г. Санкт-Петербург |
|
27 января 2015 г. |
Дело N А42-6456/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
от заявителя: Логаева А.А. ( директор);
от заинтересованного лица: не явились (уведомление N 08693)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28062/2014) Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.10.2014 по делу N А42-6456/2014 (судья Фокина О.С.), принятое
по заявлению Мурманского муниципального бюджетного учреждения "Центр организации дорожного движения"
к Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по городу Мурманску
признании незаконным и отмене постановления
установил:
Мурманское муниципальное бюджетное учреждение "Центр организации дорожного движения" (г.Мурманск, ул.Гончарова, д.3.ОГРН 1115190005259, далее - ММБУ"Центр организации дорожного движения", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным постановления ОГИБДД УМВД России по городу Мурманску (г.Мурманск,пр. Героев Североморцев, д.63/24, далее- административный орган) от 19.08.2014 по делу об административном правонарушении 51АЮ N 910111, которым учреждение привлечено к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде 300 000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции заявленные требования учреждения удовлетворены в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УМВД России по г.Мурманску направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в связи с доказанностью события и состава правонарушения.
Представители Управления, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, в соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Представитель учреждения в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Выслушав представителя учреждения, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 04.08.2014 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России по городу Мурманску в ходе контроля за состоянием улично-дорожной сети на дорогах общего пользования на территории города Мурманска при следовании по проспекту героев Североморцев от пресечения с улицей Хлобыстова в сторону пересечения с улицей Лобова, справа перед регулируемым пешеходным переходом в районе строения N 65 по проспекту Героев Североморцев выявлено производство работ на проезжей части по реконструкции светофорного объекта в отсутствие временных дорожных знаков 4.2.2,1.20, 2.3.24 (40 к км/ч),1.25 ППД РФ.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 04.08.2014 с изготовлением фототаблицы (л.д.34-40). Определением от 04.08.2014 в отношении ММБУ "Центр организации дорожного движения" возбуждено административное дело.
07.08.2014 государственным инспектором ОГИБДД в присутствии представителя учреждения составлен протокол об административном правонарушении 51 АЮ N 910110, в котором указано на нарушение ММБУ "Центр организации дорожного движения" пункта 14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее-Основные положения), Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования от 17.03.2004 NОС-28/1270-ис. и Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N1090.
19.08.2014 государственным инспектором ОГИБДД УМВД России по г.Мурманску вынесено постановление 51АЮ N 910111 о привлечении ММБУ"Центр организации дорожного движения" к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение безопасности дорожного движения в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обжаловал его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и отменяя оспариваемое постановление, в полном объеме оценил обстоятельства, установленные по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Статьей 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объектом данного правонарушения выступает безопасность дорожного движения, под которой в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Указанная норма права является бланкетной. Содержание и ремонт автомобильных дорог должны соответствовать установленным правилам, нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
В соответствии со статьей 3 Закона N 196-ФЗ к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения отнесен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 12 данного Закона установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Пунктом 13 Основных положений установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
- содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
- информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
- принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно пункту 14 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями. По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
В соответствии с пунктом 15 указанных Основных положений соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают, в том числе производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспортных средств или пешеходов.
Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования приняты и введены в действие письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис.
В соответствии с пунктом 7.1.6 данных методических рекомендаций при проведении ремонтных работ организация, проводящая работы, принимает необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения. На участках проведения работ (до их начала) устанавливают временные дорожные знаки, сигнальные фонари, ограждающие и направляющие устройства, делают временную разметку проезжей части, а в необходимых случаях устраивают объезд ремонтируемого участка. Ограждение места работ производят с помощью ограждающих щитов, штакетных барьеров, стоек, вешек, конусов, шнуров с цветными флажками, сигнальных огней. Установку технических средств организации движения производят в соответствии с ВСН 37-84. В случае, если ни одна из типовых схем, приведенных в указанной Инструкции, не соответствует условиям проведения работ и организации движения транспортных средств, составляют индивидуальную схему организации дорожного движения.
Схемы организации движения, ограждения мест работ и сроки проведения работ утверждаются руководителем дорожной организации и согласовываются с органами ГИБДД.
Порядок и способы организации движения транспортных средств и пешеходов в местах производства дорожных работ, обеспечивающие безопасность, как работающих на дороге, так и всех участников дорожного движения, определены Инструкцией по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ ВСН37-84, утвержденной Минавтодором РСФСР 05.03.1984 (далее - Инструкция ВСН 37-84).
