г. Саратов |
|
03 февраля 2015 г. |
Дело N А06-6221/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Астраханский порт "Развитие" - Кулагин А.Л., доверенность от 12.01.2015,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области - Кузьмина Л.Ю., доверенность от 26.01.2015 N 6,
от общества с ограниченной ответственностью "Астраханский зерновой терминал" - Истелеев Р.А., доверенность от 17.11.2014 N 23,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Астраханский порт "Развитие" ИНН 3017051440, ОГРН 1073017001639 (г. Астрахань)
на решение арбитражного суда Астраханской области от 17 октября 2014 года по делу N А06-6221/2014 (судья Сорокин Н.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Астраханский порт "Развитие" ИНН 3017051440, ОГРН 1073017001639 (г. Астрахань)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области ИНН 3015011410, ОГРН 1023000863390 (г. Астрахань)
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "Астраханский зерновой терминал" ОГРН 1023000831699, ИНН 3015059228 (г. Астрахань),
о признании решения антимонопольного органа от 03.04.2014 по делу N 31-К-03-14 незаконным и подлежащим отмене, а также о взыскании судебных расходов
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Астраханский порт "Развитие" (далее заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее Управление, антимонопольный орган) от 03.04.2014 года по делу N 31-К-03-14.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Астраханский зерновой терминал".
Решением арбитражного суда Астраханской области от 17 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Астраханский порт "Развитие", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 25 декабря 2014 года.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 03.04.2014 комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) было принято решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 31-К-03-14, которым установлен факт нарушения ООО "Астраханский порт "Развитие" пунктов 5 и 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по подаче и уборке вагонов в границах принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования в виде экономически и технологически необоснованного отказа от заключения с обществом с ограниченной ответственностью "Астраханский зерновой терминал" договора, регулирующего отношения по подаче и уборке вагонов на железнодорожном пути необщего пользования общества с ограниченной ответственностью "Астраханский порт "Развитие", а также в виде создания обществу с ограниченной ответственностью "Астраханский зерновой терминал" препятствий доступу на рынок услуг по перевалке грузов.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, ООО "Астраханский порт "Развитие" обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что действия ООО "Астраханский порт "Развитие" являются неправомерными, не соответствующими требованиям ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, как препятствующие доступу ООО "Производственное объединение "Железобетон" на рынок услуг по перевалке грузов.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Астраханский порт "Развитие" является собственником железнодорожного пути необщего пользования, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Пушкина, 50б (свидетельства о государственной регистрации права от 29.06.2007, серия 30АА, N 154848; от 29.06.2007, серия 30АА, N 154849; от 29.06.2007, серия 30АА, N 154850).
Данный железнодорожный путь примыкает к железнодорожному пути N 20 станции Правый Берег Приволжской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги", а также к железнодорожному пути необщего пользования ООО "Производственно - коммерческая фирма "Волга-порт", который в свою очередь, примыкает к железнодорожному пути необщего пользования общества с ограниченной ответственностью "Астраханский зерновой терминал", что следует из технических паспортов этих железнодорожных путей и не отрицается сторонами.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Астраханский зерновой терминал", осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с доставкой грузов железнодорожным транспортом по указанным железнодорожным путям, в том числе оказывает услуги по перевалке грузов.
В силу фактического расположения данных железнодорожных путей, складов и погрузочно-разгрузочных площадок общества с ограниченной ответственностью "Астраханский зерновой терминал" у него отсутствует иная возможность обеспечения доставки грузов, кроме как вступать в правоотношения с ООО "Астраханский порт "Развитие" по подаче и уборке вагонов на принадлежащем последнему железнодорожном пути.
В этой связи между обществом с ограниченной ответственностью "Астраханский зерновой терминал" и ООО "Астраханский порт "Развитие" 01.01.2013 был заключен договор N Р043Т-01/2013, регулирующий взаимоотношения сторон при подаче-уборке вагонов общества с ограниченной ответственностью "Астраханский зерновой терминал" на железнодорожном пути необщего пользования общества "Астраханский порт "Развитие".
