город Москва |
|
29 января 2015 г. |
дело N А40-94666/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21.01.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.01.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Мухина С.М., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трескиной М.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "ДПП-Плаза" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.11.2014
по делу N А40-94666/2014, принятое судьей Кузнецовой С.А.
по заявлению ЗАО "ДПП-Плаза" (105005, Москва, Большой Демидовский переулок, дом 12)
к Управлению Росреестра по г. Москве (ОГРН 1097746580822, 115191, Москва, улица Большая Тульская, дом 15); ФГБУ "ФКП Росреестра" (107078, Москва, Орликов переулок, дом 10, строение 1)
третьи лица: Правительство г. Москвы (125032, Москва, улица Тверская, дом 13), Департамент городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674, 115054, Москва, улица Бахрушина, дом 20), Национальный совет по оценочной деятельности (119049, Москва, Ленинский проспект, дом 1/2, корпус 1, офис 1511)
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя: |
Фоменко В.В. по доверенности от 15.05.2014; |
от заинтересованного лица: |
1) Крылова Г.Г. по доверенности от 30.12.2014; 2) от ФГБУ представитель не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) Вейн К.В. по доверенности от 01.09.2013; 2) Вейн К.В. по доверенности от 30.12.2014; представитель не явился, извещен; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.11.2014 в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N 11/481 при Управлении Росреестра по г. Москве от 12.05.2014 N 51-486/2014; обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 при Управлении Росреестра по г. Москве, принять решение об определении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:01:0003011:1094, расположенного по адресу: Москва, Большой Демидовский переулок, дом 12, в размере его рыночной стоимости 704.050.365 руб., установленной по состоянию на 01.01.2013; обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве в течение 10 рабочих дней с даты получения соответствующих сведений от Управления Росреестра по г. Москве внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость здания с кадастровым номером 77:01:0003011:1094 в размере 704.050.365 руб. по состоянию на 01.01.2013; о взыскании с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве в пользу ЗАО "ДПП-Плаза" судебных расходов по оплате услуг лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) в размере 150.000 руб., отказано.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Правительство г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы, Национальный совет по оценочной деятельности.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра" и третьего лица - Национальный совет по оценочной деятельности в судебное заседание не явились, извещены.
Представители лиц, явившихся в судебное заседание, поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ЗАО "ДПП-Плаза" является собственником нежилого 4 этажного здания (подземных гаражей - 3) общей площадью 6.270, 5 кв. м., расположенного по адресу: Москва, Большой Демидовский пер, дом 12 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 17.04.2013).
Постановлением Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП, кадастровая стоимость здания по результатам государственной кадастровой оценки в г. Москве на 01.01.2013 установлена в размере 1.169.312.430, 97 руб.
ЗАО "ДПП-Плаза" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N 11/481, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, представив в обоснование своих доводов отчет об оценке оценщиком рыночной стоимости объекта от 04.03.2014 N АЮ-101-953/0214, подготовленный по заданию общества Независимой оценочной компанией ООО "Атлант-Оценка", согласно которому рыночная стоимость здания определена в размере: в одном случае - 596.652.851 руб. (без учета НДС 18 %), в другом - 465.434.380 руб. (без учета НДС и без учета рыночной стоимости прав на земельный участок).
Решением Комиссии от 12.05.2014 N 51-486/2014 установлено отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от его кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2013, указанной в отчете об определении кадастровой стоимости от утвержденной постановлением Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП на 60 % и указано на несоответствие оформления и содержания отчета об оценке требованиям ст. 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности" в части описания информации, используемой при проведении оценки, установленной федеральными стандартами оценки, в связи с нарушением принципов обоснованности, предусмотренным п. 4 Федерального стандарта оценки N 3, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254.
Полагая решение необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований, поскольку требования заявлены главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508 дано определение кадастровой стоимости, под которой понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено право физических и юридических лиц в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости установлены в п. 11 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, к которым относятся: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений: об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости; о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости (ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре).
Орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе о его кадастровой стоимости; при этом, в ч. 4 названной статьи, в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости, указано решение суда (ч. 3 ст. 16 Закона о кадастре).
Таким образом, кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена не только посредством проведения государственной кадастровой оценки, но также и посредством судебного установления рыночной стоимости земельного участка.
Вместе с тем, заявленные требования по настоящему делу, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости объекта недвижимости на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Права собственника объекта недвижимости, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости здания его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного объекта.
Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости здания, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входит, проверка соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, установление наличия, либо отсутствия факта нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По результатам рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что права и законные интересы заявителя не нарушены, поскольку он не лишен возможности соблюсти установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.11.2014 по делу N А40-94666/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-94666/2014
Истец: ЗАО ДПП-ПЛАЗА
Ответчик: Управление Реестера по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестра
Третье лицо: Департамент городского имущества, Департамент городского имущества г. Москвы, Национальный совет по оценочной деятельности, Правительство Москвы, ФГБУ ФКП Росреестра