В силу пункта 1.3 Инструкции до начала дорожных работ дорожная организация должна составить привязанные к местности схемы организации движения транспортных средств и пешеходов на участке проведения работ. На схемах показывают геометрические параметры ремонтируемого участка (ширина проезжей части и обочин, радиусы кривых в плане, продольный уклон, тип покрытия и т.д.) с указанием искусственных сооружений, расположения съездов, разъездов и объездов, мест расстановки дорожных знаков, нанесения при необходимости временной разметки, ограждений, расположения сигнальных фонарей, складирования строительных материалов. На схеме указывают вид и характер дорожных работ, сроки их исполнения, наименование организации, проводящей работы, телефоны и фамилии должностных лиц, составивших схему и ответственных за проведение работ. Схемы организации движения и ограждения мест производства дорожных работ должны быть утверждены руководителем дорожной организации и заблаговременно согласованы с органами Государственной автомобильной инспекции (ГАИ).
Пунктом 1.4. Инструкции предусмотрено, что согласование с ГАИ производится при выполнении всех видов дорожных работ в пределах полосы отвода, за исключением работ по содержанию дорог. В случае устройства объездов должны быть согласованы их маршруты. В местах краткосрочных дорожных работ (ликвидация ямочности, замена дорожных знаков, разметка проезжей части и т.д.), учитывая подвижный характер их проведения, с органами ГАИ согласовывают только схемы организации движения и ограждения с указанием границ участков работ без конкретной привязки к местности.
Пунктом 2.1 Инструкции ВСН 37-84 установлено, что при составлении схем организации движения в местах производства дорожных работ, необходимо выполнение следующих требований:
а) предупредить заранее водителей транспортных средств и пешеходов об опасности, вызванной дорожными работами:
б) четко обозначить направление объезда имеющихся на проезжей части препятствий, а при устройстве объезда ремонтируемого участка - его маршрут;
в) создать безопасный режим движения транспортных средств и пешеходов, как на подходах, так и на самих участках проведения дорожных работ;
Согласно пункту 2.2 Инструкции ВСН 37-84 основными средствами организации движения в местах производства дорожных работ являются временные дорожные знаки, разметка проезжей части, ограждающие и направляющие устройства, и другие технические средства. Под временными дорожными знаками следует понимать те знаки, которые устанавливают только на время проведения дорожных работ;
Таким образом, лица, отвечающие за содержание автомобильных дорог, обязаны обеспечить безопасность пешеходов и транспорта, оградив места выбоин ограждениями, специальными дорожными знаками, а в темное время суток осветить красными или желтыми сигнальными огнями.
Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах, установлены ГОСТ Р 52289-2004.
Пунктом 3.11 ГОСТ Р 52289-2004 определено, что ограждение дорожное: устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с обочины и мостового сооружения ( моста, путепровода, эстакады и т.п), переезда через разделительную полосу, столкновение со встречным транспортным средством, наезда на массовые препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи ( удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограждающее ограждение).
Приложением 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, к числу предупреждающих знаков отнесены знаки: 1.20.1-1.20.3 "Сужение дороги"-сужение с обеих сторон-1.20.1,справа -1.20.2, слева - 1.20.3 и 1.25 "Дорожные работы"; к числу предписывающих знаков отнесен знак: 4.2.2 "Объезд препятствия слева". Объезд разрешается только со стороны, указанной стрелкой; к числу запрещающих знаков отнесен знак 3.24 "Ограничение максимальной скорости". Запрещается движение со скоростью (км/ч), превышающей указанную на знаке.
Согласно пункту 5.2.22 ГОСТа Р 52289-2004 знаки 1.20.1 - 1.20.3 "Сужение дороги" устанавливают вне населенных пунктов перед участками дорог, на которых ширина проезжей части уменьшается более чем на 0,5 м, а в населенных пунктах - на одну полосу или более. Знак 1.20.2 не устанавливают в местах окончания полосы разгона и дополнительной полосы на подъеме.
Предписывающие знаки применяются для введения или отмены режимов движения и устанавливаются непосредственно перед перекрестком, местом разворота, объектом сервиса и т.д., а при необходимости - на расстоянии не более 25 м в населенных пунктах и 50 м - вне населенных пунктов перед ними (раздел 5.5 ГОСТа Р 52289-2004). Знак 4.2.2 "Объезд препятствия слева" применяется для указания направлений объезда начала ограждений, установленных по оси проезжей части, начала разделительной полосы, при поднятых островков безопасности и направляющих островков, различного рода препятствий на проезжей части. Знак устанавливают вне проезжей части в начале разделительных полос, островков и ограждений. При наличии в указанных местах тумбы с внутренним освещением знак устанавливается на ней (пункт 5.5.5 ГОСТа Р 52289-2004).
