г. Челябинск |
|
28 января 2015 г. |
Дело N А47-9991/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал города Орска" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 ноября 2014 г. по делу N А47-9991/2014 (судья Сиваракша В.И.), рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал города Орска" (далее - заявитель, общество, ООО "Орск Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, жилищная инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 02.09.2014 N 38/01-478-2014 о назначении административного наказания по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Орск Водоканал" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, прекратить производство по делу.
По мнению подателя апелляционной жалобы, привлечение его к административной ответственности за выявленные в ходе проведения проверки нарушения, а именно, пониженное давление в системе холодного водоснабжения на вводе в дом в 9-ти этажном доме N 5 "А" по ул. Попова, незаконно. Как указал заявитель, проектом водоснабжения г. Орска предусмотрено обеспечить напором здания не выше пятиэтажной застройки, так как процент застройки выше пяти этажей незначительный и составляет примерно 7% жилого фонда, гарантированное давление в уличных водопроводных сетях предусмотрено 2,5 кг.с/см2. Со времени постройки, модернизация городских систем водоснабжения не финансировалась и не производилась.
Нарушение работы системы холодного водоснабжения возникло ввиду того, что повысительная насосная станция по ул. Попова в доме 5а не функционирует, кроме того, указанная станция на обслуживание ООО "Орск Водоканал" не передавалась, соответственно, в обязанности заявителя не входит ее эксплуатация, текущий и капитальный ремонты.
Следовательно, ООО "Орск Водоканал" исполнило свои обязанности по поставке питьевой воды в соответствии с существующими мощностями, предусмотренными проектом водоснабжения г. Орска.
До судебного заседания заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым полагает решение арбитражного суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, сотрудниками административного органа на основании распоряжения (приказа) от 04.08.2014 N 2477, по обращению гражданки Бобровой Л.В., проведена внеплановая выездная проверка ООО "Орск Водоканал" по контролю за соблюдением правил предоставления коммунальных услуг гражданам в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Попова, д. 5 а, кв. 107.
В ходе проведения проверки (25.07.2014 в часы вечернего максимума с 19 час. 30 мин. до 20 час. 00 мин) установлены следующие нарушения: давление в системе холодного водоснабжения в точке разбора квартир N 103 (8 эт.) соответствовало - 0,4 кгс/кв. см., кв. N 104 (8 эт.) соответствовало - 0,4 кгс/кв. см., кв. N 109 (9 эт.) соответствовало: ванная комната - 0,15 кгс/кв. см., кухня - 0,0 кгс/кв см.; давление в системе холодного водоснабжения на вводе в дом у внешней границы стены многоквартирного дома соответствовало 3,0 кгс/кв. см.
Указанные факты свидетельствуют о нарушении обществом п. 5.11 СП 31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*", п.п. "а" п. 31, п. 3 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Вследствие чего, жилищной инспекцией 07.08.2014 в отношении ООО "Орск Водоканал" составлен протокол об административном правонарушении N ПЛ-2277 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
02.09.2014, административным органом, в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 38/01-478-2014, о привлечении ООО "Орск Водоканал" к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 5 000 рублей.
Считая вынесенное постановление административного органа незаконным, ООО "Орск Водоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования общества, суд первой инстанции исходил из наличия объективной стороны административного правонарушения, а также доказанности вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Указанные выводы суда первой инстанции следует признать законными и обоснованными.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения по данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил N 354 предусмотрено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
Исполнитель коммунальных услуг - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Пунктом 6 Правил установлено, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги, в том числе: холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктом "а" пункта 33 Правил N 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно пунктам 149, 150 Правил N 354 за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Таким образом, субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ может являться лишь лицо, признаваемое в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами N 354 исполнителем коммунальных услуг.
Для установления состава данного административного правонарушения необходимо доказать наличие взаимосвязи между фактом несоблюдения установленных норм давления в системе холодного водоснабжения и ненадлежащим исполнением обязанности по поставке коммунального ресурса, в том числе холодной воды.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В ходе проверки установлено, что договором на обеспечение питьевой водой, водоотведение и очистку сточных вод (для собственников, избравших непосредственное управление многоквартирным домом) от 01.06.2011 предусмотрено, что ООО "Орск Водоканал" несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, а также водоотведения на границе сетей, по водопроводным сетям на границе эксплуатационной ответственности проходящей по наружному обрезу фундамента дома (пункт 1.2).
