г. Саратов |
|
28 января 2015 г. |
Дело N А57-8391/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" января 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Каплина С.Ю., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АББат М"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 октября 2014 года по делу N А57-8391/2014 (судья Бобунова Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АББат М" (410003, г. Саратов, ул. Большая Горная, 147/153, ИНН 6450938704, ОГРН 1096450004320)
заинтересованные лица: территориальное Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (410028,г. Саратов, ул. Вольская, 7, ИНН 6454072991, ОГРН 1056405407332), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (410028, г. Саратов, ул. Вольская, 7, ИНН 6454073184, ОГРН 1056405410137)
о признании незаконными пунктов 1, 2 предписания Управления Роспотребнадзора по Саратовской области N 306/89 от 28 марта 2014 года, которым ООО "АББат М" предписано:
- пункт 1 - "произвести расчеты, обосновывающие соответствие нормам естественного освещения и безопасность деятельности ПЭВМ для здоровья работающих при эксплуатации ПЭВМ в помещениях без естественного освещения, в соответствии с требованиями п. 3.1 СарПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы",
- пункт 2 - "предоставить в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове расчет класса опасности отхода, в соответствии с п. 2.9, 2.10 СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления",
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "АББат М" - представитель Ефимова А.Н., по доверенности N 17/01.2015 от 20.01.2015
без участия в судебном заседании представителей: территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (почтовые уведомления N 95816, N 95817 приобщены к материалам дела)
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "АББат М", г. Саратов (далее - ООО "АББат М", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконными пунктов 1, 2 предписания Управления Роспотребнадзора по Саратовской области N 306/89 от 28 марта 2014 года, которым ООО "АББат М" предписано:
- пункт 1 - "произвести расчеты, обосновывающие соответствие нормам естественного освещения и безопасность деятельности ПЭВМ для здоровья работающих при эксплуатации ПЭВМ в помещениях без естественного освещения, в соответствии с требованиями п. 3.1 СарПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы",
- пункт 2 - "предоставить в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове расчет класса опасности отхода, в соответствии с п. 2.9, 2.10 СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28 октября 2014 года по делу N А57-8391/2014 заявленные требования ООО "АББат М", г.Саратов удовлетворены в части.
Признан недействительным пункт 1 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области от 28 марта 2014 года.
В части признания недействительным пункта 2 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области от 28 марта 2014 года - отказано.
С Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, г. Саратов в пользу ООО "АББат М", г. Саратов в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 2 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, ООО "АББат М" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части признания недействительным пункта 2 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области от 28 марта 2014 года отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "АББат М" поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 (ч.5) - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Должностными лицами, главными специалистами ТУ Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове Лазаревой Г.Е., Меньшининой И.В., ведущим специалистом-экспертом ТУ Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове Мясниковой И.В., специалистом-экспертом Турдаковой Л.А. проведена плановая выездная проверка ООО "АББат М" по адресам: г. Саратов, ул. Московская, д. 66; г. Саратов, ул. Тулупная, д. 2; г. Саратов, пр. им. 50 лет Октября, д. 116 "А".
В ходе проведения проверки выявлены нарушения ООО "АББат М" санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений, а именно: допускается эксплуатация ПЭВМ на рабочих местах в торговом зале, кабинете заведующей, материальных без естественного освещения; однако расчеты, обосновывающие соответствие нормам естественного освещения и безопасность деятельности для здоровья работающих, не проведены, в результате чего нарушены требования ст. 11, 24 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 3.1 СанПиН 2.2./2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте проверки N 306 от 28.03.2014.
28 марта 2014 года по результатам рассмотрения материалов проверки, акта проверки N 306 от 28.03.2014 административным органом в адрес ООО "АББат М" вынесено предписание N 306/89 об устранении нарушений законодательства, в соответствии с которым на общество возложена обязанность в срок до 16.06.2014 произвести расчеты, обосновывающие соответствие нормам естественного освещения и безопасность деятельности ПЭВМ для здоровья работающих при эксплуатации ПЭВМ в помещениях без естественного освещения, в соответствии с требованиями п. 3.1 СарПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы; в срок до 30.04.2014 предоставить в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове расчет класса опасности отхода, в соответствии с п. 2.9, 2.10 СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления; в срок до 30.04.2014 предоставить в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове данные о прохождении периодического медицинского осмотра сотрудников аптечного пункта с указанием медицинской организации.
Полагая п. 1, 2 предписания несоответствующим законодательству и нарушающим права и законные интересы, ООО "АББат М" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемое предписание в части пункта 1 является неисполнимым, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "АББат М" в части признания недействительным пункта 1 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области от 28 марта 2014 года.
Вместе с тем, в связи с тем, что общество не определило класс опасности отходов по степени воздействия на человека, а также обществом не согласованы классы отходов с Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области, суд первой инстанции пришёл к выводу о законности пункта 2 оспариваемого предписания.
Не соглашаясь с данным выводом суда первой инстанции, общество "АББат М" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой ссылается на то, что в процессе осуществления ООО "АББат М" фармацевтической деятельности, у общества образуются только медицинские отходы, на которые не распространяются СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления" утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 16.06.2003.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В силу части 2 статьи 14 указанного Федерального закона юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.06.2003 N 144 введены в действие Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03).
Пунктом 1.2 СП 2.1.7.1386-03 устанавливаются гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека.
Согласно пункту 1.4 СП 2.1.7.1386-03 требования правил являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления.
