Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2013 г. N 13АП-1282/13
г. Санкт-Петербург |
|
04 марта 2013 года |
Дело NА56-57819/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2013 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Павлов Л.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1282/2013) ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2012 по делу N А56-57819/2012 (судья Боровлев Б.Ю.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Амбассадор-травел" к ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области
об оспаривании постановления от 18.09.2012
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Амбассадор-травел" (ОГРН 1034700872348; 188800, Ленинградская область, Выборгский р-н, г. Выборг, пр-кт Ленина, д. 14А; далее - заявитель, общество, ООО "Амбассадор-травел") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Инспекции ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области (188800, Ленинградская область, г. Выборг, ул. Гагарина, д. 27а; далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) от 18.09.2012 N 15-04/2498/205 о назначении административного наказания.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Решением от 26.11.2012 требование общества удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган направил апелляционную жалобу, в которой просил решение от 26.11.2012 отменить. Податель жалобы считает, что заявитель является платежным агентом и на него распространяются обязанности, установленные Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
Представитель ООО "Амбассадор-травел", извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие по правилам статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании поручения 29.08.2012 N 04/2498 сотрудниками налогового органа проведена проверка деятельности ООО "Амбассадор-травел", в ходе которой установлено, что между ООО "Амбассадор-травел" (турагент) и туроператорами (ООО "Библио-Трэвел", ООО "Верса", ООО "Солвекс-Турне") заключены агентские договоры, в соответствии с которыми заявитель осуществляет комплекс услуг по реализации туристского продукта. Реализация туристского продукта осуществляется обществом на основании заключаемых с гражданами договоров, в которых указано, что туристский продукт включает в себя комплекс услуг, в том числе размещение в отеле, перевозку, трансфер, питание и др.
По результатам проверки инспекция пришла к выводу о том, что осуществляемая обществом деятельность подпадает под сферу регулирования Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ). При этом общество, являясь платежным агентом, в нарушение названного Закона не использует специальный банковский счет для приема платежей наличными денежными средствами от физических лиц в счет оплаты тура туроператору.
По результатам проверки составлен акт от 12.09.2012 N 15-04/2498. Усмотрев в действиях ООО "Амбассадор-травел" признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), уполномоченное должностное лицо налогового органа 12.09.2012 составило протокол об административном правонарушении N 15-04/2498/205.
Постановлением от 18.09.2012 N 15-04/2498/205 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 40 000 руб. штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Признавая незаконным оспариваемое обществом постановление инспекции, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Применительно к обстоятельствам данного дела, объективной стороной вмененного обществу административного правонарушения является неиспользование специального банковского счета для зачисления принимаемых от граждан платежей наличных денежных средств. Общество, по мнению инспекции, является платежным агентом, а, следовательно - субъектом правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 103-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В статье 2 закона N 103-ФЗ установлены, в том числе следующие понятия:
плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Частью 1 статьи 3 данного Закона установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Из смысла указанных норм следует, что деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг, платежный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
В соответствии со статьей 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (часть 14).
Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (часть 15).
В силу статьи 1 Федерального Закона "Об основах туристской деятельности в РФ" N 132-ФЗ от 24.11.1996 турагентская деятельность - это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Вместе с тем из вышеприведенных положений Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" следует, что его действие распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги -приему платежей, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком.
В данном случае налоговый орган не оспаривает, что прием платежей от физических лиц направлен на исполнение последними денежных обязательств не перед туроператором, сформировавшим туристический продукт, а перед турагентом, осуществляющим реализацию туристических путевок.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действие Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", не распространяется на ООО "Амбассадор-травел", который платежным агентом не является.
Таким образом, общество не является субъектом вменяемого правонарушения, в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
В связи с изложенным, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2012 по делу N А56-57819/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Судья |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.