г. Санкт-Петербург |
|
26 января 2015 г. |
Дело N А21-5315/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания В.В.Медведевой
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24715/2014) МУП ЖКХ "ДЕЛО" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.08.2014 по делу А21-5315/2014 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по иску (заявлению) МУП ЖКХ "ДЕЛО"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области
третье лицо: Администрация муниципального образования "Гурьевский муниципальный район"
о признании незаконным бездействия
установил:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "ДЕЛО" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области (место нахождения: 238300, Калининградская область, г.Гурьевск, ул.Заречная, д.4А; ОГРН 1023902299310; далее - МУП ЖКХ "ДЕЛО", Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области (место нахождения: 236000, г.Калининград, ул.Офицерская, 6; ОГРН 1043900834658; далее - Управление) с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области в части непринятия решения о переоформлении лицензии N ОТ-21-000451(39) от 03 июля 2009 года на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и обязании Управление переоформить указанную лицензию в части осуществляемых МУП ЖКХ "ДЕЛО" в рамках лицензии видов деятельности согласно приложению к лицензии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" (далее - Администрация).
Решением суда от 25.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Предприятие просит решение суда от 25.08.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции неправильно применил положения статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отельных видов деятельности", выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без участия указанных лиц в порядке, установленном статьями 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От заявителя поступили истребованные судом документы, представленные Предприятием в Управление вместе с заявлением о переоформлении лицензии, а также заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела постановления Администрации Гурьевского городского округа от 12.09.2014 N 4443 "О предоставлении земельного участка в аренду в Гурьевском районе МУП ЖКХ "Дело", а также заключенного во исполнение данного постановления Договора аренды земельного участка от 12.09.2014 N 518.
Апелляционная коллегия сочла возможным удовлетворить заявленное ходатайство о приобщении к материалам дела представленных заявителем документов.
От Управления поступил письменный отзыв, в котором доводы жалобы отклонены, а также запрошенная апелляционным судом кадастровая выписка на земельный участок с кадастровым номером 39:03:040014:0155.
Администрация отзыв не представила.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Предприятие оказывало услуги по размещению отходов населению и юридическим лицам Гурьевского городского округа на основании выданной ему 03.07.2009 лицензии N ОТ-21-000451(39) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в соответствии с приложением к лицензии (в части осуществления работ по сбору отходов II, III-V классов опасности, а также сбора и размещения сторонних отходов IV-V классов опасности), сроком действия до 03.07.2014, с указанием места осуществления деятельности по адресу: г.Гурьевск, ул.Советская, д.3, Гурьевский район, полигон ТБО.
В 2013 году Предприятие изменило место нахождения с адреса: г.Гурьевск, ул.Советская, д.3 на адрес: г.Гурьевск, ул.Заречная, д.4а, при этом место осуществления деятельности по обращению с отходами производства и потребления осталось неизменным.
02.06.2014 Предприятие в связи с изменением местонахождения обратилось в Управление с заявлением (исх.N 71) о переоформлении лицензии, приложив к заявлению оригинал имеющейся лицензии N ОТ-21-000451(39) от 03.07.2009 и платежное поручение об уплате государственной пошлины от 28.05.2014 N 281.
Поскольку решение о переоформлении лицензии либо об отказе в переоформлении лицензии Управлением не было принято, МУП ЖКХ "ДЕЛО" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано ввиду отсутствия предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, в том числе дополнительно представленные доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, а также приведенные в отзыве Управления, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Порядок лицензирования установлен Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
В статье 3 названного Федерального закона раскрыты основные используемые в нем понятия:
- лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности);
- лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;
- лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Как следует из материалов дела, у Предприятия имелась лицензия от 03.07.2009 N ОТ-21-000451(39) на осуществление видов деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Лицензия была выдана в соответствии с требованиями пункта 74 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ и содержала перечень разрешенных видов деятельности в соответствии с указанным законом.