Между ООО "Орск Водоканал" и Администрацией г. Орска заключен договор аренды нежилого недвижимого имущества N 1201 от 01.08.2007 по передаче во временное владение и пользование, на условиях аренды, муниципального недвижимого имущества в соответствии с приложением N 1, в целях осуществления уставной деятельности общества по водоснабжению и водоотведению потребителей города.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ООО "Орск Водоканал" обязано обеспечить свободный напор в наружной сети не менее 4,2 кг/кв.см до внешней границы стен (фундамента) многоквартирного дома N 5 а по ул. Попова в г. Орске. Кроме того, общество, являясь исполнителем коммунальной услуги для многоквартирного дома N 5а по ул. Попова, вступив в непосредственные отношения с потребителями по предоставлению коммунальных услуг - холодного водоснабжения собственникам (жителям) многоквартирного дома, обязано обеспечить величину требуемого напора в точке границы эксплуатационной ответственности.
Согласно пункту 3 Приложения 1 к Правилам N 354, давление в системе холодного водоснабжения в точке разбора должно соответствовать от 0,3 кгс/кв. см до 6,0 кгс/кв. см. Отклонение давления не допускается.
В соответствии с примечанием к приложению к Правилам N 354 точкой разбора принимается водоразборный кран в квартире потребителя, давление холодной воды должно соответствовать не менее 0,3 кгс/кв. см.
Параметры на вводе в дом для обеспечения коммунальной услуги (холодное водоснабжение) надлежащего качества определены п. 5.11 СП 31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*, так, на вводе в дом минимальный свободный напор над поверхностью земли должен приниматься при одноэтажной застройке не менее 10 м, при большей этажности на каждый этаж следует добавлять 4 м.
По результатам проверки составлены акты замеров давления в системе холодного водоснабжения на границе раздела, а также в квартирах N N 103, 104, 107, 108 жилого дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Попова, д. 5а, от 06.08.2014, величина требуемого напора в наружной сети для девятиэтажного дома должна соответствовать не менее 42 метрам водяного столба. Между тем, в соответствии с актом проверки N А-2477 от 06.08.2014 года минимальная величина давления в точке границы эксплуатационной ответственности в часы вечернего максимума составила 3,0 кгс/кв.см, что эквивалентно 30 метрам водяного столба. Таким образом, расчетный требуемый напор превышает установленный напор в ходе проверки в наружной сети на 12 метров водяного столба. Следовательно, располагаемый напор в наружной водопроводной сети (3,0 кгс/кв.см) недостаточен для водоснабжения жилого дома N 5а по ул. Попова в г. Орске.
Исходя из вышеизложенного, ООО "Орск Водоканал" обязано обеспечить свободный напор в наружной сети не менее 4,2 кг/кв.см. до внешней границы стен (фундамента) многоквартирного дома N 5 А по ул. Попова в г. Орске, чего сделано не было.
При таких обстоятельствах, суд правомерно посчитал установленным факт наличия в действиях ООО "Орск Водоканал" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество, при необходимой степени заботливости и осмотрительности имело возможность соблюдать требования действующего законодательства, однако, не предприняло всех зависящих мер для его соблюдения.
С учетом изложенного, административным органом доказана вина ООО "Орск Водоканал" в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Жилищной инспекцией применен минимальный штраф, установленный в санкции статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод апелляционной жалобы о том, что в многоквартирном жилом доме N 5а по ул. Попова имеется повысительная насосная станция, которая не функционирует, обществу не передавалась, был проверен и обоснованно отклонен судом первой инстанции. Исполнитель, являющийся поставщиком холодной воды, несет ответственность за качество предоставляемой услуги вне зависимости от действий лица, оказывающего исполнителю услуги по передаче недвижимого имущества в аренду, соответственно, вопрос о нахождении повысительной насосной станции во владении и пользовании общества не имеет правового значения для установления объективной стороны вмененного заявителю правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются как несостоятельные, основанные на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции верно, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку апелляционные жалобы по делам об административных правонарушениях государственной пошлиной не облагаются, излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 2 000 руб. подлежит возврату ООО "Водоканал города Орска" из федерального бюджета
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 ноября 2014 г. по делу N А47-9991/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал города Орска" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал города Орска" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2 000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 2197 от 27 ноября 2014 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья В.В.Баканов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-9991/2014
Истец: ООО "Водоканал города Орска"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области