город Ростов-на-Дону |
|
26 января 2015 г. |
дело N А32-33464/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей А.Н. Стрекачёва, Н.В. Сулименко
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2014 по делу N А32-33464/2014 прекращении производства по делу по заявлению ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России N13 по Краснодарскому краю о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника ООО "Европа-Азия", принятое в составе судьи Черного Н.В.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Краснодарского края обратилась ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России N 13 по Краснодарскому краю (далее - уполномоченный орган) с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ООО "Европа-Азия" с признаками отсутствующего.
Требования мотивированы наличием у должника просроченной задолженности по уплате обязательных платежей в размере 10 917 151,93 руб. в том числе: 7 170 930 руб. - недоимка, 2 609 291,13 руб. пени и 1 135 555,80 руб. - штраф.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2014 по делу N А32-33464/2014 суд определил производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО "Европа-Азия", г. Армавир (ОГРН/ИНН 1022300638326/2302044287), прекратить.
Определение мотивировано отсутствием средств финансирования процедуры несостоятельности (банкротства) ООО "Европа-Азия" и на основании ст. 57 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве), арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
Не согласившись с определением суда от 31.10.2014 по делу N А32-33912/2014 Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Краснодарскому краю обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение отменить, удовлетворить требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Краснодарскому краю в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что выводы суда, изложенные в определении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Указывает, что судом при вынесении определения не принято во внимание наличия у должника активов, вывод суда о прекращении производства по делу является преждевременным.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ст. 156 АПК РФ сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (далее - Инспекция) на налоговом учете состоит Общество с ограниченной ответственностью "Европа-Азия", г. Армавир ОГРН/ИНН 1022300638326/2302044287, должник зарегистрирован 19.11.2002 г.
В заявлении о признании должника несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства уполномоченный орган указал, что задолженность должника по обязательным платежам и санкциям перед бюджетом составляет 10 917 151,93 руб., в том числе: 7 170 930 руб. - недоимка, 2 609 291,13 руб. пени и 1 135 555,80 руб. - штраф. Сведения об имуществе должника отсутствуют, что подтверждается запросами уполномоченного органа и сведениями регистрирующих органов.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что должник является отсутствующим (недействующим) юридическим лицом.
В соответствии со ст.21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.
Процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому п.4 ст.61 ГК РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.
Судом отклоняется довод Инспекции о том, что исключение должника из ЕГРЮЛ невозможно по причине наличия у него задолженности по следующим основаниям.
Согласно ст. 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в РФ" Пленум ВАС РФ рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Пленум ВАС РФ по вопросам своего ведения принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в РФ.
Пленум ВАС РФ в п.п. 1, 2 и 3 постановления от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" разъяснил, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из реестра по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.
При поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно п. 1 ст. 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ. Если указанные обстоятельства выясняются в ходе возбужденного по заявлению налогового органа производства по делу о принудительной ликвидации (банкротстве) юридического лица, производство по делу надлежит прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
При применении указанных норм производство по делу подлежит прекращению.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях ФАС СКО от 10.09.2008 N Ф08-4647/2008 и от 15.09.2008 N Ф08-4780/2008.
Довод налогового органа о наличии предполагаемого имущества в виде привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности суд признает подлежащим отклонению.
Пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" установлено, что поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, то в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом применительно к ст. 41 Закона о банкротстве, он обязан приложить к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.
Уполномоченным органом могут быть также предоставлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника. Применительно к субсидиарной ответственности уполномоченный орган должен обосновать как наличие оснований, так и реальную возможность привлечения конкретных лиц (единоличного исполнительного органа, членов коллегиальных органов управления и иных лиц, указанных в статьях 9, 10 Закона о банкротстве) к такой ответственности.
Уполномоченный орган не представил документальные доказательства, свидетельствующие о возможности оспаривания сделок должника, возможности и основания привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, а также возможность исполнения судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности ввиду отсутствия доказательств наличия имущества у таких лиц.
Кроме того, в пп."а" п.2 постановления Правительства РФ от 21.10.2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников", определено, что финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии с Законом о банкротстве Правительством РФ представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, осуществляется в соответствии со сметой расходов уполномоченного органа за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета. Заявление уполномоченного органа должно содержать информацию о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства, с указанием источника финансирования.
Согласно п. 2 Положения о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2004 N 573 (далее -Постановление N 573) заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом должно содержать информацию о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, с указанием источника финансирования. В под пункте "а" пункта 2 Постановления N 573 определено, что финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению уполномоченного органа, осуществляется в соответствии со сметой расходов и доходов уполномоченного органа за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета.
Представитель уполномоченного органа не представил документальные доказательства свидетельствующие о наличии средств для финансирования процедур банкротства отсутствующего должника выделенных ему из федерального бюджета.
Поскольку заявителем по делу является уполномоченный орган, принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у должника имущества, достаточного для финансирования процедур банкротства, учитывая отсутствие волеизъявления учредителей должника на такое финансирование, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, о том, что производство по делу подлежит прекращению.
Судебный акт о прекращении производства по делу о банкротстве не лишает уполномоченный орган права повторно обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением в случае обнаружения у должника каких-либо денежных средств и (или) имущества.
С учетом установленных обстоятельств в рамках рассмотрения спора о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Европа-Азия", суд первой инстанции пришел к обоснованному и неподлежащему переоценке выводу о необоснованности заявленных требований.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт. Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2014 по делу N А32-33464/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
А.Н. Стрекачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33464/2014
Должник: ООО "ЕВРОПА-АЗИЯ"
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю
Третье лицо: НП "Союз менеджеров и антикризисных управляющих, Учредитель Ерохина Е. В., Учредитель Лейш И. Н., ФНС РОССИИ, Цчредитель Молева Л. И., "НП "Союз менеджеров и антикризисных управляющих", МИФНС N 13 по Кк, Уч. Молева Л И, Уч.ерохина Е В, Уч.лейш И Н