г. Самара |
|
26 января 2015 г. |
Дело N А65-24097/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лаврской Е.В.,
без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу отделения Национального Банка по Республики Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2014 года по делу N А65-24097/2014 (судья Хамитов З.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агро-Развитие Плюс", Республика Татарстан, Нурлатский район, с.Егоркино, к отделению Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, г.Казань, о назначении административного штрафа ниже низшего предела,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агро-Развитие Плюс" (далее - заявитель, ООО "Агро-Развитие Плюс", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан к Отделению Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - ответчик, отделение Национального банка по РТ Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 17-3/22264 от 29.09.2014 в части размера административного наказания и назначить административный штраф ниже низшего предела (л.д.3-5).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.12.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление отделения Национального банка по РТ Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ N 173/22264 от 29.09.2014 о привлечении ООО "Агро-Развитие Плюс" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, в части наложения штрафа в размере 700 000 руб. изменено, размер штрафа с 700 000 руб. снижен до 100 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, отделение Национального банка по РТ Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
ООО "Агро-Развитие Плюс" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были надлежаще извещены.
В соответствии статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции рассмотрено дело в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, ответчиком было установлено, что ООО "Агро-Развитие Плюс", в нарушение п.8.4.1. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н, нарушило порядок и сроки раскрытия информации - Устава, сведений об аффилированных лицах акционерного общества за 2 квартал 2014 г, банковских реквизитов расчетного счета общества для оплаты расходов по изготовлению копий документов и размер (порядок определения) таких расходов.
По данному факту 16.09.2014 г. ответчиком составлен протокол об административном правонарушении N 12-2-29/21116 и вынесено постановление о назначении административного наказания от 29.09.2014 N 17-3/22264, которым ООО "Агро-Развитие Плюс" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей.
Общество не согласно с правомерностью данного постановления в части размера административного штрафа, в связи с чем обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, установив обстоятельства спора, суд приходит к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа - на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Статья 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" устанавливает, что под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии со статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционерное общество обязано, в частности, раскрывать сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приказом ФСФР России N 11-46/пз-н от 04.10.2011 утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение), в соответствии с которым, эмитент, ценные бумаги которого включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на организаторе торговли на рынке ценных бумаг, при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, помимо страницы в сети Интернет, предоставляемой одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг, должен использовать страницу в сети Интернет, электронный адрес которой включает доменное имя, права на которое принадлежат указанному эмитенту (далее - страница эмитента в сети Интернет).
При использовании страницы эмитента в сети Интернет ссылка на раздел (разделы), содержащий информацию, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, либо ссылка на указанную ссылку должна быть размещена на главной (начальной) странице эмитента в сети Интернет.
При этом эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к информации эмитента, опубликованной им на указанной странице в сети Интернет (пункт 1.8); вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг путем ее опубликования в сети Интернет, должна быть доступна на странице в сети Интернет в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами.
Эмитент и распространитель информации на рынке ценных бумаг, если опубликование информации осуществляется на предоставляемой им странице в сети Интернет, обязаны сообщать по требованию заинтересованных лиц адрес страницы в сети Интернет, на которой осуществляется опубликование информации (пункт 1.9); в случае если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с настоящим Положением, и (или) в проспекте ценных бумаг, в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается.
Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (пункт 1.15); открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг (далее для целей настоящей главы Положения именуются вместе акционерные общества), помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать: 1) годовой отчет акционерного общества; 2) годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность акционерного общества; 3) устав и внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов; 4) сведения об аффилированных лицах акционерного общества; 5) решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг акционерного общества; 6) дополнительные сведения, предусмотренные настоящей главой Положения (пункт 8.1.1);акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годового отчета (пункт 8.2.1); акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества (пункт 8.2.5); текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет (пункт 8.2.6); акционерное общество, на которое в соответствии с настоящим Положением не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) годового общего собрания акционеров, на котором был рассмотрен вопрос об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязано опубликовать на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (не утверждении) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества.
В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества не была утверждена на годовом общем собрании акционеров, акционерное общество обязано указать причины, послужившие основанием для этого. Текст указанного сообщения должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для опубликования текста годовой бухгалтерской отчетности в сети Интернет, а если текст годовой бухгалтерской отчетности опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет (пункт 8.3.5).
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается нарушение вышеуказанных норм.
Как видно из материалов дела, заявитель признает, что на странице ООО "Агро-Развитие Плюс" в сети Интернет по состоянию на 25.04.2014 г. не был размещен устав, сведения об аффилированных лицах акционерного общества за 2 квартал 2014 г, банковские реквизиты расчетного счета общества для оплаты расходов по изготовлению копий документов и размер (порядок определения) таких расходов, в связи с чем, суд считает доказанным событие административного правонарушения.
В силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о доказанности факта нарушения требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках, о доказанности административным органом в действиях ООО "Агро-Развитие Плюс" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Арбитражным судом установлено, что постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. ООО "Агро-Развитие Плюс" надлежащим образом извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П "по делу о проверке конституционного ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.
Руководствуясь данным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к выводу, что ответственность заявителя должна отвечать критериям необходимости, пропорциональности и соразмерности.
При этом судом учтено нахождение общества в настоящее время в неблагоприятном финансовом положении, а также то обстоятельство, что сумма штрафа в размере 700 000 рублей для заявителя является значительной, что подтверждается представленными в материалы дела документами.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание характер административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, суд первой инстанции счёл возможным снизить размер административного штрафа наложенного на общество в соответствии с постановлением от 29.09.2014 г N 17-3/22264 до 100 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции, считает правильным указанный вывод суда первой инстанции, который при вынесении решения руководствовался принципами справедливости и соразмерности наказания и не находит оснований для его переоценки.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции в полном объёме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы суда первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2014 года по делу N А65-24097/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-24097/2014
Истец: ООО "Агро-Развитие Плюс", г. Казань, ООО "Агро-Развитие Плюс", Нурлатский район, с. Егоркино
Ответчик: Национальный банк Республики Татарстан Центрального банка Российской Федерации, г. Казань