По данному договору ООО "Астраханский порт "Развитие" (исполнитель) обязалось обеспечивать подачу обществу с ограниченной ответственностью "Астраханский зерновой терминал" (контрагент) вагонов, прибывающих в адрес последнего, своим локомотивом от стрелки N 84 до стрелки N 64 после постановки их на приемо-сдаточный путь локомотивом ОАО "Российские железные дороги", а также их уборку на выставочный путь после выгрузки/погрузки вагонов контрагентом, а ООО "Астраханский зерновой терминал" обязалось перечислять исполнителю сумму причитающихся платежей за подачу-уборку вагонов (пункты 2.1.1, 2.2.1).
Срок действия договора установлен сторонами до 31.12.2013 без пролонгации.
Письмом от 03.12.2013 N 341 ООО "Астраханский порт "Развитие" уведомило ООО "Астраханский зерновой терминал" о том, что планирует проведение в период с 01.01.2014 по 01.03.2014 капитального ремонта принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, в связи с чем до окончания ремонтных работ не будет заключать с ООО "Астраханский зерновой терминал" договор, регулирующий отношения по подаче и уборке вагонов, на 2014 год.
Посчитав необоснованным отложение срока заключения договора до момента окончания ремонтных работ на железнодорожном пути, ООО "Астраханский зерновой терминал" 10.12.2013 обратилось к ООО "Астраханский порт "Развитие" с заявлением о заключении договора, регулирующего отношения по подаче и уборке вагонов, на 2014 год с 01.01.2014 (письмо от 10.12.2013 N 222).
В ответ на полученное от ООО "Астраханский зерновой терминал" заявление ООО "Астраханский порт "Развитие" направило ему письмо от 30.12.2013 N 369, в котором сообщило об отказе в заключении договора в период с 01.01.2014 по 01.03.2014.
По состоянию на 01.04.2014 ремонт железнодорожного пути ООО "Астраханский порт "Развитие" произведен не был, что ООО "Астраханский порт "Развитие" объясняет отсутствием у него денежных средств, необходимых для оплаты ремонтных работ.
На полученное от ООО "Астраханский зерновой терминал" предложение о проведении совместного ремонта железнодорожного пути, оформленное письмом от 13.01.2014, ООО "Астраханский порт "Развитие" не ответило.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В частности, ее пунктом 5 запрещены экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, а пунктом 9 запрещено создание препятствий к доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" сферой деятельности субъектов естественных монополий является, в том числе, сфера железнодорожных перевозок.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте) перевозочным процессом является совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении пере-возок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
Поскольку для осуществления перевозки грузов в определенных случаях необходимо оказание услуг по подаче и уборке вагонов, перевозка грузов и оказание таких услуг (как в местах общего, так и необщего пользования) представляют собой единый технологический процесс железнодорожных перевозок, подпадающий под сферу регулирования законодательства о естественных монополиях.
Таким образом, правоотношения по подаче и уборке вагонов возникают, изменяются и прекращаются в условиях естественной монополии (отсутствия конкуренции).
Кроме того, услуги по подаче и уборке вагонов, оказываемые на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования, включены в Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством (подпункт "а" пункта 4, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643).
Для ООО "Астраханский порт "Развитие" тарифы на услуги по подаче и уборке вагонов (их предельный максимальный уровень) на принадлежащем ему железнодорожном пути необщего пользования на 2014 год утверждены постановлением Правительства Астраханской области от 27.11.2013 N 486-П.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод антимонопольного органа, поддержанный судом первой инстанции о том, что ООО "Астраханский порт "Развитие" имеет статус доминанта на рынке услуг по подаче и уборке вагонов в границах принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования с долей, составляющей 100%.
На отношения, связанные с перевозкой грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, распространяется действие Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ).
