г. Москва |
|
23 января 2015 г. |
Дело N А40-110981/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Якутова Э.В., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Артюковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13
апелляционную жалобу Рособрнадзора
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.10.2014
по делу N А40-110981/14 судьи Аксеновой А.А. (121-932)
по заявлению НАЧОУ ВПО СГА
(ОГРН 1037739146048, Москва, ул. Кожевническая, дом 3, стр. 1)
к Рособрнадзору
о признании недействительным распоряжения
при участии:
от заявителя: Поляков В.В. по дов. от 19.12.2014 N 1089, Дюжева М.В. по дов. от N 1088, Уханов О.А. по дов.от 31.12.2014 N 1120,
Тихомиров Н.А. по дов. от 29.08.2014 N 1047;
от ответчика: Горшков Д.В. по дов. от 13.01.2015,
Подзирей А.Ю. по дов. от 12.01.2015 N 11-4;
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2014 удовлетворено заявление Негосударственного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования Современная гуманитарная академия (далее - Заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере образования (далее - Рособрнадзор) от 10.07.2014 N 1377-07 "О запрете приема в Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Современная гуманитарная академия".
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Рособорнадзор подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование этого указывается, что факт не устранения указанных в предписании Рособрнадзора от 28.05.2014 N 03-55-108/18-Л/3 нарушений установлен в результате внеплановой выездной проверки, проведенной 10.07.2014 в соответствии с приказом Рособрнадзора от 04.07.2014 N 1038 и постановлением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21.07.2014 о привлечении к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Представитель Рособорнадзора в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 10.07.2014 Рособрнадзором вынесено распоряжение N 1377-07 о запрете приема в Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Современная гуманитарная академия.
Распоряжением Рособорнадзора от 15.09.2014 в распоряжение от 10.07.2014 N 1377-07 внесены изменения, преамбула изложена в следующей редакции "в соответствии с частью 7 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", подпунктом 6.6 пункта 6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 594, и в связи с неисполнением предписаний Рособрнадзора от 02.04.2014 N 03-55-50/18-Л/З/К и от 28.05.2014 N 03-55-108/18-Л/З.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Частью 6 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) предусмотрено, что в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает организации, допустившей такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения.
Согласно части 7 статьи 93 Закона об образовании, в случае неисполнения указанного в части 6 данной статьи предписания, в том числе если представленный организацией, допустившей такое нарушение, отчет не подтверждает исполнение этого предписания в установленный им срок или отчет о его исполнении до истечения срока его исполнения не представлен, орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и запрещает прием в данную организацию.
По смыслу, приведенных норм достаточным основанием для запрета приема организацию является факт неисполнения предписания в установленный срок. При этом факт привлечения организации к административной ответственности за неисполнение предписания в установленный законом срок не имеет правового значения для такой меры ответственности, как запрет приема в организацию.
Поскольку по результатам проведенных проверок ответчиком были установлены факты неисполнения заявителем предписаний в установленный срок и были возбуждены дела о совершении административных правонарушений, то у Рособрнадзора имелись основания для вынесения распоряжения о запрете приема в НАЧОУ ВПО СГА.
Удовлетворяя требования заявителя о признании недействительным распоряжения Рособрнадзора от 10.07.2014 N 1377-07 "О запрете приема в Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Современная гуманитарная академия", суд первой инстанции исходил из того, что Рособрнадзором не подтверждено неисполнение предписания Рособрнадзора от 28.05.2014 N 03-55-108/18-Л/З.
Вместе с тем, данные выводы суда первой инстанции являются ошибочными, исходя из следующих обстоятельств.
Как следует из оспариваемого приказа, основанием для запрета приема в Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Современная гуманитарная академия послужило неисполнение учреждением не одного, а двух предписаний - от 02.04.2014 N 03-55-50/18-Л/З/К и от 28.05.2014 N 03-55-108/18-Л/З.
Суд первой инстанции, указал, что в отношении Общества были возбуждены административные производства по части 1 ст. 19.30. КоАП РФ и части 4 ст. 19.30 КоАП РФ. Постановлением Мирового судьи 101 судебного участка Района Замоскворечье ЦАО г. Москвы от 26.06.2014 производство по части 4 ст. 19.30 КоАП РФ (инкриминировалось три эпизода) дело прекращено по части 1 п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ (за отсутствием состава административного правонарушения). По части 1 ст. 19.30 КоАП РФ Постановлением Мирового судьи 101 судебного участка Района Замоскворечье ЦАО г. Москвы от 26.06.2014 по 8-ми из 11 эпизодов принято решение об отсутствии по ним состава административного правонарушения. При этом, ни один из эпизодов, инкриминируемых заявителю по принятым уже судебным актам, не указан Рособрнадзором при внеплановой проверке исполнения предписания Рособрнадзора от 28.05.2014 N 03-55-108/18-Л/З.