В соответствии с пунктом 2.1 СП 2.1.7.1386-03 отходы по степени воздействия на человека и окружающую среду распределяются на четыре класса опасности: 1 класс - чрезвычайно опасные; 2 класс - высокоопасные; 3 класс - умеренно опасные; 4 класс - малоопасные.
Пунктом 2.2 СП 2.1.7.1386-03 установлено, что определение класса опасности отхода осуществляется в соответствии с настоящими правилами, аккредитованными для данного вида работ организациями.
Пунктом 2.10 СП 2.1.7.1386-03 предусмотрено, что установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.
Таким образом, санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03 установлена самостоятельная обязанность по определению классов опасности отходов по отношению к санитарно-эпидемиологическому благополучию человека в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека, а также по согласованию их с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.
В нарушение указанных норм, общество не согласовало классы опасности отходов производства и потребления образующихся в ходе его хозяйственной деятельности, с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль на соответствующей территории, не направило предусмотренные разделом 6 СП 2.1.7.1386-03 сведения в соответствующий территориальный отдел для утверждения класса опасности.
Указанное заявителем не оспаривается, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В апелляционной жалобе ООО "АББат М" ссылается на то, что у него отсутствует обязанность по предоставлению сведений по согласованию классов опасности отходов производства и потребления образующихся в ходе его хозяйственной деятельности, поскольку все отходы образующиеся в организациях при осуществлении медицинской или фармацевтической деятельности относятся в соответствии со статьёй 49 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к медицинским отходам, на которые в свою очередь не распространяются требования предусмотренные п.п 2.9, 2.10 СП 2.1.7.1386-03.
Суд апелляционной инстанции полагает несостоятельным данный довод заявителя в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 49 ФЗ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" имеется определение "медицинские отходы" - это все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях...".
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом МПР России от 02.12.2002 года N 786, имеются следующие виды медицинских отходов: код 97 000000 00 00 0 - медицинские отходы (больниц и лечебно-оздоровительных учреждений) и код 97 100000 00 00 0 - медицинские отходы, а также отходы фармацевтической продукции и гигиенических средств - код 56 000000 00 00 0.
Как правильно указал суд первой инстанции понятие "Медицинских отходов", данное в законе N 323 - ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", не означает, что у общества образуются только медицинские отходы и нe образуются другие отходы в процессе производственной деятельности.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "АББат М" осуществляет следующие виды деятельности: фармацевтическая деятельность, прочая оптовая торговля, розничная торговля в неспециализированных магазинах, розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, табачные изделия в специализированных магазинах, розничная торговля ортопедическими изделиями, розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами, розничная торговля фотоаппаратурой, оптическими и точными приборами, деятельность автомобильного грузового транспорта хранение и складирование (справка о видах деятельности ООО "АББат М" от 17.10.2014).
В процессе деятельности ООО "АББат М" образуются следующие виды отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (код 353 301 00 13 01 1); отходы упаковочные материалов из бумаги и картона не загрязненные (отходы упаковочной бумаги и картона) код 187 102 00 01 000; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код 912 004 00 01 00 4; прочие коммунальные отходы (смет с территории) код 990 000 00 00 00 0 и другие виды отходов, которые не учтены юридическим лицом (обтирочный материал, загрязненный маслами, обтирочный материал, загрязненный маслами, отработанные аккумуляторы, отработанные индустриальные масла и др. отходы).
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом МИР России от 02.12.2002 г. года N 786 отходы: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; отходы упаковочные материалов из бумаги и картона не загрязненные (отходы упаковочной бумаги и картона); мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); прочие коммунальные отходы (смет с территории), образующиеся в ООО "АББат М" не относятся к медицинским отходам и фармацевтическим отходам.
По физико-химическому составу образующиеся на предприятии ООО "АББат М" отходы: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, отходы упаковочные материалов из бумаги и картона не загрязненные (отходы упаковочной бумаги и картона), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, прочие коммунальные отходы (смет с территории), обтирочный материал, загрязненный маслами, обтирочный материал, загрязненный маслами, отработанные аккумуляторы, отработанные индустриальные масла и др. отводы ни чем не отличаются от отходов образующихся на других предприятиях, которые так же обязаны определять класс опасности токсичных отходов.
Учитывая изложенное, в результате деятельности общества образуются следующие отходы: (ртутные лампы - отходы 1 класса опасности, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - отходы 4 класса опасности, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - отходы 5 класса опасности, прочие коммунальные отходы (смет с территории).
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что обществом не выполняются санитарно-эпидемиологические требования в области деятельности по обращению с опасными отходами: не определены классы опасности отходов производства и потребления по степени воздействия на человека и окружающую среду; класс опасности отходов каждой образующейся партии не согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, что является нарушением требований статей 11, 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999, пп. 1.2, 1.4, п. 2.9, п. 2.10 СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку заявитель осуществляет деятельность в области обращения с отходами, пункт 2 оспариваемого предписания соответствует требованиям закона и не нарушает права общества.
Таким образом, пункт 2 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области от 28 марта 2014 года вынесен в соответствии с требованиями Закона об отходах, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает принятое судом первой инстанции решение в обжалованной части законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу ООО "АББат М" следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ООО "АББат М".
Руководствуясь статьями 268 (ч.5) - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 октября 2014 года по делу N А57-8391/2014 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
С.Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8391/2014
Истец: ООО "АББат М"
Ответчик: Управление федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (территориальный отдел в г. Саратове), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области Территориальный отдел в городе Саратове
Третье лицо: Управение Роспотребнадзора по Саратовской обалсти, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области