г.Самара |
|
27 января 2015 г. |
Дело N А55-20558/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С., при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от закрытого акционерного общества "Меркурий" - представителя Ендуткина В.Н. (доверенность от 20 августа 2014 года),
от мэрии городского округа Тольятти - представителя Лисовой Д.В. (доверенность от 31 декабря 2014 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 января 2015 года апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Меркурий"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 ноября 2014 года по делу N А55-20558/2014 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Меркурий" (ОГРН 1107746762420, ИНН 7728748901), Самарская область, г.Тольятти, к мэрии городского округа Тольятти, Самарская область. г.Тольятти,
о признании незаконным постановления от 04 июля 2014 года N 2177-П/1,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Меркурий" (далее - ЗАО "Меркурий", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления мэра городского округа Тольятти N 2177-П/1 от 04 июля 2014 года "Об отказе ЗАО "Меркурий" в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти"; обязании мэрии городского округа Тольятти принять решение о предоставлении ЗАО "Меркурий" разрешения на условно разрешенный вид использования (магазины) земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301142:516.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 ноября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "Меркурий" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, постановление мэра городского округа Тольятти N 2177-П/1 от 04 июля 2014 года "Об отказе ЗАО "Меркурий" в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти" признать незаконным, обязать мэрию городского округа Тольятти принять решение о предоставлении ЗАО "Меркурий" разрешения на условно разрешенный вид использования (магазины) земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301142:516, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, поскольку мэрия не доказала невозможность предоставления заявителю разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Объективных доказательств негативного воздействия предполагаемого к строительству объекта торговли на жизнедеятельность населения города в материалы дела не представлено.
В отзыве на апелляционную жалобу мэрия городского округа Тольятти просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
Представитель мэрии городского округа Тольятти возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Меркурий" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301142:516, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти.
Согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости (ГКН), земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301142:516 имеет следующее разрешенное использование: магазины в отдельно стоящем здании торговой площадью не более 2000 кв.м (данное разрешенное использование было установлено собственником участка до внесения изменения в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти).
В настоящее время согласно карте градостроительного зонирования городского округа Тольятти (приложения 31 к правилам землепользования и застройки) земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301142:516 расположен в границах территориальной зоны Ц-4 (зона объектов спортивного и физкультурно-оздоровительного назначения).
ЗАО "Меркурий" предполагало использовать принадлежащий ему на праве собственности указанный земельный участок для размещения объекта торгового назначения, в связи с чем на основании требований статьи 39 Градостроительного кодекса РФ, статей 20, 25 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти от 24 декабря 2008 года N 1059, (в редакции решения Думы городского округа Тольятти от 19 июня 2013 года N 1236) обратилось с заявлением в мэрию городского округа Тольятти о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (магазины) земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301142:516, расположенного в границах территориальной зоны Ц-4.
Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 12 февраля 2014 года N 426-п/1 "О проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования (магазины) земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301142:516, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти" было принято решение о проведении публичных слушаний.
Объявление о проведении публичных слушаний опубликовано в газете "Городские ведомости" от 14 февраля 2014 года N 13 (1611) (л.д.7).
На основании заключения о результатах публичных слушаний комиссия подготовила рекомендации в адрес мэра городского округа Тольятти об отклонении предложения ЗАО "Меркурий".
Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 04 июля 2014 года N 2177-п/1 заявителю отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (магазины) земельного участка (л.д.19).
Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 36) закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации). Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Таким образом, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Судом установлено, что Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 N 1059, (далее - Правила) и картой градостроительного зонирования по границам данного земельного участка установлена территориальная зона Ц-4 - зона объектов спортивно и физкультурно- оздоровительного назначения. Границы территориальных зон, приведенных в Генеральном плане городского округа Тольятти на расчетный срок до 2025 года.
На обращение заявления ЗАО "Меркурий" о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (магазины) земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301142:516, расположенного в границах территориальной зоны Ц-4, согласно постановлению мэра г.о.Тольятти от 12 февраля 2014 года N 426-п/1 проведены публичные слушания по данному вопросу.
Объявление о проведении публичных слушаний опубликовано в газете "Городские ведомости" от 14 февраля 2013 года N 13 (1611).
