г. Чита |
|
29 января 2015 г. |
Дело N А10-3555/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Бурятская гимназия N 29" города Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 октября 2014 года по делу N А10-3555/2014 по заявлению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Бурятская гимназия N 29" города Улан-Удэ о взыскании недоимки, пени, штрафа в размере 787 243 руб. 12 коп. с участием третьего лица Муниципальное учреждение "Комитет по образованию г. Улан-Удэ",
(суд первой инстанции - В.И.Ботоева)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился ;
от третьего лица: не явился, извещен;
установил:
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия (ОГРН 1020300893249, ИНН 0323048828, место нахождения: 670047, ул. Жердева, д. 2 А, г. Улан-Удэ, далее - Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Бурятская гимназия N 29" города Улан-Удэ (ОГРН 1020300901610, ИНН 0323035184, место нахождения: 670031, ул. Бабушкина, д. 16, г. Улан-Удэ, далее - учреждение, гимназия) о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафа в размере 787 243 руб. 12 коп., из которых 163 915 руб. 44 коп. - недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 417 984 руб. 44 коп. - недоимка в ФФОМС, пени в размере 25 060 руб. 06 коп. на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 63 903 руб. 20 коп. - на недоимку в ФФОМС, 32 783 руб. 08 коп. - штраф на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовую пенсию, 83 596 руб. 90 коп. - штраф на недоимку в ФФОМС.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Муниципальное учреждение "Комитет по образованию г. Улан-Удэ" (ОГРН 1020300978972, ИНН 0323063752, место нахождения: 670000, ул. Советская, д. 23, г. Улан-Удэ, далее - третье лицо, комитет).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены. В обосновании суд первой инстанции указал, что доля дохода от основного вида экономической деятельности определяется в процентном соотношении доходов от реализации продукции (оказанных услуг) к общему объему доходов, включающему в себя как учитываемые, так и не учитываемые при определении объекта налогообложения доходы. МАОУ "Бурятская гимназия N 29 г. Улан-Удэ" неправомерно без учета требований Закона N212-ФЗ и Налогового кодекса Российской Федерации в состав доходов от основного вида деятельности включены денежные средства, полученные в рамках целевого финансирования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22.10.2014 по делу N А10-3555/2014. Полагает, что при определении общего объема доходов в расчет не включаются субсидии на выполнение муниципального задания, субсидии на иные цели. Выделенные учреждению средства из местного бюджета на выполнение муниципального задания, иные субсидии имеют целевое назначение и предназначены для исполнения возложенных функций и достижения целей, ради которых создано учреждение. Эти выплаты не могут рассматриваться ни в качестве выручки от реализации товаров (работ, услуг), ни в качестве внереализационного дохода, они не влекут получения учреждением экономической выгоды.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 16.12.2014.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Бурятская гимназия N 29" города Улан-Удэ зарегистрировано в качестве юридического лица 23.01.1996 г. за основным государственным номером 1020300901610, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 19.12.2013 (т.1 л.д.92-100).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, на основании решения о проведении выездной проверки от 21.08.2013 N 003/022/370-2013 в отношении ответчика проведена проверка, по результатам, которой составлен акт выездной проверки от 11.11.201 N 003/022/477-2013 (т.1 л.д.10-11).
18 октября 2013 года фондом составлена справка о проведенной выездной проверке N 003/022/370-2013 (т.1 л.д.15-16), которая вручена руководителю 18.10.2013.
По результатам проверки 11.11.2013 составлен акт N 003/022/477-2013 (т.1 л.д.17-28, далее - акт проверки).
По результатам проверки вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 19.12.2013 N 003/022/477-2013, по решению которого ответчик должен уплатить недоимку 518 899 руб. 88 коп., пени в размере 82 242 руб. 39 коп., штраф в размере 116 379 руб. 98 коп. (т.1 л.д.39-47, далее - решение).
30.01.2014 г. пенсионным фондом в адрес учреждения было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 003/022/477-2013. Согласно указанному требованию ответчику предложено уплатить недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 163 915 руб. 44 коп., недоимку страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 417 984 руб. 44 коп., пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 25 060 руб. 06 коп., пени на недоимку в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 63 903 руб. 20 коп., штраф на страховую часть трудовой пенсии 32 783 руб. 08 коп., штрафы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 38 924 руб. 67 коп. Требование в срок до 20.02.2014 ответчиком не исполнено.