Статьей 60 УЖТ РФ определено, что отношения между контрагентом (грузоотправителем или грузополучателем, а также владельцем железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, в том числе по поводу подачи и уборки вагонов, регулируются заключенным между ними договором.
В силу статей 274, 277, 426 Гражданского кодекса РФ заключение такого договора владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, является обязательным.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" также указано, заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом (статья 60 УЖТ РФ).
Таким образом, заключение обществом "Астраханский порт "Развитие" договора, регулирующего отношения по подаче и уборке вагонов на принадлежащем ему железнодорожном пути, с ООО "Астраханский зерновой терминал" обязательно, за исключением случаев, когда заключению такого договора препятствуют объективные обстоятельства экономического либо технологического характера.
В обоснование заявленных требований, а также в апелляционной жалобе ООО "Астраханский порт "Развитие" указывает на то, что таким обстоятельством в рассматриваемом случае является необходимость проведения капитального ремонта железнодорожного пути.
Апелляционный суд считает, что вышеприведенные обществом обстоятельства не соответствуют материалам дела и действующему законодательству в силу нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о железнодорожном транспорте железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность. Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Частью 5 статьи 16 Закона о железнодорожном транспорте уполномоченному представителю федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта предоставлено право проверять техническое состояние железнодорожных путей необщего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также соблюдение требований безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ при погрузке грузов в вагоны и контейнеры и их выгрузке из вагонов и контейнеров. При обнаружении на железнодорожном пути необщего пользования неисправностей, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов, уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта составляет акт. Не основании этого акта соответствующее должностное лицо владельца инфраструктуры запрещает подачу железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь необщего пользования или его участок, указанные в этом акте, до устранения неисправностей.
Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - Правила технической эксплуатации).
Данные правила обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и их работниками.
Согласно пункту 17 Правил технической эксплуатации конструкция и состояние железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих непосредственно или через другие железнодорожные пути необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования, расположенных на них сооружений и устройств должны соответствовать нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов иного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. Техническое обслуживание, ремонт (включая межремонтные сроки) и содержание сооружений и устройств инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования обеспечивается в порядке, установленном, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования на основании норм и правил, а также технической документации.
Владелец инфраструктуры, владелец железнодорожных путей необщего пользования, соответственно, определяют периодичность комиссионного осмотра стрелочных переводов, главных и приемо-отправочных железнодорожных путей железнодорожных станций, сроки и мероприятия по устранению обнаруженных неисправностей, а также учет результатов осмотра в соответствии с нормами и правилами (пункт 39 Правил технической эксплуатации).
Ремонт сооружений и устройств должен производиться при обеспечении безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, охраны труда без нарушения графика движения поездов. Для производства ремонтных и строительных работ в графике движения поездов должны предусматриваться технологические окна (время, в течение которого прекращается движение поездов по перегону, отдельным железнодорожным путям перегона или железнодорожной станции для производства ремонтно-строительных работ) и учитываться ограничения скорости, вызываемые этими работами (пункт 40 Правил технической эксплуатации).
В подтверждение необходимости проведения ремонтных работ на принадлежащем ему железнодорожном пути необщего пользования ООО "Астраханский порт "Развитие" представило в материалы дела копию акта визуального осмотра данного пути с 22.11.2013, подписанного комиссией в составе работников данного общества Б.Б. Гасанова (исполнительный директор) и А.П. Мамыкина (главный инженер), а так же индивидуального предпринимателя А.А. Судакова и содержащего перечень неисправностей, а в подтверждение наличия намерения обеспечить проведение ремонтных работ - копию приказа генерального директора общества Д.Н. Нещадимова от 29.11.2013 N 8-п/37 "О проведении ремонтных работ на путях необщего пользования", которым установлена дата начала и планируемая дата окончания ремонтных работ (01.01.2014 01.03.2014 соответственно), копию заключенного между обществом и индивидуальным предпринимателем А.А. Судаковым договора от 25.12.2013 N 01/10 на ремонт пути необщего пользования, копию утвержденного обществом 25.12.2013 локального сметного расчета N 01 на проведение ремонтных работ и копию письма ОАО "Российские железные дороги" от 26.03.2014, в котором перечислены нарушения обществом Правил технической эксплуатации.
Вместе с тем, ООО "Астраханский порт "Развитие" не представило доказательства невозможности проведения ремонтных работ на железнодорожном пути необщего пользования с установлением технологических окон в графике движения поездов по этому пути, в частности, документальное подтверждение проведения представителем федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта проверки технического состояния железнодорожного пути ООО "Астраханский порт "Развитие" и составление им акта, который содержит описание неисправностей, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов, и на основании которого общество вправе запретить подачу железнодорожного подвижного состава на данный железнодорожный путь или его участок.
Кроме того, из смысла письма ООО "Астраханский порт "Развитие" от 22.01.2013 N 20, следует, что сама по себе возможность предусмотреть для производства работ по ремонту железнодорожного пути технологические окна в графике движения поездов у общества имеется.
В данном письме в качестве причины отказа от установления технологических окон указано не на техническое состояние железнодорожного пути, а на удорожание стоимости ремонтных работ и увеличение срока их проведения.
Вместе с тем, довод ООО "Астраханский порт "Развитие" об удорожании стоимости ремонтных работ в случае установления технологических окон не нашел своего подтверждения при рассмотрении спора, поскольку в материалах дела имеется письмо общества с ограниченной ответственностью "Ремпуть", имеющего допуск к работам по устройству железнодорожных путей (свидетельство от 16.08.2013 N 1584.03-2010-3016051341-С 133), в котором данное общество по результатам анализа локального сметного расчет ООО "Астраханский порт "Развитие" пришло к выводу о том, что при проведении указанных в расчете работ возможно установление технологических окон без увеличения стоимости работ.
С учетом изложенного антимонопольный орган обоснованно указал в оспариваемом решении на наличие у ООО "Астраханский порт "Развитие" возможности организовать проведение ремонтных работ железнодорожного пути с установлением технологических окон.
Более того, на совещании в Министерстве промышленности транспорта и природных ресурсов Астраханской области, которое проводилось 18.12.2013 и на котором обсуждался вопрос обеспечения бесперебойной эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования ООО "Астраханский порт "Развитие" в 2014 году, представители ООО "Астраханский порт "Развитие" (Д.Н. Нещадимов, Р.Б. Гасанов) в качестве причины остановки деятельности общества по подаче и уборке вагонов указали на утверждение регулятором (постановление Правительства Астраханской области от 27.11.2013 N 486-П) необоснованно заниженных тарифов на оказываемые обществом услуги по подаче и уборке вагонов на 2014 год (протокол совещания от 18.12.2013, письмо Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области от 29.01.2014 N 08-11/395).
Однако, решение регулятора об утверждении тарифов на 2014 год обществом не было оспорено в установленном порядке, вследствие чего отсутствуют основания для вывода, о том что утвержденные тарифы являются необоснованными и их применение может повлечь возникновение у общества убытков.
Доказательств наличия у ООО "Астраханский зерновой терминал" задолженности по оплате услуг по подаче и уборке вагонов, оказанных ООО "Астраханский порт "Развитие" в 2013 году, общество в материалы дела не представлено.
Таким образом, факт наличия объективных причин, исключающих возможность заключения между ООО "Астраханский зерновой терминал" и ООО "Астраханский порт "Развитие" договора, регулирующего отношения по подаче и уборке вагонов, обществом не доказан и документально не подтвержден.
При таких обстоятельствах, действия ООО "Астраханский порт "Развитие" по отказу в заключении договора являются необоснованными и правомерно квалифицированы антимонопольным органом по пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В отсутствие заключенного с ООО "Астраханский порт "Развитие" договора, регулирующего отношения по подаче и уборке вагонов, ООО "Астраханский зерновой терминал" лишено возможности осуществлять деятельность по перевалке грузов (исполнять обязательства по заключенным договорам, заключать новые договоры) с использованием принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, в непосредственной близости от которого расположены его склады и погрузочно-разгрузочные площадки.
