г. Владимир |
|
23 января 2015 г. |
Дело N А43-12374/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Насоновой Н.А., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Бундиной Ю.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.10.2014 по делу N А43-12374/2014, принятое судьёй Логиновым К.А., по иску общества с ограниченной ответственностью "Сельта" (ОГРН 1022301614873),г. Краснодар, к администрации города Нижнего Новгорода (ОГРН 1025203032579), г. Нижний Новгород, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Муниципального предприятия г. Нижнего Новгорода "Ремонт и эксплуатация дорог" Ленинского района (ОГРН 1025202609277), г. Нижний Новгород, о взыскании 18 000 руб. убытков.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, явку не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Сельта" (далее - ООО "Сельта") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Нижнего Новгорода о взыскании 18 000 руб. убытков, 15 000 руб. судебных издержек.
Исковые требования заявлены со ссылками на статьи 12, 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по содержанию дорожных покрытий, в результате чего истцу причинены убытки.
Определением суда от 26.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие г. Нижнего Новгорода "Ремонт и эксплуатация дорог" Ленинского района.
Решением от 23.10.2014 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрации города Нижнего Новгорода обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Оспаривая законность принятого решения, заявитель считает, что противоправность в действиях администрации города Нижнего Новгорода не усматривается, вина в случившемся происшествии отсутствует. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода "Ремонт и эксплуатация дорог". Администрация приняла меры в рамках своих полномочий по организации содержания и ремонту дорог, заключив с названным юридическим лицом муниципальный контракт по содержанию дорог. Считает завышенными расходы на оплату услуг представителя.
ООО "Сельта" в отзыве просило оставить решение без изменения, поскольку им доказана совокупность элементов, необходимых для привлечения причинителя вреда к ответственности за ненадлежащее исполнение публичной обязанности по содержанию дорог общего пользования. Указало, что доказательств завышения судебных издержек администрация не представила.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о дате и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.06.2013 автомобиль марки "Мерседес", государственный регистрационный знак О080АА/37, принадлежащий обществу с ограниченной ответственностью "Сельта" (свидетельство о регистрации транспортного средства серии 37 01 N 276084), в районе дома 65/1 по проспекту Ленина г. Нижнего Новгорода правыми задними колесами провалился под асфальт.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки КУСП N 13677 от 15.06.2013, в частности, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 24.06.2013.
С целью эвакуации провалившегося автомобиля истец 15.06.2013 заключил договор оказания услуг с индивидуальным предпринимателем Артемовой Еленой Николаевной. Согласно акту выполненных работ N 170 от 15.06.2013 стоимость услуг по эвакуации составила 18 000 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Сельта" оплатило оказанные услуги в полном объеме, что подтверждается представленной в материалы дела квитанцией N 000108 от 15.06.2013.
Указывая, что неправомерными действиями администрации города Нижнего Новгорода причинены убытки в сумме 18 000 руб., ООО "Сельта" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Основанием гражданско-правовой ответственности, установленной статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, является правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие), нарушающее субъективные права других участников гражданских правоотношений. При этом, для возложения на причинителя вреда имущественной ответственности необходимо установление совокупности следующих условий - наличие ущерба, доказанность его размера, установление виновности и противоправности поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшим ущербом.
В пункте 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что безопасность дорожного движения является публичной функцией, ответственность за неисполнение которой должны нести соответствующие публичные образования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
По правилам пункта 1 статьи 12 названного закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 8 Устава города Нижнего Новгорода (утв. постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 23.11.2005 N 91) к вопросам местного значения г. Нижнего Новгорода относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Нижнего Новгорода и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 12.1.2 Постановления Городской Думы г. Нижнего Новгорода содержание от 20.06.2007 N 56 "Об утверждении Правил благоустройства города Нижнего Новгорода" содержание и ремонт дорог общего пользования обеспечиваются администрацией города Нижнего Новгорода с привлечением в установленном порядке специализированных организаций.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93. Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды.
Пунктом 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из представленных в дело доказательств усматривается, что состояние дорожного покрытия в районе дома 65/1 по проспекту Ленина г. Нижнего Новгорода на момент провала транспортного средства истца не соответствовало общим требованиям обеспечения безопасности дорожного движения, что сделало невозможным движение транспортного средства и вызвало необходимость его эвакуации с помощью специальных технических средств.
Таким образом, является соответствующим материалам и обстоятельствам дела вывод суда о том, что ответчиком допущено виновное противоправное поведение - обязанность по содержанию дорожных покрытий надлежащим образом не исполнена, что привело к возникновению убытков у общества с ограниченной ответственностью "Сельта".
Оценив материалы дела в совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о доказанности элементов состава правонарушения, а именно: наличия причинной связи между наступлением убытков у истца и неправомерными действиями ответчика, приведшими к образованию таких убытков, равно как и самого размера убытков и применил к администрации города Нижнего Новгорода ответственность в виде взыскания причиненного вреда.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16 и 1069 Кодекса, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Следовательно, при удовлетворении данных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
Довод администрации о том, что надлежащим ответчиком по делу является муниципальное предприятие "Ремонт и эксплуатация дорог", был предметом рассмотрения и получил надлежащую правовую оценку. Заключение муниципального контракта не исключает ответственности администрации, как органа, осуществляющего контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, за причинение ущерба.
ООО "Сельта" также заявлено требование о взыскании 15 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), а также другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Порядок распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентируется статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В части 2 статьи 110 Кодекса предусмотрено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
При определении разумности пределов расходов на оплату услуг представителя судом принимаются во внимание, в частности, относимость расходов к делу; объем и сложность выполненной работы; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в данном регионе стоимость на сходные услуги с учетом квалификации лиц, оказывающих услуги; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения дела; другие обстоятельства, свидетельствующие о разумности этих расходов (пункт 20 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, с целью защиты интересов в суде ООО "Сельта" понесло судебные издержки в виде расходов на оплату услуг представителя на сумму 15 000 руб. о чем свидетельствует договор на оказание юридических услуг от 15.01.2013 N ГК/8618/13, дополнительное соглашение от 15.05.2014, в соответствии с которыми ЗАО "Тандер" (Исполнитель) обязалось оказать ООО "Сельта" (Заказчик) юридические услуги по иску к администрации города Нижнего Новгорода о взыскании 18 000 руб. убытков.
В подтверждение факта оказания истцу юридических услуг по данному договору и несения в связи с этим расходов ООО "Сельта" представило платежное поручение N 11797 от 25.08.2014 на сумму 15 000 руб.
Признавая разумными понесенные истцом судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 15 000 руб., суд первой инстанции исходил из фактически понесенных обществом судебных издержек в виде оплаты услуг представителя, сложившейся в регионе стоимости оплаты юридических услуг, степени сложности дела, удовлетворения заявленных требований в полном объеме, а также отсутствия мотивированных возражений администрации относительно завышения судебных издержек.
Решение законно и обоснованно, принято при полном, объективном, всестороннем исследовании доказательств, представленных в дело, которым дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Суд не разрешает вопрос о распределении государственной пошлины по апелляционной жалобе, так как заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.10.2014 по делу N А43-12374/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Т.С. Родина |
Судьи |
Н.А. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-12374/2014
Истец: ООО Сельта
Ответчик: Администрация города Нижнего Новгорода
Третье лицо: МП г. Нижнего Новгорода "Ремонт и эксплуатация дорог" Ленинского района