В силу пункта 5.4.22 ГОСТ Р 52289-2004 знак 3.24 "Ограничение максимальной скорости" применяют для запрещения движения всех транспортных средств со скоростью выше указанной на знаке при необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке.
В соответствии с Инструкцией размещать на проезжей части и обочинах дорожные машины, инвентарь, материалы для ремонта до полного обустройства ремонтируемого участка временными знаками и ограждениями запрещается. К выполнению дорожных работ, в том числе размещению дорожных машин, инвентаря, материалов, нарушающих режим движения, разрешается приступать после полного обустройства места работ всеми необходимыми временными дорожными знаками и ограждениями. За границы участка дорожных работ следует считать первое и последнее ограждающее средство, установленное на проезжей части, обочине или тротуаре и изменяющее направление движения. Применяемые при дорожных работах временные дорожные знаки, ограждения и другие технические средства (конусы, вехи, стойки, сигнальные шнуры, сигнальные фонари, разметка и т.д.) устанавливают и содержат, организации, выполняющие дорожные работы (пункты 1.11, 1.12, 1.13, 1.15).
При этом согласно пункту 2.4 Инструкции расстановку знаков, ограждающих и направляющих устройств необходимо осуществлять с конца участка, наиболее удаленного от места работ, причем в первую очередь со стороны, свободной от дорожных работ. Сначала устанавливают дорожные знаки, затем ограждающие и направляющие устройства. Снятие знаков, ограждающих и направляющих устройств производится в обратной последовательности.
Актом выявленных недостатков от 04.08.2014, фототаблицей, объяснениями мастера учреждения Глухова А.М. от 04.08.2014, протоколом об административном правонарушении от 07.08.2014 подтверждается, что 04.08.2014 в месте запланированного производства работ по замене лампового светофорного объекта на светодиодный по пр. Героев Североморцев в районе строения N 65 учреждением было размещено транспортное средство - эвакуатор, а также установлены конусы. При этом данное транспортное средство и конусы были расположены на проезжей части автомобильной дороги перед регулируемым пешеходным переходом, справа, дорожные знаки, необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения при проведении дорожных работ, выставлены не были (в частности, отсутствовали знаки, предупреждающие о сужении дороги, ограничении скорости, а также предписывающий дорожный знак 4.2.2 "Объезд препятствия слева").
Факт нахождения эвакуатора и конусов на проезжей части при отсутствии предусмотренных ГОСТ Р 52289-2004, Инструкцией дорожных знаков отчетливо зафиксирован фотоматериалами, приложенными к акту проверки, иного учреждением не доказано. Судом обоснованно не принята ссылка на отсутствие на спорном объекте каких-либо работ, поскольку в данном случае вменяемое учреждению нарушение выразилось в размещении на проезжей части эвакуатора и конусов без надлежащего предупреждения участников дорожного движения о фактическом сужении дороги до одной полосы.
Объективной стороной рассматриваемого правонарушения является как ненадлежащий ремонт и содержание дорог, носящие ежедневный и систематический характер, так и единичные и разовые случаи непринятия мер по устранению помех, запрещению и ограничению движения на недопустимых для таких целей участках дорог, безусловно, носящих временный характер.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела полностью доказана вина учреждения в совершении административного правонарушения, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ММБУ "Центр организации дорожного движения" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При оценке степени вины учреждения, апелляционный суд пришел к выводу, что учреждением не соблюден принцип приоритета жизни и здоровья участников дорожного движения.
Процессуальных нарушений при привлечении учреждения к административной ответственности не допущено. В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции не было выявлено нарушений, допущенных заинтересованным лицом при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемого постановления. Сроки привлечения к административной ответственности инспекцией соблюдены.
Поскольку законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности, то суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями, содержащимися в статье 71 АПК РФ, конкретные обстоятельства дела, при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам; вреда, причиненного личности, обществу или государству; незначительной степени социальной опасности деяния и отсутствии направленности действий заявителя на нарушение закона (нарушение не носило умышленного характера), правомерно посчитал возможным применить в данном случае статью 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признать допущенное административное правонарушение малозначительным и освободить учреждение от административной ответственности.
В апелляционной жалобе Управление МВД России по г.Мурманску свои доводы относительно необоснованности применения судом первой инстанции положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не изложило.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную и объективную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 22 октября 2014 года по делу N А42-6456/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по городу Мурманску - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6456/2014
Истец: МУРМАНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"
Ответчик: Управление Министерства внутренних дел РФ по г. Мурманску