Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2015 г. N 11АП-18319/14
г. Самара |
|
26 января 2015 г. |
А65-18403/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от АНО "Исполнительная Дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани" - до перерыва представителя Хамидуллина А.И. (доверенность N 14/14 от 12.02.2014), после перерыва представитель не явился, извещена,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
от ООО "Легенда" - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
от Министерства спорта РФ - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Автономной некоммерческой организации "Исполнительная Дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 октября 2014 года по делу N А65-18403/2014 (судья Хамитов З.Н.),
по заявлению Автономной некоммерческой организации "Исполнительная Дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани", Республика Татарстан, г.Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
с участием третьих лиц без самостоятельных требований - 1) ООО "Легенда", Республика Татарстан, г.Казань, 2) Министерство спорта РФ, г.Москва,
о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N ДМ-06/9040 от 01.07.2014 г.,
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация "Исполнительная Дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани" (далее по тексту - заявитель, АНО Дирекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее по тексту - ответчик, антимонопольный орган, комиссия УФАС), при участии третьих лиц - ООО "Легенда" и Министерства спорта Российской Федерации, о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N ДМ-06/9040 от 01.07.2014.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 октября 2014 года по делу N А65-18403/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв антимонопольного органа на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 октября 2014 года по делу N А65-18403/2014 без изменения, апелляционную жалобу АНО "Исполнительная Дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани" без удовлетворения.
Также, в материалы дела поступил отзыв третьего лица, Министерства спорта РФ, на апелляционную жалобу заявителя, в котором третье лицо поддержало апелляционную жалобу и также просит суд апелляционной инстанции отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании 12.01.2015 представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание 12.01.2015 не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 12.01.2015 до 19.01.2015. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представитель заявителя, присутствующий в судебном заседании, был извещен о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись.
После перерыва в судебное заседание 19.01.2015 представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
По окончании судебного заседания суда апелляционной инстанции 19.01.2015, в 10.20 от антимонопольного органа поступило ходатайство об отложении судебного заседании суда на более поздний срок в связи с невозможностью явки представителя.
Судом апелляционной инстанции указанное ходатайство не рассматривалось, в связи с поступлением указанного ходатайства в систему электронной подачи документов "Мой Арбитр" в 09.58 19.01.2015 (обработано отделом делопроизводства суда в 10.20 19.01.2015), уже по окончании судебного заседания суда апелляционной инстанции, которое объявлено председательствующим судьей закрытым в 09.15 19.01.2015. О времени рассмотрения настоящего дела антимонопольный орган был извещен, что следует, в том числе и из самого ходатайства об отложении судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, в Татарстанское УФАС России поступило обращение от индивидуального предпринимателя Чикмарева А.В. по факту нарушения антимонопольного законодательства при подготовке и проведении Всемирной летней универсиады 2013 года, согласно которому имеются нарушения антимонопольного законодательства со стороны АНО "Исполнительная дирекция Всемирной летней универсиады 2013 г. в г.Казани".
По итогам рассмотрения обращения подателя жалобы в адрес антимонопольного органа, а также изучения представленных документов АНО "Исполнительная дирекция Всемирной летней универсиады 2013 г. в г.Казани", Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани и туристическим агентством ООО "Легенда", комиссией антимонопольного органа было установлено следующее.
ООО "Легенда" в дни проведения Всемирной летней универсиады в городе Казани получило от АНО Дирекция исключительное право размещать гостей и участников Универсиады в гостиницах города Казани.
В соответствии с договором об основных компетенциях, заключенным с международной федерацией студенческого спорта (FISU), на АНО "Исполнительная дирекция Всемирной летней универсиады 2013 г. в г.Казани" возложена обязанность, в том числе, по размещению и оплате проживания определенных клиентских групп Универсиады, среди которых судьи; представители федераций спорта - президенты федераций, директоры соревнований, технический персонал; послы Универсиады; волонтеры.
Вместе с тем, между АНО Дирекцией и ООО "Легенда" были заключены Договор о партнерстве N 1869/01/05 от 13 мая 2013 года и Лицензионный договор N 1870/01/05 о предоставлении права использования товарных знаков, зарегистрированный в Роспатенте 20.08.2013 года N РД0129513.
В соответствии с договором о партнерстве N 1869/01 /05 от 13 мая 2013 года на период с даты подписания договора о партнерстве по 31 декабря 2013 года Дирекция наделила ООО "Легенда" статусом "Официальный туристический оператор XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г.Казани". Данный статус, как указывает антимонопольный орган, являлся исключительным правом только ООО "Легенда" и не мог быть присвоен или передан каким-либо иным хозяйствующим субъектам на указанный период. В свою очередь, ООО "Легенда" по договору приняла обязательства оплатить взнос за предоставленные статус и права использования товарных знаков в размере 900000 рублей.
