г. Москва |
|
27 января 2015 г. |
Дело N А40-146412/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Седова С.П.,
судей: Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Закировой У.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.10.2014 г.
по делу N А40-146412/14, принятое судьей Бурмаковым И.Ю. (шифр судьи 48-1028),
по иску Открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
(ОГРН 1097746772738, 107078, г. Москва, ул. Маши Порываевой, д. 34)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1)
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Чупина В.А. по доверенности N 01-10-08/74 от 15.12.2014,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд г. Москвы к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков - 4.811 руб. 80 коп., вследствие предоставления истцом льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте гражданам за февраль 2013 года во исполнение Соглашения "О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993 г.
Решением от 23 октября 2014 г. Арбитражный суд города Москвы удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, так как Соглашение не распространяет свое действие на международные перевозки, а Российским законодательством не предусмотрены льготы по международным перевозкам.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Истец, который в соответствии со ст. 123 АПК РФ был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение отмене или изменению не подлежит.
Апелляционный суд исходит из следующих обстоятельств и норм права.
Истец в 2013 году во исполнение Соглашения "О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993 г. предоставил льготы по оплате льготного проезда железнодорожным транспортом.
Предоставление истцом льгот подтверждается реестрами оформленных проездных документов, данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), представленными истцом в соответствии с пунктом 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте", утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 26.07.2002 N 30 (далее - Правила перевозки пассажиров N 30).
В реестре указаны информация о фамилии и инициалы пассажиров, реквизиты документов, удостоверяющих личность и подтверждающих право на льготы, даты и маршруты следования, размер расходов, понесенных истцом.
Приказом Министерства путей сообщения РФ N 30 от 26.07.2002 утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (далее Правила), в соответствии с которыми продажа проездных железнодорожных билетов на поезда местного и дальнего следования производится с помощью АСУ "Экспресс", в которой фиксируется вся необходимая информация о пассажире и представленных им документах; категории льготы; номере удостоверения; маршруте, по которому предоставлен льготный проезд; дате поездки; стоимости проезда и т.д. Пунктом 24 названных Правил установлено обязательное наличие при оформлении льготных проездных билетов данной категории лиц талонов на право бесплатного проезда, полученных в обмен на проездной документ и прилагаемых к отчету билетного кассира.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах в связи с предоставлением льгот на междугородних линиях железнодорожного транспорта подлежат возмещению в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов указанным Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" за счет средств бюджета Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе, на оплату проезда на железнодорожном транспорте.
Порядок возмещения расходов, указанных в вышеназванной статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации.
Статья 7 Закона N 5-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает, что расходы, связанные с реализацией названного ФЗ, финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ.
Аналогичные положения содержатся и в статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, где установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, груза, грузобагажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Таким образом, источником финансирования льгот, предусмотренных Соглашением "О взаимном признании права на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" является федеральный бюджет, государство не отменяло и не приостанавливало действие данного Соглашения.
В соответствии с ведомственной классификацией структуры расходов федерального бюджета Министерство финансов РФ является распорядителем средств федерального бюджета по реализации межгосударственных договоров в рамках СНГ, каковым является Соглашение "О взаимном признании права на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним".
До 01.01.2005 Федеральным законом "О ветеранах" для отдельных категорий граждан, в том числе для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненным к ним, предусматривались льготы по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте и в виде оплаты в размере 50 процентов стоимости проезда. Расходование средств на предоставление данных льгот было возложено на органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 указанного Соглашения инвалидам ВОВ первой и второй групп и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств-участников Соглашения один раз в год (туда и обратно). Инвалидам ВОВ третьей группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50 процентная скидка со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) по железной дороге.
Согласно статьи 3 Соглашения участникам ВОВ и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50-процентную скидку со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом.
Согласно ст. 6 Соглашения транспортные организации обязаны обеспечить льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от их места проживания.
В силу п. 2 ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, несмотря на отмену аналогичной льготы для российских граждан, при предоставлении истцом льгот инвалидам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным к ним, являющихся гражданами СНГ, действовал прежний порядок предоставления указанных льгот в соответствии с действующим международным законодательством и Соглашением 1993 года.
В силу п. 12 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа или иного уполномоченного органа.
В силу ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, повлекло возникновение у истца убытков в заявленной им сумме.
В силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Факт предоставления указанных льгот подтверждается данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ "Экспресс") и купонами кассира.
Согласно Реестрам оформленных проездных документов сумма, недополученная перевозчиком в результате продажи льготных проездных документов по Калининградскому филиалу ОАО "ФПК" за февраль 2013 года составляет 4.811,80 руб., что подтверждается материалами дела и не оспорено ответчиком.
Таким образом, в связи с предоставлением льгот указанным категориям граждан в 2013 году истец понес убытки в размере 4.811,80 рублей.
Поскольку органы государственной власти не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суд, установив, что фактические расходы истца по предоставлению льгот, подтвержденные материалами дела, не возмещены ему в полном объеме, в связи, с чем считает подлежащими удовлетворению исковые требования в части взыскания с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 4.811 руб. 80 коп.
Российская Федерация, установив льготы по отдельным категориям граждан, приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению льгот. При таких обстоятельствах исковые требования в части взыскания убытков правильно удовлетворены судом первой инстанции за счет казны публично-правового образования - Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.10.2014 по делу N А40-146412/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.П. Седов |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-146412/2014
Истец: ОАО "Федеральная пассажирская компания", ОАО "ФПК", ОАО "ФПК" в лице Северо-Западного филиала
Ответчик: Министерство финансов РФ