Вместе с тем, в отношении Учреждения составлено не два, как указано в решении суда, а три протокола об административных правонарушениях, а именно, предусмотренных: частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии); частью 1 и 4 статьи 19.30 КоАП РФ (нарушении правил оказания платных образовательных услуг и нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации).
Административные производства, на которые сослался суд первой инстанции в своем решении по части 1 ст. 19.30. КоАП РФ и части 4 ст. 19.30 КоАП РФ, касаются Хасавюртовского филиала СГА и исполнения предписания от 02.04.2014 N 03-55-50/18-Л/З/К. Тогда как, административное производство, предусмотренное частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, касающееся исполнения Учреждением предписания Рособрнадзора от 28.05.2014 N 03-55-108/18-Л/З, оставлено судом первой инстанции без оценки.
Более того, как следует из текста решения суда первой инстанции по части 1 ст. 19.30 КоАП РФ Постановлением Мирового судьи 101 судебного участка Района Замоскворечье ЦАО г. Москвы от 26.06.2014 г. по 8-ми из 11 эпизодов принято решение об отсутствии по ним состава административного правонарушения, что свидетельствует о неисполнении в полном объеме Учреждением предписания Рособрнадзора об устранении нарушений от 02.04.2014 N 03-55-50/18-Л/З/К.
Что касается исполнения Учреждением предписания об устранении нарушений от 28.05.2014 N 03-55-108/18-Л/З, то судебная коллегия исходит из следующего.
Материалами дела установлено, 27 мая 2014 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки, проведенной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в отношении Негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования Современная гуманитарная Академия были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий при ведении образовательной деятельности, а именно: подпункта "б" пункта 6 Положения о лицензировании: лицензиат располагает специализированным компьютерным классом для организации занятий по профессиональным курсам и практикумам с подключенными периферийными устройствами и оборудованием в количестве 5 комплектов (при нормативе 10-15 комплектов), что не соответствует требованиям пункта 7.19 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Психология, утвержденного приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 года N 759; лицензиат располагает специализированным компьютерным классом для организации занятий по профессиональным курсам и практикумам с подключенными периферийными устройствами и оборудованием - головными телефонами, пультами для регистрации времени реакции, цифрозыми диктофонами в количестве 5 комплектов (при нормативе 10-15 комплектов), что не соответствует требованиям пункта 7.21 федерального государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по направлению Психология, утвержденного приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 года N 759; оснащение лаборатории товароведения и экспертизы товаров не позволяет освоить дисциплину "Товароведение и экспертиза товаров), предусмотренную основной образовательной программой направления подготовки 100700 Торговое дело, в части проведения экспертизы качества меда в виду отсутствия у лицензиата лабораторного оборудования, необходимого для проведения экспертиз, предусмотренных Государственным стандартом ГОСТ 19792-2001, что не соответствует требованиям пункта 7.19 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100700 Торговое дело, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.12.2009 N 787; оснащение лаборатории товароведения и экспертизы товаров не позволяет освоить дисциплину "Товароведение и экспертиза товаров", предусмотренную основной образовательной программой направления подготовки 100700 Торговое дело, в части проведения экспертизы качества кожаной обуви в виду отсутствия лабораторного оборудования, необходимого для проведения экспертиз, предусмотренных Государственным стандартом ГОСТ 26167-2005, что не соответствует требованиям пункта 7.19 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100700 Торговое дело, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 N 787; специально оборудованные кабинеты и аудитории по дисциплинам маркетинга и рекламы, менеджмента, коммерческой деятельности не обеспечены необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения, что не соответствует требованиям пункта 7.19 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Торговое дело; отсутствуют компьютерные Классы с комплектом программного обеспечения по дисциплинам в области информационных технологий 3 Туристской индустрии, что не соответствует требованиям пункта 7.19 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм; отсутствует открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий, что не соответствует требованиям п. 7.16 федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по специальности 034700.03.
