г. Москва |
|
26 января 2015 г. |
Дело N А41-52528/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гулиевым А.Ф.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "ДО Промыслы Вербилюк" - Соловьевой С.А. (представителя по доверенности от 11.18.2014),
от Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Федоровой Ю.С. (представителя по доверенности от 28.11.2014),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Московской области от 07.11.2014 по делу N А41-52528/14, принятое судьей Шайдуллиной А.С.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДО Промыслы Вербилок" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) о признании незаконной отмену установленной скидки к страховым тарифам на обязательное страхование, оформленную приказом фонда от 04.08.2014 N 151/14.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.11.2014 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе фонд просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представитель фонда в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил следующие обстоятельства.
Приказом от 25.10.2013 N 179/3 фонд установил обществу скидку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год в размере 40 %.
Фонд 16.06.2014 направил обществу уведомление о необходимости принять участие в заседании по вопросу отмены установленной на 2014 год скидки по страховым взносам в размере 40 %.
Письмом от 23.06.2014 общество направило фонду свои возражения.
По результатам заседания фонд издал приказ от 04.08.2014 N 151/14 "Об отмене скидки к страховому тарифу страхователю ООО "ДО Промыслы Вербилок" со ссылкой на пункт 8 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила установления страхователям скидок и надбавок, Правила), и направил обществу уведомление об установлении страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 2,5 % к начисленной оплате труда.
Не согласившись с фондом, общество 26.08.2014 оспорило данный приказ от 04.08.2014 в судебном порядке.
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции признал его обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон) страховщик (фонд) вправе устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Согласно пункту 3 Правил установления страхователям скидок и надбавок (к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, (зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2012 N 25340). Пунктом 2 данной Методики скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлено, что скидки и надбавки к страховым тарифам рассчитываются Фондом социального страхования в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40 процентов установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.
Согласно приказу фонда от 04.08.2014 N 151/14 "Об отмене скидки к страховому тарифу страхователю ООО "ДО Промыслы Вербилок" основанием для отмены ранее установленной скидки на 2014 год в размере 40 % явилась несвоевременная оплата обществом страховых взносов в 2013 году и наличие задолженности по страховым взносам в 2013, 2014 гг.
В качестве документального подтверждения несвоевременной оплаты обществом страховых взносов в 2013 году и наличия задолженности по страховым взносам в 2013, 2014 гг. представитель фонда в судебном заседании апелляционного суда сослался на таблицу (т.2 л.д. 13).
Между тем из данной таблицы, содержащей даты списания и суммы, не ясно, за какой период списывались у общества (зачислялись?!) указанные суммы, сколько оно должно было оплатить, когда наступила просрочка, наступила ли вообще, в каком размере, в связи с чем из этой таблицы нельзя сделать вывод о несвоевременной оплате обществом страховых взносов и о наличии задолженности по страховым взносам в 2013, 2014 гг.
Фондом не представлено надлежащих документальных доказательств подтверждающих несвоевременную оплату обществом страховых взносов в 2013 году, наличия задолженности по страховым взносам в 2013, 2014 гг.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Правил установления страхователям скидок и надбавок условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются:
а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
б) своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
в) отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки.
Тем самым, соответствующий критерий в виде своевременной уплаты страховых взносов установлен именно в части текущих страховых взносов (по состоянию текущего календарного года на дату обращения с заявлением), не связан с уплатой страховых взносов за периоды, предшествующие периоду, в котором было подано заявление об установлении скидки и тем более в настоящем периоде.
Более того, из содержания пункта 8 Правил (который указан в оспариваемом приказе фонда в качестве нормативно-правового обоснования принятого им решения об отмене скидки) следует, что данный пункт Правил предусматривает основания установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, а не основания отмены уже установленных скидок и надбавок.
Таким образом, оспариваемый приказ фонда нельзя признать основанным на законе.
Иные пункты Правил предусматривают основания установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам и основания отказа в установлении страхователям таких скидок и надбавок.
Согласно пункту 1 Правил эти Правила регулируют вопросы установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
То обстоятельство, что Правила не устанавливают порядок и основания отмены уже предоставленных скидок и надбавок, в данном случае не позволяет арбитражному суду признать основанным на законе приказ фонда, содержащий ссылку на нормы, не регулирующие отмену предоставленных ранее скидок и надбавок, равно как и законность отмены предоставленных скидок и надбавок в отсутствие нормативных положений, устанавливающих основания и порядок принятия решения об отмене предоставленных скидок и надбавок и целом допускающих возможность такой отмены.
В отсутствие соответствующих законодательных норм установление каких-либо оснований и порядка отмены предоставленных скидок и надбавок и их применение в компетенцию арбитражного суда не входит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о незаконности оспариваемого приказа фонда.
Из доводов фонда, материалов дела оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.11.2014 по делу N А41-52528/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-52528/2014
Истец: ООО "ДО Промыслы Вербилок"
Ответчик: ГУ Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования, ГУ Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования в лице филиала N 30 ГУ-МОРО ФСС РФ
Третье лицо: Государственное учреждение-Московское областное региональное Государставенное учреждение-Московское областное региональное Отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 30