город Воронеж |
|
27 января 2015 г. |
Дело N А14-10979/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на определение арбитражного суда Воронежской области от 21.11.2014 по делу N А14-10979/2014 (судья Ловчикова Н.В.), принятое по заявлению управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже к обществу с ограниченной ответственностью жилищно-коммунальное хозяйство "Шилово" (ОГРН 1093668046890, ИНН 3665075940) о взыскании 6 052,42 руб. финансовых санкций,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью жилищно-коммунальное хозяйство "Шилово": Иванова А.В., представителя по доверенности от 22.10.2014;
от управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - управление Пенсионного фонда, фонд) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью жилищно-коммунальное хозяйство "Шилово" (далее - общество "Шилово", общество, страхователь) о взыскании финансовых санкций в сумме 6 052,42 руб. за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Данное дело было принято арбитражным судом Воронежской области к рассмотрению в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Определением арбитражного суда Воронежской области от 10.10.2014 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Определением арбитражного суда Воронежской области от 21.11.2014 заявление управления Пенсионного фонда было оставлено без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса исходя из того, что заявленное фондом требование в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Не согласившись с вынесенным определением, управление Пенсионного фонда обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение арбитражного суда Воронежской области от 21.11.2014 и направить дело на рассмотрение по существу в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование доводов апелляционной жалобы фонд ссылается на то, что вывод суда области о необходимости предъявления требования о взыскании финансовых санкций только в ходе конкурсного производства, открытого в отношении общества "Шилово", не соответствует требованиям законодательства и правовой позиции, сформулированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - постановление Пленума от 22.06.2006 N 25), согласно которой требования о взыскании сумм санкций, в отношении которых установлен судебный порядок взыскания, включаются судом в реестр требований кредиторов по заявлению уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в порядке, определенном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса.
Общество "Шилово" в представленном отзыве по делу возразило против доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в связи с чем просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ссылаясь на положения статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), а также на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенную в пункте 27 постановления Пленума от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда N 35), общество поддерживает позицию суда области о невозможности отнесения начисленных финансовых санкций к текущим платежам, в связи с чем полагает обоснованным вывод суда о возможности их взыскания только в рамках конкурсного производства.
Представители управления Пенсионного фонда, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения представителя общества "Шилово", суд апелляционной инстанции считает, что определение суда первой инстанции подлежит отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Как следует из материалов дела, управлением Пенсионного фонда за период с 01.01.20120 по 31.12.2012 была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, результаты которой отражены в акте от 27.09.2013 N 046035 13АВ 0003470.
По результатам рассмотрения акта от 27.09.2013 N 046035 13АВ 0003470 заместителем начальника фонда было принято решение от 30.10.2013 N 046 035 13 РВ 0001004 "О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании", которым общество "Шилово" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) в виде штрафа за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 559,60 руб., а также статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), в виде взыскания штрафа за представление неполных и недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в сумме 6 052,42 руб.
Кроме того, указанным решением страхователю были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 336,23 руб. и обязательное медицинское страхование в сумме 461,77 руб., а также пени по состоянию на 30.10.2013 в сумме 532,23 руб. на обязательное пенсионное страхование и 103,93 руб. на обязательное медицинское страхование.
На основании указанных решений управлением Пенсионного фонда в адрес общества "Шилово" было направлено требование об уплате финансовых санкций от 28.11.2013 N 046 035 13 АВ 0003470, которым обществу было предложено в срок до 28.02.2014 уплатить сумму финансовых санкций 6 052,42 руб.
В связи с неуплатой страхователем в указанный в требовании срок финансовой санкции фонд обратился в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с общества "Шилово" данных финансовых санкций.
При рассмотрении данного требования суд области установил, что в отношении общества "Шилово" решением арбитражного суда Воронежской области от 08.07.2013 по делу N А14-19868/2012 введено конкурсное производство, срок которого определением того же суда по названному делу от 24.11.2014 продлен на пять месяцев, начиная с 02.12.2014.