Кроме того нарушен подпункт "д" п. б Положения о лицензировании, а именно: количество привлеченных к образовательному процессу преподавателей по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций составляет 6,1%, что не соответствует требованиям пункта 7.16 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 менеджмент; количество привлеченных к образовательному процессу преподавателей по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций составляет 4,3 %, что не соответствует требованиям пункта 7.16 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа; количество привлеченных к образовательному процессу преподавателей по направлению подготовки 030300.62 Психология из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций составляет 2,6 %, что не соответствует требованиям пункта 7.16 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология; лицензиатом не проводилась с установленной периодичностью аттестация в отношении преподавателей в целях подтверждения их соответствия занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности, что не соответствует требованиям ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; в лично деле преподавателя Ажажа Т.Н. отсутствует справка о наличии или отсутствия судимости и (или) факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, что не соответствует требованиям ст. 65 и ст. 331 Трудового Кодекса РФ.
27.05.2014 Рособрнадзором составлен акт проверки N 52/ВП/Л/З, 28.05.2014 вынесено предписание N 03-55-108/18-Л/З об устранении выявленных лицензионных нарушений.
Факт не устранения указанных в предписании Рособрнадзора от 28.05.2014 N 03-55-108/18-Л/3 нарушений установлен в результате внеплановой выездной проверки, проведенной 10.07.2014 в соответствии с приказом Рособрнадзора от 04.07.2014 N 1038, а именно:
Не устранено нарушение подпункта "б" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение о лицензировании), согласно которому материально- техническое обеспечение образовательной деятельности лицензиата, оборудование помещений должно соответствовать государственным и местным нормам и требованиям, в том числе требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Представленный академией договор о сетевой форме реализации образовательных программ от 30.06.2014, справка о количестве обучающихся по специальности среднего профессионального образования 080114 Экономика и бухгалтерский учет (финансовая деятельность) по состоянию на 09.07.2014, подписанная ректором академии, (копия прилагается) не подтверждают устранение вышеуказанного нарушения Предписания в части отсутствия открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствий, предусмотренного пунктом 7.18 федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (квалификация (степень) "бухгалтер"), утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.04.2010 N282 (зарегистрирован Минюстом России 17.05.2010, регистрационный N 17241).
Нарушение в части лицензионного требования, выразившееся в ненадлежащем оборудовании специализированных компьютерных классов для организации занятий по профессиональным курсам и практикумам с подключенными периферийными устройствами и оборудованием по направлениям подготовки 030300.62 Психология и 030300.68 Психология, также не устранено.
Не устранено нарушение лицензионного требования, установленного подпунктом "д" пункта 6 Положения о лицензировании, согласно которому у лицензиата должны быть в наличии педагогические работники, заключившие с лицензиатом трудовые договоры, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующие требованиям статьи 46 Федерального закона, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов в части привлечения преподавателей к образовательному процессу по направлению подготовки 0800200 Менеджмент.
Не устранено нарушение подпункта "д" пункта 10 Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов, утвержденной приказом Минобрнауки России от 10.03.2005 N 65 (зарегистрирован Минюстом России 13.04.2005, регистрационный N 6508), выразившееся в отсутствии в книгах регистрации выдаваемых академией документов об образовании выпускникам направлений подготовки 080200.62 Менеджмент, 080200.68 Менеджмент, 080100.62 Экономика, 080100.68 Экономика, 030500.62 Юриспруденция, 030500.68 Юриспруденция, 030300.62 Психология указания на соответствующее направление подготовки/специальности.
Наличие таких нарушений лицензионных требований, указанных в предписании Рособрнадзора от 28.05.2014 N 03-55-108/18-Л/3, а также факт их не устранения Учреждением, подтверждается постановлением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21.07.2014 о привлечении Учреждения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что невыполнение образовательным Учреждением обязательных для исполнения требований законодательства, лицензионных требований и условий, а также обязательных к исполнению требований контролирующего органа свидетельствуют о законности и правомерности распоряжения Рособрнадзора от 10.07.2014 N 1377-07 "О запрете приема в Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Современная гуманитарная академия", вопреки выводам суда первой инстанции об обратном.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления Негосударственного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования Современная гуманитарная академия о признании недействительным распоряжения Рособрнадзора от 10.07.2014 N 1377-07 "О запрете приема в Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Современная гуманитарная академия".
руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.10.2014 по делу N А40-110981/14 отменить.
В удовлетворении заявления Негосударственного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования Современная гуманитарная академия о признании недействительным распоряжения Рособрнадзора от 10.07.14г. N 1377-07 "О запрете приема в Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Современная гуманитарная академия" отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
И.Б. Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-110981/2014
Истец: НАЧОУ ВПО СГА, Негосударственное образовательное учреждение Современный Гуманитарный Институт
Ответчик: Рособрнадзор, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки