г. Томск |
|
2 февраля 2015 г. |
Дело N А45-16187/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.01.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.02.2015.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Скачковой О. А.
Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г.
при участии:
от заявителя: Шестопалова О.В., представитель по доверенности от 15.05.2014, паспорт;
от заинтересованного лица: без участия (извещен);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г. Новосибирска (07АП-12493/14)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.11.2014
по делу N А45-16187/2014 (Судья В.П. Мануйлов)
по заявлению открытого акционерного общества "Региональные электрические сети" (ОГРН 1045402509437, ИНН 5406291470)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г. Новосибирска
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - общество, ОАО "Региональные электрические сети", ОАО "РЭС", заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г. Новосибирска (далее - заинтересованное лицо, Управление, пенсионный фонд, УПФ РФ) о признании недействительным решения от 16.07.2014 N 064/010/2028-2014 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 17.11.2014 (резолютивная часть объявлена судом 10.11.2014) требование заявителя удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, выплаты, произведенные заявителем своим работникам, являются вознаграждением, начисляемым в рамках трудовых отношений, в связи с чем подлежат обложению страховыми взносами.
Подробно доводы Управления изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г. Новосибирска проведена выездная проверка ОАО "Региональные электрические сети" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, о чем составлен акт от 18.06.2014 N 064/010/2028-2014. По результатам выездной проверки вынесено решение от 16.07.2014 N064/010/2028-2014 о привлечении ОАО "РЭС" к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Указанным решением ОАО "РЭС" доначислены страховые взносы в размере 22 216 627, 98 руб., пени в размере 4 473 909, 84 руб., а также общество привлечено к ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 47 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах, Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 4 443 325, 6 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности. Выводы суда первой инстанции соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подлежащих применению, поддерживая которые и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из нижеследующего.
Материалами дела подтверждается, что обществом произведены указанные выше выплаты на основании коллективного договора, согласно которому работникам заявителя предоставляется право на компенсацию 50% установленной и фактически произведенной платы за энергоресурсы. Выплаты производятся вне зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы; трудовым договором они не предусмотрены и не являются вознаграждением за труд. Также в проверяемом периоде ОАО "Региональные электрические сети" производило выплаты своим работникам в связи со смертью родственников - братьев (сестер). Указанные выплаты обществом не включались в облагаемую базу по страховым взносам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. В соответствии с п. 1, 2 ст. 6 Закон N 165-ФЗ, субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию. Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 9 Закона N 165-ФЗ, отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. В силу ст. 20 Закона N 165-ФЗ, уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Законом N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В силу положений статьи 5 Закона N 212-ФЗ, заявитель относится к категории страхователя по обязательному пенсионному страхованию, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанного правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов. Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона. В силу пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с указанными в данной норме основаниями. На основании подпункта "б" пункта 3 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.
По мнению пенсионного фонда, в подпункте "б" пункта 3 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ перечислены все не подлежащие обложению страховыми взносами суммы выплат. Иные выплаты, что находятся за рамками названного положения закона, должны облагаться взносами. При этом согласно статье 2 Семейного кодекса Российской Федерации, к членам семьи, как правило, относятся супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные). Поскольку братья и сестры не относятся к членам семьи лиц, в пользу которых произведены выплаты, заинтересованное лицо полагает, что материальная помощь, оказываемая работнику в связи со смертью этих родственников, подлежит обложению страховыми взносами. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об ошибочности указанных доводов в связи со следующим.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). На основании статьи 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Выплаты работникам в связи со смертью их родственников производятся не в рамках трудовых договоров, соглашений и локальных нормативных актов, а в силу предоставленных дополнительных гарантий и компенсаций и по своей природе являются разновидностью материальной помощи. В то время как согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Вопреки доводам апеллянта, судебная коллегия считает, что в соответствии со статьями 57, 129, 135, 191 ТК РФ, материальная помощь, выданная работнику в связи со смертью родственника или иного лица, не может являться выплатой по трудовому договору, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг. Таким образом, она не подлежит обложению страховыми взносами в полном объеме. Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что оплата на похороны близких родственников не является вознаграждением работника за исполнение им трудовых обязанностей, не гарантирована трудовым договором, не зависит от трудовых успехов работника, следовательно, не должна включаться в базу для начисления страховых взносов.
Кроме того, материалами дела подтверждается компенсация обществом своим работникам на основании коллективного договора 50% установленной и фактически произведенной платы за энергоресурсы.
В Постановлении от 14.05.2013 г. N 17744/12 по делу N А62-1345/2012 Президиум ВАС РФ указал, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения. Президиум ВАС РФ пришел также к выводу, что выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Как правильно указал суд первой инстанции, компенсация выплачивается вне зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, то есть, носит социальный характер. Выплаты трудовым договором не предусмотрены и не являются вознаграждением за труд, поэтому не являются объектом обложения страховыми взносами.
Из материалов дела следует, что выплата материальной помощи предусмотрена коллективным договором, то есть, по своей природе не является вознаграждением за труд, носит социальный характер.
Кроме этого, общество является субъектом энергетической отрасли. В соответствии со ст.23 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), п.26 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178В "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178В) в энергетической отрасли заключено Отраслевое тарифное соглашение, которым установлены общие условия оплаты труда, гарантии и компенсации, льготы работников отрасли. В силу статьи 4 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации" одним из принципов государственного регулирования тарифов является определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями. На федеральном уровне заключены Отраслевые тарифные соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2009-2012 годы, 2013-2015 годы, где установлено, что работникам отрасли предоставляется право на 50- процентную скидку установленной платы за электрическую и тепловую энергию в порядке и на условиях, определяемых непосредственно в организации (п.6.З соглашения). Проанализировав указанные акты, нормы Трудового кодекса, а также то, что ОАО "Региональные электрические сети", являясь участником названного Отраслевого тарифного соглашения, заключило на 2009-2012 гг., 2013-2015 гг. коллективные договоры, в которых предусмотрены компенсации работникам 50% установленной платы за энергоресурсы (электрическую и тепловую энергию), арбитражный суд обоснованно указал в решении, что работодатель, принадлежащий к энергетической отрасли и являющийся участником отраслевого тарифного соглашения, обязан соблюдать условия Соглашения и определить порядок предоставления 50-процентных скидок установленной платы за электрическую и тепловую энергию. Выполнение условий заключенного коллективного договора является обязанностью работодателя. Порядок и нормы предоставления компенсаций, установленные в коллективном договоре и Отраслевом тарифном соглашении, ОАО "Региональные электрические сети" соблюдены. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что названные компенсации установлены в соответствии с действующим законодательством, связаны с предоставлением коммунальных услуг и имеют определенные в соответствии с законодательством нормы компенсаций (50% в месяц). При этом, суд первой инстанции правомерно также указал, что перечень доходов, не облагаемых НДФЛ (статья 217 НК РФ) и перечень доходов, освобожденных от обложения страховыми взносами (статья 9 Закона N 212-ФЗ), схожи. Таким образом, компенсация организациями, присоединившимися к Отраслевому тарифному соглашению, своим сотрудникам затрат на энергоресурсы, не подлежит обложению НДФЛ, так как по своей правовой природе Отраслевое тарифное соглашение является публично-правовым договором - правовым актом, основанием заключения которого является закон. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях ФАС Западно- Сибирского округа от 25.02.2009 N Ф04-1152/2009(1340-А45-49), от 09.02.2009 NФ04-758/2009(264-А45-49), от 02.04.2010 по делу NА45-14603/2009.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. На основании чего, судом первой инстанции правомерно признано недействительным решение Управления от 16.07.2014 N 064/010/2028-2014 о привлечении ОАО "Региональные электрические сети" к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают по существу правильное решение суда первой инстанции, в связи с чем не могут являться основанием для его отмены. При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.11.2014 по делу N А45-16187/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Скачкова О. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-16187/2014
Истец: ОАО "Региональные электрические сети"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г. Новосибирска