В связи с неисполнением требования Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о взыскании.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с частью 1 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) страхователь, производя выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщика страховых взносов - организации признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Статьей 8 Федерального закона определено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона под тарифом страхового взноса понимается размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
В силу статьи 57 Федерального закона в 2012 году применялись следующие тарифы страховых взносов:
Пенсионный фонд Российской Федерации - 20 процентов;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1,1%;
Согласно статье 58.2 Федерального закона в 2012 году для плательщиков страховых взносов установлены тарифы страховых взносов:
Пенсионный фонд Российской Федерации - 22 процентов;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%;
При этом статьей 58 Федерального закона для отдельных категорий плательщиков страховых взносов установлены пониженные тарифы.
В соответствии с пунктом 8 части 1 названной статьи пониженный тариф страховых взносов применяется в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в т.ч. образование. Соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом в 2012 году в отношении указанных организаций установлены пониженные страховые тарифы в размере:
Пенсионный фонд Российской Федерации - 20 процентов;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0%;
В результате выездной проверки Пенсионный фонд пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 58 Федерального закона, для применения ответчиком пониженных тарифов при исчислении страховых взносов.
Как правильно указывает суд первой инстанции, в 2012 году гимназия применяла упрощенную систему налогообложения и осуществляла деятельность в сфере образования. Однако, вышеуказанные критерии для применения пониженного ответчиком не соблюдены.
В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса.
В силу статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Статьей 251 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
Исходя из указанных норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что доля дохода от основного вида экономической деятельности определяется в процентном соотношении доходов от реализации продукции (оказанных услуг) к общему объему доходов, включающему в себя как учитываемые, так и не учитываемые при определении объекта налогообложения доходы.
Как правильно указывает суд первой инстанции, согласно отчетам об исполнении МАОУ "Бурятская гимназия N 29 г. Улан-Удэ" плана его финансово-хозяйственной деятельности на 01 января 2013 года видно, что ответчику в 2012 году предоставлена субсидия на выполнение муниципального задания в размере 10 956 627 руб 60 коп., субсидия на цели осуществления капитальных вложений в размере 1 600 00 руб., субсидия на иные цели в размере 944 388 руб. 23 коп., доходы от оказания платных услуг составили 128 798 руб. 50 коп. (т.1 л.д.118-137).
В 2012 году общий объем доходов МАОУ "Бурятская гимназия N 29 г. Улан-Удэ" составил 13 629 814 руб. 33 коп., а объем доходов от основного вида деятельности - 128 798 руб. 50 коп.
Доля доходов от основного вида деятельности заявителя (образование) к общему объему доходов и в 2012 году составляла менее 70% - 0,95%.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что МАОУ "Бурятская гимназия N 29 г. Улан-Удэ" неправомерно без учета вышеприведенных требований Закона N212-ФЗ и Налогового кодекса Российской Федерации в состав доходов от основного вида деятельности включены денежные средства, полученные в рамках целевого финансирования, поэтому с МАОУ "Бурятская гимназия N 29 г. Улан-Удэ" подлежит взысканию недоимка по страховым взносам в размере 581 899 руб. 88 коп., в т.ч. по страховым взносам: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 163 915 руб. 44 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 417 984 руб. 44 коп.
В связи с тем, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное страхование за 2010, 2011, 2012 гг. ответчиком исполнена несвоевременно, Пенсионным фондом начислены пени на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Согласно статье 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
С учетом данных норм суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что с МАОУ "Бурятская гимназия N 29 г. Улан-Удэ" подлежат взысканию пени в размере 88 963 руб. 26 коп., в т.ч. начисленные на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 25 060 руб. 06 коп., на сумму недоимки по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 63 903 руб. 20 коп..
Частью 1 статьи 47 Федерального закона установлено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Поскольку установлено, что гимназией не уплачены страховые взносы в результате занижения базы для начисления и необоснованного применения пониженного тарифа страховых взносов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что применение финансовых санкций является обоснованным. Штраф исчислен Фондом исходя из недоимки 581 899 руб. 88 коп. в размере 88 963 руб. 26 коп. При этом судом первой инстанции размер штрафа снижен до 10 000 руб., что пенсионным фондом не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном толковании судом первой инстанции указанных выше норм отклоняется, апелляционный суд согласен с толкованием суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда первой инстанции не исполнимо в части штрафа, отклоняются, поскольку по смыслу решения суда первой инстанции сумма штрафа снижена до 10 000 руб. по всем суммам штрафа пропорционально их размеру к общей сумме штрафа. Кроме того, в случае неясности судебного акта учреждение имеет возможность обратиться за его разъяснением в порядке ст.179 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 октября 2014 года по делу N А10-3555/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Е.В.Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3555/2014
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Улан-Удэ - филиал Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Республике Бурятия
Ответчик: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Бурятская гимназия N 29 города Улан-Удэ
Третье лицо: Муниципальное учреждение Комитет по образованию города Улан-Удэ