г. Москва |
|
28 января 2015 г. |
Дело N А40-79578/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Марковой Т.Т., Румянцева П.В., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трескиной М.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы УФАС по г. Москве, Алексеевой К.Л.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.09.2014 по делу N А40-79578/14 принятое судьей Ласкиным Л.В. (шифр судьи: 146-398)
по заявлению ОАО "МОЭСК" (ОГРН 1057746555811, 115114, г.Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 3, стр. 2)
к УФАС по г. Москве (ОГРН 1037706061150, 119017, г. Москва, Пыжевский пер., д. 6)
третье лицо: Алексеева К.Л.
о признании недействительными решения и предписания
при участии:
от заявителя: |
Мельников Д.В. по доверенности от 19.12.2013; |
от ответчика: |
Айнутдинов Р.Ф. по доверенности от 25.11.2014; |
от третьего лица: |
Чеверев А.В. по доверенности от 14.01.2014; Прозорова Е.В. по доверенности от 17.10.2014; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось Открытое акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службе по Москве о признании недействительными решения от 01 апреля 2014 г. N 1-10-2173/77-13 и предписания от 01 апреля 2014 г. N 1-10-2173/77-13.
В качестве третьего лица привлечена Алексеева К.Л.
Решением суда от 08.09.2014 признаны недействительными решение от 01 апреля 2014 г. N 1-10-2173/77-13 и предписание от 01 апреля 2014 г. N 1-10-2173/77-13 Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве в связи с их несоответствием Федеральному закону от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". При этом суд исходил из того, что, осуществляя технологическое присоединение жилого помещения, ОАО "МОЭСК" обязано выполнить строительно-монтажные работы, равно как и реализовать обязанность по урегулированию отношений с третьими лицами, только до границ многоквартирного жилого дома, исключая работы во внутридомовой электрической сети.
С решением суда не согласились ответчик - УФАС по г. Москве и третье лицо - Алексеева К.Л. и обратились с апелляционными жалобами.
Ответчик просит отменить решение суда, заявление оставить без удовлетворения. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что выводы суда не соответствуют фактически обстоятельствам дела и нормам материального права.
Третье лицо просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование своих требований третье лицо ссылается на то, что границы участка Алексеевой К.Л. для осуществления технологического присоединения в раках договора N ИА-12-302-4790(930028) от 12.12.2012 находятся в границах жилого помещения, в квартире, принадлежащей Алексеевой К.Л. на праве собственности.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п.п.1 и 5.3.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, в том числе осуществляющим контроль и надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации антимонопольного законодательства; за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка; за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа),
В соответствии с п.5.3.6, 5.3.10 Положения о Федеральной антимонопольной службе Федеральная антимонопольная служба проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, а также возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Согласно п.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Как следует из материалов дела 12 ноября 2012 года ОАО "МОЭСК" и Алексеевой К.Л. заключен договор N ИА-12-302-4790(930028) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор). Согласно условиям договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя в жилой квартире.
Согласно техническим условиям для присоединения к электрическим сетям N И-12-00-930028/103, (приложение N 1 договору), сетевой организации надлежит осуществить реконструкцию существующего ВРЩ 0,4 кВ N 122382 или установку и монтаж нового ВРЩ 0,4 кВ по ТУ собственника для подключения КЛ 0,4 кВ большего сечения, прокладываемых по ТЗ N И-12-00-930028/103.
В адрес УФАС по г. Москве поступило заявление Алексеевой К.Л. по вопросу нарушения ОАО "МОЭСК" правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861.
В решении антимонопольного органа установлено, что Алексеевой К.Л. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: г. Москва, пер. Петроверигский, д. 6-8-10, строение 4. Алексеева К.Л. в целях исполнения возложенных на нее мероприятий техническими условиями от 12.11.2012 г. N И-12000-930028/103, а именно реконструкцию ВРЩ дома обратилась к балансодержателю (владельцу) сети (ООО УК "Дом-Мастер") по вопросу реконструкции вводно-распределительного щита жилого многоквартирного дома. ООО УК "Дом-Мастер" письмом от 23.05.2013 N 1810/ж13 сообщило Алексеевой К.Л., что вопрос технологического присоединения ее энергопринимающих устройств будет рассмотрен после выполнения ОАО "МОЭСК" обязательств, возложенных на него Техническими условиями N И-12-00-930028/103.
Алексеева К.Л. 27.05.2013 сообщила ОАО "МОЭСК" о необходимости выполнения возложенных на сетевую организацию мероприятий в рамках технологического присоединения объекта Алексеевой К.Л. к электрическим сетям ОАО "МОЭСК, а именно прокладку одной кабельной линии 1кВ от ближайшей трансформаторной подстанции 23796 "Б", демонтаже существующей кабельной линии 1 кВ направлением ТП23796- ввод "Б".
Однако ОАО "МОЭСК" не выполнило комплекс работ необходимых для технологического присоединения энергопринимающих устройств Алексеевой К.Л. и технологическое присоединение объекта Алексеевой К.Л. к электрическим сетям не осуществлено.
Решением УФАС по г. Москве от 01.04.2014 г. по делу N 1-10-2173/77-13 установлен в действиях ОАО "МОЭСК" факт нарушения части статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям на территории г. Москвы (в границах присоединенной электрической сети) путем нарушения сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Алексеевой К.Л., расположенных к квартире по адресу: г. Москва, пер. Петроверигский, д.6-8 стр.4, результатом которого явилось ущемление интересов Алексеевой К.Л. Решено выдать ОАО "МОЭСК" предписание о прекращении нарушении антимонопольного законодательства, материалы дела N 1-10-2173/77-13 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования и принятия мер в соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ.
В Предписании от 01.04.2014 г. ОАО "МОЭСК" предписано в месячный срок с даты получения настоящего Предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям на территории г. Москвы (в границах присоединенной электрической сети) путем нарушения сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств квартиры Алексеевой К.Л. ОАО "МОЭСК" в месячный срок с даты получения настоящего Предписания совершить действия по фактическому присоединению энергопринимающих устройств объекта Алексеевой К.Л., и направленные на составление акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей между ОАО "МОЭСК" и Алексеевой К.Л. Предписано ОАО "МОЭСК" о выполнении пунктов 1, 2 настоящего Предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в пятидневный срок с даты окончания срока исполнения указанных пунктов.
В соответствии с пунктом ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее- Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие).
Согласно п. 16.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила) заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с п.16.3 Правил обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
На основании п. 16 Правил договор должен содержать следующие существенные условия:
а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики: 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
Согласно п. 5 договора N ИА-12-302-4790 (930028) срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
В силу п. 7 Правил мероприятия по технологическому присоединению включают в себя: осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям; фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"); составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони.
Согласно п. 19 Правил по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения и акт согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
На момент заключения договора N ИА-12-302-4790 (930028) п. 16.1 Правил действовал в редакции постановления Правительства Российской Федерации Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 N 334, в соответствии с которым потребители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, а до границ участка потребителей балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и потребителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Энергопринимающие устройства Алексеевой К.Л. находятся в границах жилого помещения, в квартире, принадлежащей Алексеевой К.Л. на праве собственности.
Таким образом, обязательства сетевой организации в рамках договора, в том числе урегулирование вопросов с третьими лицами за границами помещения, принадлежащего Алексеевой К.Л., в котором находятся его энергопринимающие устройства, относится на сетевую организацию.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании ст. 2 Федерального закона "Об электроэнергетике" законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, сетевая организация обязана была исполнить положения договора в соответствии с Правилами, действовавшими в редакции на момент заключения договора и исполнить свои обязательства перед потребителем путем согласования мероприятий по технологическому присоединению с третьими лицами за границами помещения, принадлежащего третьему лицу.
Поскольку в договоре технологического присоединения потребитель является более слабой стороной, он должен обладать определенными гарантиями и повышенной защитой в правоотношениях с сетевой организацией.
Действия общества, выразившееся в неисполнении ОАО "МОЭСК" надлежащим образом обязательств по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта Алексеевой К.Л, в части нарушения сроков технологического присоединения, установленных Правилами и договором от 12.12.2012 г. N ИА-12-302-4790 (930028) повлекло ущемление интересов третьего лица и правильно квалифицировано антимонопольным органом по ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, оспариваемые решение и предписание не противоречат закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в удовлетворении заявления Открытого акционерного общества "МОЭСК" о признании недействительными решения от 01.04.2014 г. и предписания от 01.04.2014 г. УФАС по г. Москве по делу N 1-10-2173/77-13 следует отказать.
В соответствии со ст. ст. 110, 112 АПК РФ с Открытого акционерного общества "МОЭСК" подлежат взысканию в пользу Алексеевой Ксении Львовны расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 100 рублей. С Открытого акционерного общества "МОЭСК" подлежит взысканию в доход Федерального бюджета государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 900 рублей.
В соответствии со ст. 104 АПК РФ Открытому акционерному обществу "МОЭСК" подлежит возврату из Федерального бюджета государственная пошлина по заявлению в размере 2000 рублей. Алексеевой Ксении Львовне подлежит возврату из Федерального бюджета государственная пошлина по апелляционной жалобе, как излишне уплаченная в размере 1 900 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.09.2014 по делу N А40-79578/14 отменить.
В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества "МОЭСК" о признании недействительными решения от 01.04.2014 г. и предписания от 01.04.2014 г. УФАС по г. Москве по делу N 1-10-2173/77-13 отказать.
Возвратить Открытому акционерному обществу "МОЭСК" из Федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Взыскать с Открытого акционерного общества "МОЭСК" в пользу Алексеевой Ксении Львовны расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 100 (сто) рублей.
Взыскать с Открытого акционерного общества "МОЭСК" в доход Федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 900 (девятьсот) рублей.
Возвратить Алексеевой Ксении Львовне из Федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе, как излишне уплаченную в размере 1 900 (одной тысячи девятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79578/2014
Истец: ОАО "МОЭСК"
Ответчик: УФАС по г. Москве
Третье лицо: Алексеева К. Л., Алексеева Ксения Львовна