город Ростов-на-Дону |
|
23 января 2015 г. |
Дело N А32-33561/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор-тур"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2014 по делу N А32-33561/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вектор-тур"
к заинтересованному лицу Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России N 11 по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
принятое в составе судьи Ивановой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вектор-тур" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 28.08.2014 г. N 117 по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 11.11.2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Вектор-тур" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что общество не осуществляет деятельность платежного агента и не должно соблюдать требования Закона N 103-ФЗ.
В отзыве на апелляционную жалобу МИФНС N 11 по Краснодарскому краю просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что общество принимает платежи от физических лиц за реализацию билетов, следовательно, его деятельность регулируется нормами Федерального закона N103-ФЗ.
В судебное заседание представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, инспекция в отзыве ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. Ходатайство судом удовлетворено, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 11 по Краснодарскому краю проведена проверка ООО "ВЕКТОР-ТУР" по вопросу выполнения Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", Федерального закона от 27.06.2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", по вопросу соблюдения Указания от 11.03.2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".
В ходе проверки 14.08.2014 г. установлено, что ООО "ВЕКТОР-ТУР" осуществляется деятельность в качестве платежного агента, в соответствии с Федеральным законом от 03.03.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", согласно субагентского соглашения о реализации авиабилетов N 2337 от 25.02.2014 г., заключенного с ООО "Пегас Ритейл". Деятельность платежного агента по приему платежей физических лиц осуществляется путем продажи билетов авиаперевозок (не в составе туристического продукта), в туристическом агентстве, расположенном по адресу г. Славянск-на-Кубани, ул. Красная, 48. Наличные денежные расчеты осуществляются с применением ККТ.
При этом ООО "ВЕКТОР-ТУР" за период с 01.07.2014 г. по 15.08.2014 г. не была исполнена обязанность по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет, не были зачислены в полном объеме на специальный банковский счет полученные от плательщиков при реализации авиа билетов наличные денежные средства на общую сумму 213 778 руб. (218 371.40 руб. - сервисный сбор 2700.00 руб. и субагентское вознаграждение 1 893.40 руб.), тем самым нарушены ч. 14, 15 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
По результатам проверки, зафиксированным протоколом осмотра от 14.08.2014 г. и актом от 18.08.2014 г., в отношении ООО "Вектор-тур" инспекцией составлен протокол от 18.0.2014 г. об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Постановлением от 28.08.2014 г. N 117 ООО "Вектор-тур" привлечено Межрайонной инспекцией ФНС N 11 по Краснодарскому краю к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Указанное постановление оспорено обществом в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ, составляет нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Законом N 103-ФЗ.
В соответствии с частью 14 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Также платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (часть 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела и верно установлено судом, общество осуществляет деятельность по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) - ООО "Пегас-Ритейл" на основании заключенного с последним субагентского соглашения об оказании услуг по продаже пассажирских перевозок на территории РФ от 25.05.2014 г., а, следовательно, является оператором по приему платежей физических лиц по поручению и за вознаграждение
Согласно акту проверки N 000071 от 18.08.2014 г. в кассу ООО "Вектор-тур" за период с 01.07.201 г. по 15.08.2014 г. поступило 213778 руб., подлежащих зачислению на специальный банковский счет общества (сумма выручки от продажи авиабилетов 218371,40 руб. за минусом сервисного сбора 2700 руб. и субагентского вознаграждения за июль в сумме 1893, 40 руб.), однако указанные денежные средства не были зачислены на специальный банковский счет общества.
Таким образом, налоговым органом было выявлено правонарушение, установленное диспозицией части 2 статьи 15.1 КоАП РФ: неиспользование платежным агентом специального банковского счета.
Названные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются обществом по существу. Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что в действиях общества имеется объективная сторона вмененного инспекцией правонарушения, признается правильным.
Судом апелляционной инстанции отклоняется повторенный в апелляционной жалобе довод общества о том, что оно не является надлежащим субъектом ответственности, поскольку не является платежным агентом.
В силу пункта 3 статьи 2 Закона N 103-ФЗ платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Пунктом 4 статьи 2 указанного закона установлено, что оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ данного под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).
Материалами дела подтверждено, что общество подпадает под определение платежного агента, деятельность которого также регулируется положениями Закона N 103-ФЗ.
Как видно из материалов дела, на основании агентского соглашения общество является оператором по приему платежей физических лиц по поручению и за вознаграждение ООО "Пегас-Ритейл".
Основной функцией общества в соответствии с указанными агентским соглашением является продажа билетов, перечисление денежных средств от продажи на счет принципала и получение комиссии. Сопутствующая деятельность общества по продаже (бронирование, информационные, консультативные и сервисные услуги) обуславливает специфику работы авиакомпаний.
Общество не оказывает услуг по перевозке пассажиров, не является структурным подразделением либо филиалом перевозчиков. Общество действует в строгом соответствии с условиями, указанными организациями-перевозчиками, фактически являясь оператором по приему платежей физических лиц по поручению и за вознаграждение, что говорит о нем, как о платежном агенте. Следовательно, деятельность общества регулируется, в том числе нормами Закона N 103-ФЗ.
Ссылка общества на то, что оно не заключало с участниками гражданского оборота договоров об осуществлении деятельности по приему платежей, является необоснованной, так как, согласно п. п. 2, 3 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Закон N 103-ФЗ не содержит императивной нормы о том, как должен называться договор, заключенный платежным агентом с поставщиком.
Из раздела 3 субагентского соглашения о реализации авиабилетов следует, что все суммы, полученные субагентом (обществом) за проданные авиаперевозки, за вычетом причитающегося ему субагентского вознаграждения на расчетный счет агента перевозчика. Из чего следует, что деятельность общества подпадает под действие Закона N 103-ФЗ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод нижестоящего суда о том, что общество является платежным агентом в смысле, придаваемом этому понятию Законом N 103-ФЗ, поскольку общество осуществляет деятельность по приему платежей от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком (в данном случае Перевозчиком) по оплате услуг перевозки авиатранспортом, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Согласно статье 4 Закона N 108-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
В части 4 статьи 8 Закона N 103-ФЗ установлен запрет на прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Закона.
Факты незачисления обществом денежных средств на специальный банковский счет и отсутствие самого банковского счета подтверждены материалами дела.
Следовательно, наличие в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, является доказанным.
Доводы апелляционной жалобы данный факт не опровергают.
В соответствие с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества заключается в том, что оно не предприняло необходимых и своевременных мер для обеспечения соблюдения положений Закона N 103-ФЗ.
Доказательства, подтверждающие отсутствие у общества реальной возможности соблюдать требования указанного законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции вмененной статьи.
Оценив обстоятельства совершения вмененного нарушения, заключающегося в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Апелляционным судом проверена процедура привлечения общества к административной ответственности и существенных процессуальных нарушений, являющихся основанием для признания оспариваемого постановления незаконным, не установлено.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности постановления инспекции от 28.08.2014 г. N 117 основан на правильном применении норм материального права и не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая вышеизложенное оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 208 АПК РФ дела об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагаются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2014 по делу N А32-33561/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном статьёй 288 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33561/2014
Истец: ООО "Вектор-тур"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N11 по Краснодарскому краю
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N 11 по Краснодарскому краю