В рамках указанного договора о партнерстве и договоров уступки прав по договорам об оказании гостиничных услуг, ООО "Легенда" получило исключительно только ему делегированные права по резервированию гостиничных номеров, ведению переговоров, размещению в гостиницах физических лиц, входящих в клиентскую группу, продажу сувенирной и рекламной продукции с символикой Универсиада 2013 г.
Антимонопольным органом было установлено, что в дальнейшем, после передачи указанных исключительных прав, на основании агентских договоров ООО "Легенда" предоставляло услуги по организации деловых и туристических поездок сотрудников заказчиков, связанной с подготовкой и проведением XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г.Казани, а именно следующие услуги: поиск, бронирование, содействие в оформлении и доставка железнодорожных билетов, авиабилетов; поиск возможных вариантов размещения в гостиницах города Казани, содействие в размещении в гостиницах, услуги по бронированию гостиниц; поиск и содействие в предоставлении автотранспортных услуг; организация посещений и участия в выставках, семинарах, симпозиумах, ярмарках и другие услуги.
На протяжении мая-июля 2013 года ООО "Легенда", в рамках предоставленных АНО Дирекцией полномочий, заключало агентские договоры с гостями Универсиады, в соответствии с которыми за оказываемую услугу с заказчиков взималось и оставалось в распоряжении ООО "Легенда" вознаграждение в размере 10% от итоговой стоимости услуг.
Исходя из указанного, Управлением сделан вывод, что ООО "Легенда", как хозяйствующий субъект, действующий на рынке по оказанию туристических услуг, который является конкурентным, получило доступ к информации о клиентских группах Универсиады и оказанию на нем возмездных услуг в приоритетном порядке.
АНО "Исполнительная дирекция Всемирной летней универсиады 2013 г. в г.Казани", учредителями которой выступили органы государственной власти РФ, органы власти местного самоуправления Республики Татарстан, а также общероссийская общественная организация "Российский студенческий спортивный союз", предоставила хозяйствующему субъекту ООО "Легенда" преимущественное право на оказание туристических услуг при размещении клиентских групп Универсиады в гостиницах и оказании других дополнительных услуг, не входящих в перечень, включенных в Договор о партнерстве N 1869/01/05 от 13 мая 2013 года.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом Татарстанского УФАС России от 05.11.2013 г. N 01/530-к было возбуждено дело N 06-290/2013 по признакам нарушения федерального закона от 06,07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения материалов дела N 06-290/2013 ответчиком принято Решение от 01.07.2014 по делу N 06-290/2013, в соответствии с которым АНО "Исполнительная дирекция Всемирной летней универсиады 2013 г. в г.Казани" признана нарушившей пункт 8 части 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в предоставлении Дирекцией исключительного права ООО "Легенда" на размещение клиентских групп Универсиады в гостиницах и оказании других дополнительных услуг в приоритетном порядке, что создало преимущественное положение хозяйствующему субъекту, действующему на рынке по оказанию туристических услуг.
Не согласившись с принятым ответчиком решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях АНО "Исполнительная дирекция Всемирной летней универсиады 2013 г. в г.Казани" нарушений пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Однако, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции дано понятие конкуренции - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Так в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, нарушение которой вменяется заявителю, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается принятие актов, которые приводят или могут привести к созданию дискриминационных условий.
При этом, дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Из приведенных норм права следует, что антимонопольным органом, вменившим заявителю нарушение пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, должно быть доказано, что действия заявителя приводят или могут привести к созданию дискриминационных условий.
Как следует из оспариваемого решения, нарушение заявителем пункта 8 части 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольным органом усмотрено в предоставлении ООО "Легенда" исключительного права на размещение клиентских групп Универсиады в гостиницах и оказании других дополнительных услуг в приоритетном порядке, что создало, как указывает антимонопольный орган, преимущественное положение хозяйствующему субъекту, действующему на рынке по оказанию туристических услуг.
Однако, в данном случае из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства N 06-290/2013 и настоящего дела не усматривается, что заявителем были определены какие-либо условия доступа на товарный рынок, при которых хозяйствующий субъект (в данном случае ООО "Легенда") поставлен в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон о физической культуре и спорте в РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 6 Закона о физической культуре и спорте в РФ, к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта относятся, в том числе участие в организации на территории Российской Федерации Олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, чемпионатов и кубков Европы, Всемирных универсиад, иных международных спортивных соревнований с учетом требований, установленных соответствующими международными спортивными организациями.
В статье 2 указанного закона дано понятие организатора физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия - юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится физкультурное мероприятие или спортивное мероприятие и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого мероприятия.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона о физической культуре и спорте в РФ организаторам физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия принадлежат исключительные права на использование наименования такого мероприятия и его символики.