По результатам публичных слушаний, которые состоялись 05 марта 2014 года, подготовлены заключение по данному вопросу и мотивированное обоснование принятого решения, из которого следует, что, по мнению части жителей, необходимо рассматривать спорную территорию для спортивного и физкультурно-оздоровительного назначения. С предоставлением разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для строительства магазина (гипермаркет "Магнит") будут нарушены благоприятные условия жизнедеятельности граждан, что это является несоответствием генеральному плану города Тольятти. Участниками публичных слушаний высказано несогласие большинства участников по вопросу предоставления указанного разрешения.
Согласно протоколу публичных слушаний N ПС-02 от 05 марта 2014 года жителями городского округа Тольятти и иными заинтересованными лицами внесены предложения: не выдавать разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301142:516 под размещение магазина; рассмотреть возможность строительства спортивного комплекса, детского дошкольного учреждения, школы на указанной территории квартала; предусмотреть в генеральном плане города Тольятти детско-юношеский городской парк; предусмотреть финансирование из областного бюджета на строительство спортивного комплекса; выкупить рассматриваемый земельный участок в муниципальную собственность для строительства объекта спортивного назначения; выполнить расчеты по обеспечению социальными объектами.
По результатам публичных слушаний большинством голосов (138 участников) вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (магазины) земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301142:516, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, отклонен.
Мэрией городского округа Тольятти опубликовано заключение в газете "Городские ведомости" от 07.03.2014 года N 25 (1623).
В числе вопросов, вынесенных на комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти от 29 мая 2014 года рассмотрено обращение ЗАО "Меркурий" о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (магазины) земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301142:516. По итогам рассмотрения указанного вопроса на заседании комиссии принято решение направить в адрес мэра городского округа Тольятти рекомендации об отказе ЗАО "Меркурий" в предоставлении данного разрешения в связи с несоответствием генеральному плану города и физкультурно-оздоровительного назначения с учетом результатов публичных слушаний.
Обязательность учета мнения населения, выраженного в ходе проведения публичных слушаний, следует также из положений Конституции Российской Федерации (статьи 2, 3, 32), Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", закрепляющего общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении, в том числе, путем проведения публичных слушаний по вопросам местного значения исходя из интересов населения (статья 1, пункт 3 части 3 статьи 28).
Арбитражный суд установли, что мэрией городского округа Тольятти процедура рассмотрения обращения ЗАО "Меркурий" о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка полностью соблюдена.
Постановление мэра городского округа Тольятти N 2177-П/1 от 04 июля 2014 года "Об отказе ЗАО "Меркурий" в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти" надлежащим образом мотивировано: в целях сохранения рассматриваемой территории для спортивного и физкультурно-оздоровительного назначения с учетом результатов слушаний.
Указанная мотивировка полностью соответствует территориальной зоне Ц-4 (зона объектов спортивно и физкультурно-оздоровительного назначения), предложениям жителей г.о.Тольятти, подробно изложенным в протоколе публичных слушаний N ПС-02 от 05 марта 2014 года, а также ст.9 Федерального закона от 16 ноября 2007 года N329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", муниципальной программе "Развитие физической культуры и спорта на территории городского округа Тольятти на 2014 - 2016 годы", утвержденной постановлением мэрии городского округа Тольятти от 30 сентября 2013 года N 2987-п/1.
Между тем заявитель не опроверг указанных мотивов и правового обоснования приоритета своих частных интересов над общественными.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что мэрия не доказала невозможность предоставления заявителю разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, необоснованны. Мэрия в данном случае, руководствуясь конституционными принципами осуществления местного самоуправления, учла мнение населения, выраженного в ходе публичных слушаний, при разрешении вопроса о разрешенном использовании земельного участка, принадлежащего заявителю. При этом каких-либо нарушений законодательства со стороны мэрии не было допущено.
Ссылка заявителя на то, что объективных доказательств негативного воздействия предполагаемого к строительству объекта торговли на жизнедеятельность населения города в материалы дела не представлено, не принимается. В данном случае населением городского округа Тольятти в рамках реализации полномочий на непосредственное участие в местном самоуправлении было высказано отрицательное отношение к строительству объекта торговли на земельном участке, принадлежащем заявителю.
На основании изложенного решение суда от 12 ноября 2014 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 ноября 2014 года по делу N А55-20558/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20558/2014
Истец: ЗАО "Меркурий"
Ответчик: Мэрия городского округа Тольятти