г. Саратов |
|
28 января 2015 г. |
Дело N А12-33622/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей С.А. Жаткиной, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 ноября 2014 года по делу N А12-33622/2014, (судья Лаврик Н.В.),
по иску Администрации Преображенского сельского поселения Киквидзенкого муниципального района Волгоградской области (403221, Волгоградская обл., Киквидзенский р-он, ст.Преображенская, ул. Мира, д. 44; ИНН 3411006893, ОГРН 1053457065441)
к Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 5; ИНН 3444080684, ОГРН 1023403453072),
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Администрации Киквидзенского муниципального района (403221, Волгоградская обл., Киквидзенский р-он, ст.Преображенская, ул. Мира, д. 55; ИНН 3411014252, ОГРН 1023405781442),
общества с ограниченной ответственностью "Гранит" (403262, Волгоградская обл., Алексеевский р-он, ст.Аржановская; ИНН 3401003727, ОГРН 1023405775920),
Министерства финансов Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Порт-Саида, 7; ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922)
о взыскании 1 005 600 рублей,
при участии в заседании:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация Преображенского сельского поселения Киквидзенкого муниципального района Волгоградской области (далее - Администрации поселения, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее -Миндортранс, ответчик) о взыскании денежных средств в сумме 1 005 600 руб. по Соглашению от 27.09.2013 (регистрационный номер - N 438/1-13) "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Киквидзенского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счёт средств дорожного фонда Волгоградской области".
Определением от 19.09.2014 суд привлёк в качестве надлежащего ответчика по делу Волгоградскую область в лице Миндортранса области.
Решением от 12 ноября 2014 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-33622/2014 с Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счёт средств областного бюджета (средств дорожного фонда Волгоградской области) в пользу Администрации Преображенского сельского поселения Киквидзенкого муниципального района Волгоградской области невыплаченную целевую субсидию в размере 1.005.600 руб. по Соглашению от 27.09.2013 регистрационный номер - N438/1-13 "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Киквидзенского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счёт средств дорожного фонда Волгоградской области".
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что исполнил обязательства надлежащим образом,является ненадлежащим ответчиком.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела между Миндортрансом области, Администрацией Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, Администрацией Преображенского сельского поселения заключено Соглашение от 27.09.2013 (регистрационный номер N 438/1-13) "о предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Киквидзенского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счёт средств дорожного фонда Волгоградской области", (далее по тексту - Соглашение).
В пункте 1.2 Соглашения предусмотрено, что Миндортранс направляет в бюджет Преображенского сельского поселения субсидию в размере 1 005 600 руб. на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В свою очередь, Преображенское сельское поселение обязалось обеспечить направление средств бюджета сельского поселения в размере 202.400 руб. на долевое финансирование работ.
Из содержания Соглашения также следует, что сельское поселение должно заключить по результатам аукциона или конкурса муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дорог местного значения; направить средства бюджета поселения на долевое участие в финансировании и представить в Миндортранс всю предусмотренную Соглашением отчётную документацию.
Согласно абзацу 1 пункта 6.2 Соглашения оно вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря текущего финансового года, а в части принятых Миндортрансом обязательств до их полного исполнения.
Во исполнение своих обязательств по спорному Соглашению Администрация Преображенского сельского поселения (как муниципальный заказчик) заключила с подрядчиком - ООО "Гранит" муниципальный контракт N 01293000021213000012 от 07.10.2013 г. на выполнение работ по ремонту асфальтобетонных покрытий методом устройства карт в ст. Преображенская Киквидзенского муниципального района Волгоградской области.
Стоимость работ по контракту твердая, составляет 1.207.722 руб. 92 коп; оплачивается за счёт средств областного бюджета в сумме 1.005.600 руб. и за счёт средств местного бюджета в сумме 202.122 руб. 92 коп.
Из материалов дела следует, что Администрация сельского поселения выполнила свои обязательства и по платёжному поручению N 7072992 от 26.11.2011 оплатила подрядчику свою долю по муниципальному контракту и обеспечила представление в Миндортранс всей необходимой отчётной документации.
Заявка Миндортранса N 5798 от 24.12.2013 на сумму 1.005.600 руб., поданная в Минфин области для выплаты Преображенскому сельскому поселению субсидии по спорному Соглашению осталась без исполнения.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является требование Администрации сельского поселения о взыскании с Миндортранса области (как со стороны по Соглашению) кредиторской задолженности в размере 1.005.600 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области (далее - дорожный фонд) - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.
В силу статей 2 и 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ, Кодекс) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с данным Кодексом.
Как указано в статье 6 БК РФ, межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 135 БК РФ из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году были определены Постановлением Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 91-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области", (далее по тексту - Порядок N 91-п).
В Порядке N 91-п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в т.ч за счёт средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.4).
Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.5).
Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счёт средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году (пункт 1.6).
Согласно пункту 1.7 Порядка N 91-п погашение кредиторской задолженности за отчетный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам муниципальных образований за счёт средств дорожного фонда Волгоградской области в текущем финансовом году.
Пунктом 1.9 Порядка N 91-п определено, что контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Миндортранс и иные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии с возложенными на них полномочиями.
В соответствии с приложением 21 к Закону Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в редакции Закона от 08.07.2013 N 70-ОД) размер субсидий, предусмотренных на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения, составляет 47.179,5 тыс. руб., в т.ч. на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений из них.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 105-п (в редакции от 30.12.2013), в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" и Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год. В частности для Преображенского сельского поселения на 2013 год предусмотрены средства (субсидия) всего 3 710,2 тыс. руб., в т.ч кредиторская задолженность на 01.01.2013 -2704,6 тыс. руб., т.е. на 2013 год субсидия составляет 1.005.600 руб. (как и предусмотрено в спорном Соглашении).
Согласно определениям по статье 6 Бюджетного кодекса:
-бюджетные обязательства, это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;
-расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;
-публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Миндортранс области, исходя из положений статьи 161 БК РФ, по статусу приравнивается к казенному учреждению.
Таким образом, на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2013 год и спорного Соглашения у Волгоградской области в лице Миндортранса перед Преображенским сельским поселением в лице Администрации поселения возникли бюджетные, расходные и публичные обязательства.
По общему правилу статьи 5 Бюджетного кодекса, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Таким образом, обязательства по перечислению истцу субсидии должны были быть исполнены до 31 декабря 2013 года.
Фактически субсидия за 2013 год из областного бюджета в бюджет Преображенского сельского поселения не перечислена.
Согласно пункту 3.5. "Порядка предоставления бюджетам муниципальных образований Волгоградской области из областного бюджета субсидий, предусмотренных на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения", утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 28.05.2008 N 1-п (в редакции от 09.12.2013), Главные распорядители средств областного бюджета вправе приостановить или прекратить перечисление субсидий в случаях:
а) нецелевого использования субсидии;
б) несоблюдения условий софинансирования или непредставления документов, подтверждающих объемы фактического финансирования из бюджета муниципального образования;
в) непредставления органами местного самоуправления форм отчетности в порядке, установленном соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Наличие таких случаев материалами дела не установлено.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
В силу части 2 статьи 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, тот факт, что в спорном Соглашении сказано о его действии до 31.12.2013 само по себе не влечет прекращение обязательства Миндортранса перечислить в бюджет Преображенского сельского поселения причитающуюся поселению субсидию.
С правовой точки зрения нарушение лицом взятых на себя обязательств, квалифицируется как противоправное деяние и является незаконным.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году).
Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Оценив представленные истцом письменные доказательства на предмет их относимости и допустимости, учитывая, что существование кредиторской задолженности по Соглашению от 27.09.2013 (регистрационный номер - N 438/1-13) Миндортрансом и Минфином области не оспорено и не опровергнуто.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца суммы причитающейся ему из дорожного фонда области субсидии в размере 1.005.600 руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 ноября 2014 года по делу N А12-33622/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-33622/2014
Истец: Администрация Преображенского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области
Ответчик: министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
Третье лицо: Администрация Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, министерство финансов Волгоградской области, ООО "Гранит"