г. Владивосток |
|
26 января 2015 г. |
Дело N А24-4698/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Н.Н. Анисимовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
апелляционное производство N 05АП-15555/2014
на решение от 28.11.2014
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-4698/2014 Арбитражного суда Камчатского края, принятому
в порядке упрощенного производства,
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.11.2002)
к Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 07.09.2005)
об оспаривании постановления от 11.09.2014 N 187/14-Ю о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго": представитель Гасенчикова Т.В. по доверенности от 01.01.2015 N КЭ-18-18-15/63Д, сроком до 31.12.2015;
от Государственной жилищной инспекции Камчатского края: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее по тексту - инспекция, административный орган) от 11.09.2014 N 187/14-Ю о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту - КоАП РФ, Кодекс), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 28.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, заявитель считает, что не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку не является исполнителем коммунальных услуг и не оказывает коммунальные услуги населению, а является ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем полагает, что в его действиях отсутствует состав вменённого административного правонарушения.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств не представил, в связи с чем суд апелляционной инстанции на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в его отсутствие.
Заслушав пояснения общества, исследовав материалы дела, апелляционным судом установлено следующее.
Общество является ресурсоснабжающей организацией жилых многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Топоркова 1, 1/1, 3, 5, 5/1, 7; ул. Бохняка, 2, 10, 10/1, 10/2, 14, 16, 16/1, 18, 20, 15, 17; ул. Тушканова 29, 29/1, 31; ул. Давыдова 13, 21, 23,16 в г. Петропавловск-Камчатский.
На основании информации от 14.08.2014 отдела Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального казенного учреждения "Территориальный центр управления кризисными ситуациями" по вопросу отсутствия в г. Петропавловск-Камчатский централизованного горячего водоснабжения (далее по тексту - ЦГВС) прокуратурой г. Петропавловск-Камчатский была проведена соответствующая проверка.
В ходе проверки было установлено, что 31.07.2014 между заявителем и ООО "Металломонтаж" заключен договор подряда N 22-05/2014 на выполнение работ по капитальному ремонту теплотрассы от котельной ТК-1 до котельной N 62 "103 квартал" г. Петропавловск-Камчатский. Согласованные договором монтажные работы трубопроводов ЦГВС были завершены ООО "Металломонтаж" в рамках согласованной остановки ЦГВС с 22.07.2014 по 04.08.2014.
Поскольку в ходе эксплуатации сетей были выявлены дефекты, препятствующие работе сети с номинальной нагрузкой, в результате которых требовалась немедленная остановка сети, то по заявке ООО "Металломонтаж" от 11.08.2014 обществом было принято решение об остановке котельной N 62 "103 квартал" по подаче ЦГВС на период с 13.08.2014 по 16.08.2014. В этой связи в период с 08 часов 00 минут 13.08.2014 по 15.08.2014 (информация о времени подключения не имеется) была прекращена подача ЦГВС в указанные многоквартирные жилые дома.
02.09.2014 по данному факту заместителем прокурора г. Петропавловска-Камчатского возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ.
Указанное постановление направлено в инспекцию для рассмотрения по существу, которая, рассмотрев материалы административного дела, 11.09.2014 вынесла постановление N 187/14-Ю о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и о наложении административного штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда законным и обоснованным в силу следующего.
Статья 7.23 Кодекса устанавливает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение правил и норм предоставления коммунальных услуг.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354).
Согласно пункту 2 названных Правил участниками правоотношений по обеспечению населения коммунальными услугами являются исполнитель, потребитель, ресурсоснабжающая организация.
Исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Ресурсоснабжающей организацией выступает юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подпункту "б" пункта 4 названных Правил потребителю могут быть предоставлены такие виды коммунальных услуг как горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В соответствии с пунктом 4 приложения N 1 к Правилам N 354 допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды должна составлять: 8 часов суммарно в течение 1 месяца, 4 часа - единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения") утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20.
Согласно пункту 3.1.11 названных СанПиН в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Из материалов дела усматривается, что в период с 08 часов 00 минут 13.08.2014 по 15.08.2014 (информация о времени подключения не имеется) обществом нарушен нормативный уровень и режим обеспечения населения коммунальной услугой горячего водоснабжения, выразившийся в прекращения централизованного горячего водоснабжения в г. Петропавловск-Камчатский путем прекращения поставки от своих котельных ресурса горячего водоснабжения.
Соответственно вывод административного органа, поддержанный судом первой инстанции, о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ, является правильным.
По правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно данной формулировке вины субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Между тем доказательства совершения вмененного административного правонарушения вследствие чрезвычайных, непредвидимых обстоятельств, в материалах дела отсутствуют.
В этой связи, учитывая, что, имея возможность для соблюдения нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, но проигнорировав требования действующего законодательства, за нарушение которых установлена административная ответственность, заявитель не принял все зависящие от него меры по их соблюдению, суд апелляционной инстанции считает, что вина заявителя в совершении вмененного ему административного правонарушения материалами дела доказана.
Оценивая возражения общества относительно того, что оно не является субъектом допущенного нарушения, апелляционный суд исходит из того, что субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, признаются юридические лица, обязанные обеспечивать население коммунальными услугами, и (или) лица, на которых возложены обязанности по соблюдению режима их предоставления. Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у таких лиц перед всеми потребителями. При этом статья 7.23 КоАП РФ не персонифицирует ответственность и не связывает ее исключительно с лицом, непосредственно предоставляющим потребителю коммунальные услуги.
Так, в соответствии с пунктом 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Из материалов дела следует, что заявитель, являясь ресурсоснабжающей организацией, на основании заключенных с управляющими компаниями многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: ул. Топоркова 1, 1/1, 3, 5, 5/1, 7; ул. Бохняка, 2, 10, 10/1, 10/2, 14, 16, 16/1, 18, 20, 15, 17; ул. Тушканова 29, 29/1, 31; ул. Давыдова 13, 21, 23,16 в г. Петропавловск-Камчатский, договоров снабжения тепловой энергией и горячей водой для целей предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, несет ответственность за объем, режим и качество подачи горячей воды в указанные многоквартирные дома города г. Петропавловск-Камчатский.
Следовательно, заявитель относится к числу субъектов административного правонарушения как лицо, осуществляющее поставку коммунальных ресурсов.
Материалами дела подтверждается, что решение об остановке котельной N 62 "103 квартал" в период с 13.08.2014 по 16.08.2014 и о прекращении подачи ЦГВС в вышеназванные многоквартирные жилые дома было принято именно обществом. При этом прекращение подачи услуги горячего водоснабжения населению связано не с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения, поскольку плановый ремонт был запланирован с 22.07.2014 по 04.08.2014.
В этой связи прокурор и инспекция пришли к правильному выводу о том, что именно действия заявителя привели к срыву подачи горячего водоснабжения в указанные многоквартирные дома, что в свою очередь привело к нарушению прав жильцов (потребителей) на получение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям.
При таких обстоятельствах у административного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого административного правонарушения.
Нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено, поскольку последний был надлежащим образом извещен о времени и месте возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не был лишен гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
Проверка наложенного на общество административного штрафа показала, что он был назначен заявителю в пределах минимальной санкции статьи 7.23 КоАП РФ, что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания.
Основания для освобождения общества от административной ответственности, предусмотренные статьей 2.9 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции не установлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 211 АПК РФ отказал в признании постановления по делу об административном правонарушении от 11.09.2014 N 187/14-Ю незаконным и его отмене.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на основании части 4 статьи 208 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 28.11.2014 по делу N А24-4698/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4698/2014
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Камчатского края