В период действия выданной Обществу лицензии законодателем были внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок обращения с отходами, в том числе в части лицензирования такой деятельности, в результате которых лицензированию с 25.06.2012 подлежала только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (изменения в Федеральный закон N 99-ФЗ внесены Федеральным законом от 25.06.2012 N 93-ФЗ).
В силу части 2 статьи 22 Закона N 99-ФЗ лицензии, предоставленные на виды деятельности, не указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, прекращают действие со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением лицензий, предоставленных на виды деятельности, указанные в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В силу части 4 статьи 22 Закона N 99-ФЗ предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению также в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Учитывая, что Предприятие изменило местонахождения, а также учитывая, что 03.07.2014 истекал срок ранее выданной лицензии N ОТ-21-000451(39) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, лицензия подлежала переоформлению в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ.
Учитывая, что в силу внесенных в Закон N 99-ФЗ изменений перечень лицензируемых видов деятельности, осуществляемых Предприятием, также претерпел изменения, лицензиату в соответствии с частью 9 статьи 18 Закона N 99-ФЗ в заявлении также необходимо было указать сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении работ, оказании услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Лицензионные требования при осуществлении деятельности в области обращения с отходами установлены в пункте 3 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 (далее - Положение), в соответствии с которым лицензионными требованиями при осуществлении деятельности в области обращения с отходами в числе прочих являются:
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Вместе с тем, Предприятием к заявлению приложена копия заключенного между администрацией Гурьевского муниципального района Калининградской области и МУП ЖКХ "ДЕЛО" договора от 04.05.2009 N 363 о передаче в аренду земельного участка, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 39:03:04 00 14:0155, площадью 1500 кв.м. под полигон твердых бытовых отходов, а также кадастровая выписка на указанный земельный участок по состоянию на 02.04.2014, имеющий вид разрешенного использования: "земли сельскохозяйственного назначения".
Доказательства наличия иных объектов для размещения отходов, отвечающих установленным законом требованиям, Предприятие не представило ни в Управление, ни в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Названными положениями Земельного кодекса РФ не предусмотрено использование земель сельскохозяйственного назначения для размещения на них отходов производства и потребления (полигона ТБО).
Доказательств перевода земельного участка с кадастровым номером 39:03:04 00 14:0155 в другую категорию земель в установленном законом порядке заявителем в материалы дела не представлено, как не представлено доказательств наличия иного объекта для размещения отходов, отвечающего критериям, установленным Законом N 89-ФЗ.
Кроме того, заявителем в материалы дела представлен Договор аренды земельного участка от 12.09.2014 N 518, согласно которому Администрация Гурьевского городского округа предоставляет в аренду сроком до 01.09.2017 Предприятию земельный участок с кадастровым номером 39:03:04 00 14:0155 из земель сельскохозяйственного назначения площадью 15000кв.м для сельскохозяйственного использования, а не для размещения на нем полигона ТБО.
Судом первой инстанции обоснованно указано на отсутствие со стороны Управления незаконного бездействия, так как в ответ на полученное заявление Предприятия и учитывая вышеуказанные недостатки, Управление направило в адрес МУП ЖКХ "ДЕЛО" письмо от 05.06.2014 N 3027-п, которым предложило устранить выявленные замечания и в тридцатидневный срок направить материалы в Управление.
Учитывая, что в материалы дела не представлены документы, подтверждающие наличие у Предприятия надлежащего объекта для размещения отходов, суд первой инстанции также обоснованно не установил оснований для возложения на Управления обязанности по переоформлению ранее выданной Предприятию лицензии.
При вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального и процессуального права судом первой инстанции не нарушены, выводы суда сделаны на основании полного исследования всех существенных для дела обстоятельств, в связи с чем апелляционная коллегия не усматривает основания для отмены решения суда от 25.08.2014 и удовлетворения апелляционной жалобы Предприятия.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежит оставлению на заявителе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25 августа 2014 года по делу N А21-5315/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Дело" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5315/2014
Истец: МУП ЖКХ "Дело", МУП ЖКХ "Дело" МО "Гурьевский МР Калининградской области
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по К/О, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области
Третье лицо: Администрация МО "Гурьевский муниципальный район"