N 064988, ему присвоен кадастровый/условный номер 77-77-22/001/2009-264. В ЕГРП внесена запись за N 77-77-02/060/2010-063. На объект выдан кадастровый паспорт от 05.03.2009 (л.д.26)
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с ч.4 ст.14 Закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости.
При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации (ч.11 ст.45 Закона).
Согласно п.8 Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 N 1, орган кадастрового учета в целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета направляет в организацию технической инвентаризации письменный запрос о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта.
Пунктом 39 Порядка предусмотрено, что сведения об объекте технического учета, содержащиеся в копии технического паспорта, включаются в раздел ГКН- Реестр объектов недвижимости с учетом состава сведений, установленного ст.7 Закона.
Ссылка ответчика на внесение Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ изменений в Федеральный закон N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которым ч.ч.8- 14 статьи 45 Закона утратили силу, признанная судом первой инстанции правомерной, коллегией признается несостоятельной.
Как указано выше коллегией, каких-либо препятствий для внесения сведений в кадастр при наличии всех необходимым сведений в представленном заявителем кадастровом паспорте, у ответчика не имелось, а какие конкретно дополнительные документы должны были быть представлены собственником объекта недвижимости при таких обстоятельствах, ответчик не указал.
Факт не направления органами технического учета в орган кадастрового учета документов по объекту в рамках межведомственного взаимодействия, по запросу ответчика, ни на момент приостановления рассмотрения заявления, ни на момент принятия решения об отказе во внесении сведений в кадастр, сам по себе не имеет правового значения, при наличии в кадастровом паспорте объекта всех необходимых сведений, а также, данных о регистрации права собственности на объект.
Таким образом, ответчик, в нарушение ст.ст.65, 200 АПК РФ не доказал законности оспоренного решения.
При описанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что оспариваемое решение ответчика не соответствует Закону и нарушает права и законные интересы Общества, что указывает на наличие совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных по делу требований.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах, коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые и фактические основания для отказа в удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене, требования удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются в порядке ст.110 АПК РФ и относятся на ответчика.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.10.2014 по делу N А40-88514/14 отменить.
Признать незаконным отказ ФГБУ "ФКП Росреестра" во внесении сведений в Государственный кадастр недвижимости о ранее учтенных объектах недвижимости на объект недвижимости- арочный ангар, площадью 433,7 кв.м, расположенный по адресу: г.Москва, тупик Николаевский, домовладение 1 стр.2, оформленный решением от 18.03.2014 N 77/601/14-33979.
Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по г.Москве устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в течение 30 дней со дня изготовления постановления в полном объеме.
Взыскать с ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу ОАО "ФПК" (ОГРН 1097746772738) расходы по уплате госпошлины по иску в размере 2 000 (две тысячи) рублей и по апелляционной жалобе в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Возвратить ОАО "ФПК" (ОГРН 1097746772738) из федерального бюджета госпошлину по иску в размере 2 000 руб. и апелляционной жалобе в размере 1 000 (одна тысяча) рублей, как излишне уплаченные.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-88514/2014
Истец: ОАО "Федеральная пассажирская компания", ОАО "Федеральная пассаржирская компания", ОАО ФПК
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастроая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Москве