Согласно части 2 статьи 23 Закона о физической культуре и спорте в РФ, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия включаются в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с учетом особенностей отдельных видов спорта.
Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий является документом, определяющим перечень межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий, перечень спортивных мероприятий, перечень международных спортивных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации, а также перечень спортивных мероприятий в целях подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации к международным спортивным мероприятиям и обеспечения участия спортивных сборных команд Российской Федерации в международных спортивных мероприятиях.
В соответствии с Единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на 2013 год, утвержденным приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации N 467 от 19 декабря 2012 года в период с 29.06.2013 года по 18.07.2013 года в г. Казани было запланировано проведение Всемирной летней универсиады.
В целях организации и проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 25 июня 2009 года N 870-р об учреждении совместно с Республикой Татарстан и общероссийской общественной организацией "Российский студенческий спортивный союз" - АНО "Исполнительная дирекция" Всемирной летней универсиады 2013 г. в г.Казани". Полномочия учредителя от имени Российской Федерации поручено осуществлять Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
На основании указанного распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 июня 2009 года N 870-р, принято распоряжение Президента Республики Татарстан об учреждении совместно с Российской Федерацией, муниципальным образованием города Казани и общероссийской общественной организацией "Российский студенческий спортивный союз" -АНО "Исполнительная дирекция Всемирной летней универсиады 2013 г. в г.Казани".
АНО "Исполнительная дирекция Всемирной летней универсиады 2013 г. в г.Казани" является не имеющей членства автономной некоммерческой организацией, учрежденной с целью подготовки и проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани.
Учредителями Дирекции явились:
-от имени Российской Федерации - Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации;
-от имени Республики Татарстан - Кабинет Министров Республики Татарстан;
- от имени муниципального образования города Казани - Комитет земельных и имущественных отношении Исполнительного комитета муниципального образования города Казани;
- общероссийская общественная организация "Российский студенческий спортивный союз".
В соответствии с договором об основных компетенциях, заключенным с международной федерацией студенческого спорта (FISU), на Дирекцию возложена обязанность, в том числе, по размещению и оплате проживания определенных клиентских групп Универсиады, среди которых судьи; представители федераций спорта - президенты федераций, директоры соревнований, технический персонал; послы Универсиады; волонтеры.
Из материалов дела следует, что АНО "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани", являясь официальным организатором XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г.Казани (далее - Универсиада), на официальном сайте Универсиады (www.kazan2013.com) разместила для всех заинтересованных лиц информацию о предложении принять участие в партнерской программе Универсиады 2013 г., в том числе предложение стать партнером в категории "Туроператорская деятельность (туризм)". Условием партнерства (т.е. ассоциации компании с крупным международным спортивным событием и получения статуса официального партнера) являлось внесение взноса, расходуемого для целей проведения Универсиады. Указанный сайт был утвержден Международной федерацией студенческого спорта (FISU), являющейся обладателем прав на все всемирные универсиады, в качестве единственного официального сайта - Универсиады 2013 года.
Доступ к сайту и информации, размещенной на нем, имелся у неограниченного круга лиц. Доказательства размещения указанной информации на сайте имеются в материалах дела. Кроме того, в своем письменном отзыве третье лицо по делу ООО "Легенда" подтверждает, что получило информацию о возможности стать партнером Универсиады из открытого источника - официального сайта Универсиады.
Единственным туроператором, пожелавшим принять участие в партнерской программе Дирекции в категории "Туроператорская деятельность "туризм" и уплатить Дирекции соответствующий взнос, стало ООО "Легенда". Другие туроператоры к Дирекции с предложением своего участия в партнерской программе не обращались, что подтверждается материалами дела.
Как указывалось выше, между АНО Дирекцией и ООО "Легенда" были заключены Договор о партнерстве N 1869/01/05 от 13 мая 2013 года и Лицензионный договор N 1870/01/05 о предоставлении права использования товарных знаков, зарегистрированный в Роспатенте 20.08.2013 года N РД0129513.
В соответствии с договором о партнерстве N 1869/01 /05 от 13 мая 2013 года на период с даты подписания договора о партнерстве по 31 декабря 2013 года Дирекция наделила ООО "Легенда" статусом "Официальный туристический оператор XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г.Казани".
ООО "Легенда" стало партнером (спонсором) и лицензиатом Универсиады в указанной категории, заплатило Дирекции, как организатору Универсиады и правообладателю соответствующих товарных знаков, вознаграждение, предусмотренное лицензионным договором, и получило право оказывать услуги под брендом Универсиады на основании заключенных с ним договоров, а также ст.20.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте".
