г. Москва |
|
23 января 2015 г. |
Дело N А40-88511/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, В.А. Свиридова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.И. Ковика,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2014 по делу N А40-88511/14, принятое судьей Л.А. Дранко (79-760)
по заявлению ОАО "ФПК"
к 1) Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве (111397, Москва, Зеленый проспект, д. 20) 2) ФГБУ "ФКП Росреестра" (107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1)
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Столяров П.Н. по дов. от 29.07.2014; |
от ответчиков: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Федеральная пассажирская компания" (заявитель, общество, ОАО "ФПК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве (заинтересованное лицо, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве) о признании незаконным решения от 19.03.2014 N 77/601/14-35446 об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости на объект недвижимости - здание поста дежурных по переезду Москва 4, площадью 143,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, МЖД, Ярославское, 3-й км., стр. 3, и обязании Филиала ФГБУ "ФКП Рорсреестра" по Москве выдать заявителю кадастровый паспорт в отношении названного объекта недвижимости.
Определением от 26.08.2014 суд привлек к участию в деле в качестве другого заинтересованного лица Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1).
Решением от 25.09.2014 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования в полном объеме. Суд исходил из несоответствия оспариваемого решения требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Не согласившись с решением суда, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в апелляционной жалобе просит его отменить. Считает, что кадастровый паспорт не является документом, на основании которого сведения об объекте недвижимого имущества вносятся в государственный кадастр недвижимости, указывает на отсутствие у Филиала документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета объекта до 01.01.2013, ссылается на не представление заявителем документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42.
Представитель ОАО "ФПК" в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свою правовую позицию.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя заявителя полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 04.12.2013 ОАО "ФПК" обратилось в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве с заявлением (вх. N 77-0-1-22/3003/2013-25659) о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - здание поста дежурных по переезду Москва 4, инвентарный номер (ранее присвоенный учтенный номер) 3210 (02307948), площадью 143,8 кв.м. по адресу: г. Москва, МЖД, Ярославское направление, 3-й км., стр. 3 (объект недвижимости) и выдаче нового кадастрового паспорта.
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве 19.12.2013 принято решение N 77/601/13-112745 о приостановлении осуществления кадастрового учета на три месяца. В качестве единственного основания к приостановлению учета указано на отсутствие в государственном кадастре недвижимости актуальных сведений об объекте недвижимости. Заявителю сообщено о направлении Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве запроса в ГУП "МосгорБТИ" Московский городской филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" о предоставлении сведений и документов в отношении объекта недвижимости.
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве 19.03.2014 принято решение N 77/601/14-35446 об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости на основании п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В качестве основания указано на истечение срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Полагая, что решение Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 19.03.2014 является незаконным, ОАО "ФПК" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, применил нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал правомерный вывод о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд обоснованно посчитал соблюденным.
В соответствии с ч. 7 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления общества) если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган кадастрового учета по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса. Порядок и сроки направления органом кадастрового учета указанных запросов, порядок включения в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости предусмотренных настоящей частью сведений и документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как установлено ч. 2.3, 3 ст. 43 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляют, в том числе, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета. В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости.
В силу п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Как указывает заинтересованное лицо, в составе государственного кадастра недвижимости в настоящее время отсутствуют сведения об объекте недвижимости здание поста дежурных по переезду площадью 143,8 кв.м. по адресу: г. Москва, МЖД, Ярославское направление, 3-й км., стр. 3.
При этом заявителем представлен в орган кадастрового учета документ (кадастровый паспорт), который в силу ч. 1 ст. 45, ст. 43 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" подтверждает юридическую действительность учета объекта и то, что объект считается объектом недвижимости, учтенным в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, сведения о названном объекте недвижимости включаются в государственный кадастр недвижимости в порядке п. 7 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Указанная норма Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" является специальной и устанавливает особый порядок внесения сведений об объектах, которые отнесены к ранее учетным объектам недвижимости.
В связи с чем, судом не принимаются ссылки подателя апелляционной жалобы на ст. 22 названного федерального закона.
Основываясь на требованиях ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" заинтересованным лицом направлен соответствующий запрос в организацию по техническому учету, а кадастровый учет, в указанной связи приостановлен.
Следует учесть, что в решении о приостановлении кадастрового учета не указано на необходимость совершения заявителем каких-либо действий.
При этом заявитель представил кадастровый паспорт объекта недвижимости, из содержания которого усматривается, что объект ранее был учтен и ему присвоен инвентарный (учтенный номер) 3210 (02307948).
В настоящем случае, исходя из основания к приостановлению кадастрового учета, заявитель не имел возможности устранить обстоятельства послужившие основанием для приостановления учета. В тоже время, не представление организацией, осуществляющей технический учет, в установленный срок сведений по запросу органа кадастрового учета не является в силу ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" основанием к отказу в осуществлении кадастрового учета.
В настоящем случае ОАО "ФПК" представлены необходимые для осуществления кадастрового учета объекта недвижимости документы.
Таким образом, у заинтересованного лица отсутствовали предусмотренные законом основания к отказу заявителю во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве не соответствует требованиям норм Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Незаконное решение нарушает права и законные интересы общества при осуществлении предпринимательской деятельности.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку подателя апелляционной жалобы на Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (утв. приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1) в виду следующего.
В соответствии с п. 3 Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости Порядок не применяется к отношениям, возникающим при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета с заявлением о включении в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости предусмотренных частью 7 статьи 45 Закона о кадастре сведений и документов.
Довод апелляционной жалобы, что кадастровый паспорт не является документом, на основании которого сведения об объекте недвижимого имущества вносятся в государственный кадастр недвижимости не принимается судом апелляционной инстанции.
В настоящем случае представленный заявителем в орган кадастрового учета кадастровый паспорт подтверждает, что объект недвижимости является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет с присвоением инвентарного (учтенного) номера. Следовательно, к правоотношениям сторон подлежат применению нормы ч. 7 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
При этом в силу указанной нормы Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" отсутствие у Филиала документов подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета объекта до 01.01.2013, само по себе не является основанием к отказу во внесении сведений в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, основанные на ином толковании правовых норм, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2014 по делу N А40-88511/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-88511/2014
Истец: ОАО "ФПК"
Ответчик: Ф, ФГБУ "ФКП Росреестра", Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Москве, ФКП Росреестра "
Третье лицо: ФГБУ "ФКП Росреестра", филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве