г. Самара |
|
27 января 2015 г. |
Дело N А55-4808/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 января 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26.01.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.11.2014 по делу N А55-4808/2014 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БАЗИС" (ИНН 6314033495, ОГРН 1106317002252), г.Самара, и общества с ограниченной ответственностью "Электротех-ТМ" (ИНН 7708120097, ОГРН 1027739238559), г.Санкт-Петербург, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г.Самара, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г.Самара, Грачева Александра Николаевича, г.Самара, об оспаривании отказа по заявлению о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность,
в судебном заседании приняла участие Кислюкова С.А. - представитель ООО "БАЗИС" (доверенность от 20.02.2014) и ООО "Электротех-ТМ" (доверенность от 20.02.2014),
представители Министерства имущественных отношений Самарской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области и Грачев А.Н. не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
решением от 12.11.2014 по делу N А55-4808/2014 Арбитражный суд Самарской области, удовлетворив заявление обществ с ограниченной ответственностью "БАЗИС" (далее - ООО "БАЗИС") и "Электротех-ТМ" (далее - ООО "Электротех-ТМ"), признал незаконными отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.01.2014 по заявлению ООО "БАЗИС" и ООО "Электротех-ТМ" от 28.06.2012 N 20962 о предоставлении в общую долевую собственность за выкуп земельного участка площадью 10920,00 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Хасановская, д. 45, являющегося частью ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504; обязал Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и интересов ООО "БАЗИС" и ООО "Электротех-ТМ", а именно: в месячный срок с момента вступления в законную силу судебного решения принять решение об уточнении площади и местоположения границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504 площадью 33 530 кв.м и образовании земельного участка площадью 10920,00 кв.м по результатам межевания, в двухнедельный срок с момента предоставления кадастрового паспорта принять решение о предоставлении ООО "БАЗИС" и ООО "Электротех-ТМ" за выкуп земельного участка площадью 10920,00 кв.м в общую долевую собственность 5391/10920 и 5529/10920 соответственно, а также направить в адрес ООО "БАЗИС" и ООО "Электротех-ТМ" проект договора купли-продажи указанного земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Хасановская, д. 45, в общую долевую собственность исходя из формирования выкупной цены в размере 2,5 процента от его кадастровой стоимости.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области и Грачев Александра Николаевич.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просило отменить указанное судебное решение, отказать ООО "БАЗИС" и ООО "Электротех-ТМ" в удовлетворении заявленных требований. По мнению Министерства имущественных отношений Самарской области, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
ООО "БАЗИС" и ООО "Электротех-ТМ" в отзыве апелляционную жалобу отклонили, считая, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ООО "БАЗИС" и ООО "Электротех-ТМ" отклонила апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие других лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлении представителя ООО "БАЗИС" и ООО "Электротех-ТМ" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "БАЗИС" и ООО "Электротех-ТМ" являются собственниками объектов недвижимого имущества - складского здания, литера НН1Н2, площадью 969,00 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Хасановская, д. 45, строение 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.08.2010 серии 63-АЕ N 182204; нежилого здания (склада), литера 3, площадью 1116,50 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д. 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.11.2002 серии 63-АА N 674697; подкрановых путей (кран козловой КС-12,5, заводской номер 5, изготовлен 31.03.1981, зарегистрирован в органах "Ростехнадзора" за N 06924, принадлежит ООО "БАЗИС" на основании договора купли-продажи движимого имущества (основного средства) от 11.01.2012 N ОС-110112, акта о приеме-передаче объекта основных средств), расположенных на земельном участке площадью 10920 кв.м, являющемся частью ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504 площадью 33530 кв.м, о чем свидетельствует проект границ земельного участка.
ООО "БАЗИС" и ООО "Электротех-ТМ" обратились в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) с заявлением от 28.06.2012 N 20962 о предоставлении в общую долевую собственность за выкуп земельного участка площадью 10920,00 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Хасановская, д. 45, являющегося частью ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504.
Письмом от 29.06.2012 Министерство возвратило заявителям представленный ими пакет документов, сославшись на несоответствие его формы и содержания требованиям пункта 2.3 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, а именно: в нарушение пункта 11 приложения N 2 "Перечень документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством" к Порядку в пакете документов отсутствуют сведения о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу, указываемому заявителями в качестве предполагаемого местоположения испрашиваемого земельного участка, выданные Управлением Росреестра по Самарской области.
Решением от 28.01.2013 по делу N А55-27796/2012 Арбитражный суд Самарской области признал незаконными действия Министерства по возврату ООО "БАЗИС" и ООО "Электротех-ТМ" пакета документов по заявлению от 28.06.2012 N 20962 о предоставлении в общую долевую собственность за выкуп земельного участка площадью 10920,00 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Хасановская, д. 45, являющегося частью ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:041:5005:504, и обязал Министерство по вступлению решения суда в законную силу в месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем рассмотрения по существу заявления о предоставлении в общую долевую собственность за выкуп земельного участка площадью 10920,00 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Хасановская, д. 45, являющегося частью ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:041:5005:504, и принятия решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Указанное судебное оставлено без изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 и Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.08.2013.
23.04.2013 заявители подали в Министерство заявление (вх. N 12841) с просьбой подготовить и выдать приказ о внесении изменений в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в части уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504 и последующего раздела земельного участка в целях образования испрашиваемого земельного участка площадью 10920 кв.м. С заявлением были предоставлены все необходимые документы, в том числе межевые планы.
09.09.2013 заявители подали в Министерство заявление (вх. N 12-1/2645/13 от 18.09.2013) с просьбой возобновить работы по первично поданному заявлению (с учетом заявления от 24.04.2013) с приложением вступивших в силу судебных актов по делу N А55-27796/2012, а также исполнительного листа.
30.01.2014 Министерство отказало заявителям в предоставлении земельного участка (исх. N 12-1/3222/13), сославшись на несоответствие испрашиваемой площади земельного участка площади объектов недвижимости и пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415004:16.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал этот отказ недействительным.
Материалами дела подтверждается, что основная часть испрашиваемого земельного участка занята вышеуказанными объектами (зданиями и козловым краном), ранее отчужденными из государственной собственности, в настоящее время принадлежащими заявителям на праве собственности и используемыми ими в производственных целях.
Как следует из выписок из ЕГРП и проекта границ земельного участка, эти объекты, ранее принадлежавшие на праве собственности АО "Самараспецмонтажзаготовка", расположены на земельном участке площадью 10920 кв.м, являющемся частью ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504 площадью 33530 кв.м.
Согласно кадастровой выписки от 11.01.2012 N 63-00-102/12-2167, предоставленной ФГБУ "ФКП Росреестра" в электронной форме, в ГКН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0415005:504 площадью 33530 кв.м (площадь ориентировочная, подлежащая уточнению при межевании).
В соответствии с пунктом 2 статьи 271, пункту 2 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при переходе права собственности на объекты недвижимости, которые находятся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Статьями 244, 245 ГК РФ предусмотрено, что имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность), доли могут быть установлены соглашением всех ее участников.
Соглашением от 11.04.2012 заявители определили порядок пользования земельным участком и долевое участие в выкупе земельного участка в пропорциональном соответствии с имеющимися на праве собственности зданиями, а именно: ООО "БАЗИС" - 5391/10920 долей и ООО "Электротех-ТМ" - 5529/10920 долей.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений определен пунктами 5 и 6 статьи 36 ЗК РФ, согласно которым для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителям с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Перечень оснований для отнесения земельных участков к участкам, изъятым из оборота или ограниченных в обороте, содержится в пунктах 2, 4 статьи 27 ЗК РФ и является исчерпывающим.
Перечень оснований для отнесения земельных участков к участкам, не подлежащим приватизации, установлен пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок не изъят из оборота, на него не распространяются какие-либо установленные федеральными законами запреты на приватизацию, в отношении него не было осуществлено резервирование для государственных или муниципальных нужд, в связи с чем основания для отказа в предоставлении этого земельного участка в общую долевую собственность заявителей отсутствуют.
Согласно выписке из ЕГРП от 25.06.2012 N 01/022/2012-1419 информация о регистрации прав на испрашиваемый земельный участок отсутствует, что свидетельствует о наличии у Министерства правомочий по его распоряжению в силу пункта 1 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара".
Пунктом 1 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, земельный участок может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Вопросы образования земельных участков и их регистрация регулируются главой 11 ЗК РФ, статьей 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав), согласно которым образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов власти или органов местного самоуправления и эти решения являются основанием для государственной регистрации прав собственности на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. При этом обязательным приложением к документам являются, в том числе согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена ЗК РФ.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, при определении площади земельного участка, на котором находится объект недвижимости, подлежащий приватизации, необходимо учитывать совокупность обстоятельств, в числе которых фактически используемая площадь земельного участка, правила землепользования и застройки, сведения, содержащиеся в землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Размеры земельного участка, необходимого для использования здания, должны определяться в каждом конкретном случае с учетом назначения находящегося на нем строения и возможности его функционального использования по назначению.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" под действием или бездействием понимается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку Министерства на непредставление кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка.
Пунктом 6 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков; при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) для постановки на кадастровый учет испрашиваемой территории в соответствии с заявлением о внесении изменений в ГКН обращаются собственники объектов недвижимости.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре недвижимости при учете изменений земельного участка в орган кадастрового учета представляется межевой план.
После представления такого межевого плана со всеми необходимыми документами орган кадастрового учета одновременно вносит изменения в сведения о двух земельных участках, в том числе соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка и, таким образом, пересечение будет устранено.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо. Согласно части 4 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ (часть 4).
В пункте 1 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" указано, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, возложить на министерство имущественных отношений Самарской области.
На основании Положения о Министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 N 79, в целях формирования испрашиваемого земельного участка Министерство должно было вынести приказ об уточнении местоположения и площади ранее учтенного земельного участка и об образовании испрашиваемого земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504.
Таким образом, полномочия по разделу земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:504 и обращению с заявлением о внесении изменений в ГКН принадлежат Министерству.
Сам смысл и цели действий по разделу земельного участка (как и иных действий по образованию участков) направлены на изменение земельного участка как материального объекта прав.
Кроме того, статья 36 ЗК РФ не содержит требований об обязательном указании кадастрового номера земельного участка в заявлении о его предоставлении и предусматривает возможность обращения с заявлением о предоставлении как сформированных, так и несформированных земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 37 ЗК РФ только земельный участок, прошедший процедуру постановки на государственный кадастровый учет может являться предметом договора купли - продажи.
Отказ в разделе состоящего на кадастровом учете земельного участка, препятствующий заявителям реализовать гарантированное статьей 36 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенных на нем объектов, при отсутствии предусмотренных законом обстоятельств, исключающих такой раздел, нарушает законные права и интересы заявителя.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.07.2011 N ВАС-8903/11, от 11.10.2011 N ВАС-12744/11 и др.).
Суд первой инстанции также обоснованно отклонил довод Министерства о несоответствии испрашиваемой площади земельного участка площади объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ, согласно которому предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
При определении площади земельного участка, на котором находится объект недвижимости, подлежащий приватизации, необходимо учитывать совокупность обстоятельств, в числе которых фактически используемая площадь земельного участка, правила землепользования и застройки, сведения, содержащиеся в землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Размеры земельного участка, необходимого для использования здания, должны определяться в каждом конкретном случае с учетом назначения находящегося на нем строения и возможности его функционального использования по назначению.
Министерство, обосновывая свою позицию о несоразмерности испрашиваемого земельного участка, приводит ошибочный расчет, составленный исходя из суммы общих площадей помещений зданий без учета площадей перегородок, несущих конструкций здания, площадей, которые, согласно техническим регламентам, не учитываются в расчете общей площади (крыльца и т.д.). То есть, Министерство, суммируя площади, отраженные в свидетельствах о государственной регистрации права, не учитывает площадь застройки с учетом несущих и не несущих конструкций (стены, крыльца и т.д.) и в связи с этим утверждает о превышении испрашиваемой территории по отношению к занятой объектами в 5 раз, что является неверным.
Между тем согласно расчетам, приведенным в схеме расположения, площадь, занятая объектами заявителей, составляет 4431 кв.м, площадь испрашиваемого участка 10920 кв.м, то есть в пределах рекомендуемого коэффициента (без учета необходимой площади прилегающей территории, предназначенной для благоустройства и санитарного содержания территории, парковки автомобилей, отдыха сотрудников, и т.д.).
В случае возникновения сомнений относительно Министерство имело возможность самостоятельно рассмотреть соразмерность испрашиваемой площади нормативно-техническим документам и стандартам Российской Федерации или обратиться по этому вопросу к специалистам в области градостроительства и (или) землеустройства.
В соответствии с пунктом 8.1 Региональных нормативов градостроительного проектирования Самарской области, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 25.12.2008 N 496-п, нормативный размер участка промышленного предприятия принимается равным отношению площади его застройки к показателю нормативной плотности застройки площадок промышленных предприятий, принимаемой в соответствии со СНиП II-89-80*. Коэффициент плотности застройки составляет 2,4.
Таким образом, испрашиваемый заявителями земельный участок не превышает предельно допустимый норматив.
Суд первой инстанции также обоснованно отклонил довод Министерства о наложении границ испрашиваемого земельного участка с земельным участком, ранее поставленным на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 63:01:0415004:16.
Кадастровый паспорт от 29.07.2014 N 63-00-102/14-552303 (КП 2) содержит следующие сведения: границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Исходя из положений Закона о кадастре недвижимости и изданных в его развитие нормативных правовых актов, в ГКН могут также содержаться сведения об учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участках (то есть в ГКН вносятся сведения, подтверждающие существование таких земельных участков), границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Приложения N 3, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 28.12.2012 N 831 "Об утверждении форм кадастровых паспортов", действовавшим в рассматриваемом периоде (далее - Приложение N 3), при отсутствии сведений о координатах характерных точек границы земельного участка, а также в случае, если содержащиеся в ГКН координаты характерных точек границ земельных участков определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, указываются слова "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Установление границ (описание местоположения) осуществляется посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости).
В письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития от 08.10.2013 N ОГ-Д23-5470 указано, что при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, так и материалы инвентаризации, ситуационные планы БТИ, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.
В кадастровом паспорте от 29.07.2014 N 63-00-102/14-552303 указано, что сведения о правах отсутствуют.
Согласно пункту 12 Приложения N 4 в кадастровой выписке о земельном участке указываются имеющиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о правах на земельный участок (вид права, правообладатель, доля в праве).
Для земельных участков, права на которые возникли до вступления в силу Закона о регистрации прав и не были зарегистрированы в порядке, установленном указанным законом, дополнительно указываются реквизиты документов, на основании которых в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Согласно части 3 статьи 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, осуществляется по цене в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Следовательно, при приобретении в собственность земельного участка по цене, предусмотренной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие ЗК РФ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
В рассматриваемом случае в состав отчужденного из государственной собственности имущества, приобретенного заявителями, входили, в том числе, склад (здание) (литера НН1Н2), здание (склад) (литера З), что подтверждается выписками из ЕГРП.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Министерство должно рассчитать цену выкупа в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей в установленный судом срок.
Поэтому такой способ устранения нарушенного права заявителей как обязание Министерства направить в их адрес проект договора купли-продажи, определив расчет выкупа земельного участка в соответствии с конкретными нормами законодательства, устанавливающими цену выкупа земельного участка, не противоречит закону, тем более, что такое требование продиктовано совокупностью положений пунктов 1.1, 1.2 статьи 36 ЗК РФ, части 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", части 3 статьи 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" и неразрывно связано с осуществлением Министерством публичных полномочий по принятию решений о предоставлении земельных участков, которыми оно наделено статьей 29 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" исключительность предоставляемого статьей 36 ЗК РФ права следует понимать в том смысле, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим объектом недвижимости.
Непринятие решения о внесении изменений в ГКН, отказ Министерства в предоставлении в общую долевую собственность заявителей земельного участка и ненаправление в адрес заявителей договора купли-продажи земельного участка нарушает их права как собственников объектов недвижимости, не позволяет им оформить земельный участок в общую долевую собственность и осуществлять права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, нарушает права заявителей по своему усмотрению совершать в отношении имущества действия, не противоречащие закону, в том числе отчуждать, передавать права владения, пользования и распоряжения имуществом, а также планировать свою хозяйственную, экономическую деятельность ввиду неопределенности правового статуса земельного участка, на котором расположены вышеуказанные объекты недвижимости.
Исполнение решения суда первой инстанции не затронет права Грачева А.Н., так как из материалов дела следует, что его объект недвижимости расположен северо-восточнее относительно испрашиваемой заявителями территории и не является. Данное обстоятельство подтверждается и пояснениями Грачева А.Н. в суде первой инстанции.
Ссылки Министерства на судебные акты по другим делам суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку эти судебные акты принимались в отношении иной совокупности конкретных обстоятельств.
Следовательно, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, правильно оценил их и избрал надлежащую форму устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителей. Выводы суда первой инстанции подтверждаются судебной практикой по подобным делам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12 ноября 2014 года по делу N А55-4808/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4808/2014
Истец: ООО "БАЗИС", ООО "Электротех-ТМ"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Грачев Александр Николаевич, Начальнику отдела УФМС России по Самарской области в Куйбышевском районе г. Самары Зенкову В. С., ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области