Антимонопольным органом не доказано, что заявитель, определив условия партнерства, включил в него такие критерии и условия, которые позволили ему определять состав хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, устраняя добросовестную конкуренцию, оспариваемое решение ответчика указанных выводов не содержит.
Также апелляционный суд отмечает, что признаки, ограничивающие конкуренцию, антимонопольным органом не установлены и не доказаны. Более того, на запросы Татарстанского УФАС крупные туристические операторы Татарстана ответили, что в спонсорстве Универсиады и в сотрудничестве с Дирекцией заинтересованы не были, а заключение договора с ООО "Легенда" не оказало негативного влияния на их деятельность.
В оспариваемом решении антимонопольным органом сделан вывод, что предоставление статуса "Официальный туристический оператор XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г.Казани", прав использования товарных знаков и информации в приоритетном порядке конкретному хозяйствующему субъекту, в данном случае ООО "Легенда", без проведения публичных процедур создало для данного субъекта преимущественные условия и препятствовало доступу к указанным исключительным правам иных хозяйствующих субъектов, которые также могут иметь намерение приобрести вышеназванные права
Однако, в решении ответчика отсутствуют ссылки на нормы права, предусматривающие в рассматриваемом случае обязательность проведения публичных процедур, виды таких процедур, подлежащих применению в данном случае, также не антимонопольным органом указаны.
Ссылки антимонопольного органа на Соглашение о взаимодействии при осуществлении закупочной деятельности от 04.10.2012 года и указание, что механизм проведения публичных процедур был разработан, но не был реализован заявителем, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное Соглашение регулируют иные отношения, связанные с закупкой.
Указание ответчиком на недобросовестную конкуренцию и ссылки в решении на статью 20.1 Закона о физической культуре и спорте в РФ необоснованны, поскольку материалами дела подтверждается наделение ООО "Легенда" статусом Партнера и "Официальный туристический оператор XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г.Казани" и его связь и причастность к указанному спортивному мероприятию.
Также суд апелляционной инстанции полагает ошибочным вывод антимонопольного органа и суда первой инстанции о наделении заявителя полномочиями органа государственной власти, в частности, полномочиями Министерства спорта Российской Федерации, и правомерности вменения ему нарушений, предусмотренных статьей 15 Закона о защите конкуренции.
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Автономная некоммерческая организация "Исполнительная Дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани" не является лицом, перечисленным в статье 15 Закона о защите конкуренции.
Вывод ответчика и суда о наделении заявителя полномочиями органа власти, в частности полномочиями Министерства спорта Российской Федерации не основан на нормах права и обстоятельствах настоящего дела.
В отношении Универсиады принимались специальные нормативно-правовые акты, в том числе определяющие полномочия государственных органов.
Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 564 "О полномочиях некоторых федеральных органов исполнительной власти в связи с подготовкой и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани и XVI чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в г. Казани", в отношении XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани Министерство спорта Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также обеспечивает взаимодействие указанных органов и иных организаций в связи с подготовкой Универсиады. Доказательств передачи указанных полномочий заявителю не представлено и из материалов дела не усматривается.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих об установлении им признаков нарушения антимонопольного законодательства. Доводы антимонопольного органа, изложенные в оспариваемом решении, не подтверждают и не доказывают факт нарушения заявителем пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оспариваемое решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N ДМ-06/9040 от 01.07.2014 подлежит признанию незаконным.
С учетом изложенного, обжалуемое решение суда подлежит отмене, заявленные Автономной некоммерческой организацией "Исполнительная Дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани" требования подлежат удовлетворению.
В связи с отменой решения арбитражного суда первой инстанции, судебные расходы подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно, судебные расходы заявителя по оплате государственной пошлины в судах первой и апелляционной инстанций в размере 3 000 рублей подлежат отнесению на антимонопольный орган.
Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 1 000 рублей при подаче апелляционной жалобы подлежит возврату плательщику из федерального бюджета на основании положений статей 333.21 и 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 октября 2014 года по делу N А65-18403/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N ДМ-06/9040 от 01.07.2014.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, в пользу Автономной некоммерческой организации "Исполнительная Дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани" (ОГРН 1091600002922, ИНН 1655068636), Республика Татарстан, г. Казань, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 (Три тысячи) рублей 00 копеек.
Возвратить Автономной некоммерческой организации "Исполнительная Дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани" (ОГРН 1091600002922, ИНН 1655068636), Республика Татарстан, г. Казань, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 2443 от 14.11.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18403/2014
Истец: АНО "Исполнительная Дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани" ,г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Министерство спорта Российской Федерации, г. Москва, ООО "Легенда"
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22493/13
13.04.2015 Постановление Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18403/14
26.01.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18319/14
26.01.2015 Постановление Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18403/14
28.10.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18403/14