В указанной связи суд пришел к выводу о необходимости оставления заявленного требования управления Пенсионного фонда без рассмотрения по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса, согласно которому арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Апелляционная коллегия полагает данный вывод суда области ошибочным, исходя при этом из следующего.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 13 Федерального закона N 167-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации представлено право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
Статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), если иное не предусмотрено названным Федеральным законом (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
В силу пункта 1 части 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, страхователи представляют сведения о каждом работающем у них застрахованном лице, установленные Федеральным законом N 27-ФЗ.
В частности, частью 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) предусмотренные данным Законом сведения, в том числе: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу или дату заключения договора гражданско-правового характера; дату увольнения или дату прекращения договора гражданско-правового характера; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными приведенным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ отчетный период - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) предусматривалось, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и(или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10-ти процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации
С 01.01.2014 указанная норма действует в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, устанавливающей за предусмотренные в ней правонарушения ответственность в виде взыскания финансовых санкций в размере 5-ти процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
При этом из данной нормы следует, что взыскание указанной санкции производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации лишь в судебном порядке, что подтверждается также разъяснением, данным в пункте 7 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", согласно которому при рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушения, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, следует исходить из прямого указания, содержащегося в этой статье, на то, что взыскание этих сумм производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) с даты вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены только с соблюдением установленного указанным Законом порядка предъявления требования к должнику.
Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой, согласно статье 124 Федерального закона N 127-ФЗ, открытие конкурсного производства.
Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет, в силу положений статьи 131 Федерального закона N 127-ФЗ, конкурсную массу, за счет которой в очередности, установленной статьей 134 названного Федерального закона, удовлетворяются требования кредиторов.
Статья 137 Федерального закона N 127-ФЗ относит к требованиям кредиторов третьей очереди, учитываемым отдельно в реестре требований кредиторов и подлежащим удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов, требования по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей.
Согласно разъяснению, данному в пункте 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.06 N 25, требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
При применении данной нормы судам необходимо исходить из того, что Федеральный закон N 127-ФЗ не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 названного Федерального закона.
Одновременно в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.06 N 25 применительно к редакции статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2007, предусматривавшей судебный порядок взыскания налоговых санкций, разъяснялось, что требования о взыскании сумм налоговых санкций, в отношении которых установлен судебный порядок взыскания, включаются судом в реестр требований кредиторов по заявлению уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в порядке, определенном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса.
Финансовая санкция, предусмотренная частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, представляет собой меру ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, аналогичную налоговым санкциям, предусмотренным налоговым законодательством, вследствие чего разъяснение, данное в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.06 N 25, применимо в рассматриваемой ситуации.
Данной статьей также закреплен судебный порядок взыскания суммы штрафа. Это, в частности, означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения правонарушения, вины страхователя, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности.
Поэтому рассмотрение требований о взыскании сумм финансовых санкций в порядке, установленном статьями 71, 100 Федерального закона N 127-ФЗ, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями главы 26 Арбитражного процессуального кодекса. Такое решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника в порядке, установленном статьей 137 названного Федерального закона.
Таким образом, в судебном порядке при разрешении вопроса о принудительном взыскании финансовых санкций будет устанавливаться законность применения мер ответственности, а не решаться вопрос дальнейшего взыскания санкций в рамках дела о банкротстве, в связи с чем основания применения в рассматриваемом споре положений статьи 126 Федерального закона N 127-ФЗ о взыскании обязательных платежей и санкций лишь в деле о банкротстве, отсутствуют.
При таких обстоятельствах вывод суда области о наличии оснований для оставления заявления управления Пенсионного фонда о взыскании с общества "Шилово" финансовой санкции, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, не может быть признан апелляционной коллегией законным и обоснованным, так как он сделан исходя из неверного толкования норм законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и законодательства о несостоятельности (банкротстве).
В связи с изложенным определение арбитражного суда Воронежской области от 21.11.2014 об оставлении заявления управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже по делу N А14-10979/2014 без рассмотрения подлежит отмене, а дело N А14-10979/2014 - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже удовлетворить.
Определение арбитражного суда Воронежской области от 21.11.2014 по делу N А14-10979/2014 отменить.
Направить дело в арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения по существу.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение месяца через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-10979/2014
Истец: УПФ РФ ГУ в г. Воронеже
Ответчик: ООО ЖКХ "Шилово"