Общество в апелляционной жалобе ссылается на то, что основания для принятия решения о закрытии принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования в виде наличия неисправностей, препятствующих безопасной эксплуатации данного железнодорожного пути подтверждаются актом визуального осмотра спорного железнодорожного пути подписанного комиссией в составе работников ООО "Астраханский порт "Развитие" и индивидуального предпринимателя А.А. Судакова, и справкой от выданной ревизором по безопасности движения поездов Астраханского территориального управления Приволжской железной дороги филиала ОАО "Российские железные дороги". С фактом закрытия железнодорожного пути заявитель связывает отсутствие возможности для заключения договора, регулирующего отношения по подаче и уборке вагонов на этом пути.
Довод заявителя о наличии у него правовых оснований для закрытия железнодорожного пути и, как следствие, для отказа от заключения договора, регулирующего отношения по подаче и уборке вагонов, противоречит положениям Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее Закон о железнодорожном транспорте) и Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 N 286 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28.01.2011 N 19627).
Частью 5 статьи 16 Закона о железнодорожном транспорте установлен порядок закрытия железнодорожных путей необщего пользования (полного прекращения их эксплуатации), который предусматривает:
- проверку уполномоченным представителем федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта технического состояния железнодорожных путей необщего пользования;
- составление акта уполномоченным представителем федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при условии обнаружения на железнодорожном пути необщего пользования неисправностей, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
- запрещение соответствующим должностным лицом владельца инфраструктуры на основании акта уполномоченного представителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта подачи железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь необщего пользования или его участок, указанные в этом акте, до устранения неисправностей.
Из вышеизложенного следует, что запрещение эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования является публично-правовой мерой и относится к компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, которым в силу постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 397 является Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор).
Акт визуального осмотра железнодорожного пути ООО "Астраханский порт "Развитие" от 22.11.2013, подписанный комиссией в составе работников данного общества и индивидуального предпринимателя А.А. Судакова, и справка от 22.05.2014, выданная ревизором по безопасности движения поездов Астраханского территориального управления Приволжской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги", на которые ссылается заявитель в обоснование своей позиции о правомерности закрытия железнодорожного пути, не являются актами компетентного федерального органа исполнительной власти (Росжелдор) и не влекут возникновение у заявителя права на полное прекращение эксплуатации железнодорожного пути.
Указанные документы, в отсутствие предусмотренного частью 5 статьи 16 Закона о железнодорожном транспорте акта представителя Росжелдора, могут рассматриваться исключительно в качестве оснований для проведения ремонтных работ на железнодорожном пути в порядке, который определен Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
Согласно данному порядку ремонт сооружений и устройств должен производиться без нарушения графика движения поездов. Для производства ремонтных и строительных работ в графике движения поездов должны предусматриваться технологические окна (время, в течение которого прекращается движение поездов по перегону, отдельным железнодорожным путям перегона или железнодорожной станции для производства ремонтно-строительных работ) и учитываться ограничения скорости вызываемые этими работами (пункт 40).
Имеющееся в материалах дела письмо общества с ограниченной ответственностью "Ремпуть", допущенного к работам по устройству железнодорожные путей (свидетельство от 16.08.2013 N 1584.03-2010-3016051341-С-133), подтверждает возможность проведения ремонтных работ на спорном железнодорожном пути с установлением технологических окон. Заявитель же ни антимонопольному органу, ни судам первой и апелляционной инстанций не представил какие-либо доказательства, опровергающие наличие у него такой возможности, ограничившись ссылкой на документы, свидетельствующие только лишь о необходимости устранения ряда недостатков.
Отказ заявителя от заключения договора с учетом указанных им обстоятельств является необоснованным и правильно расценен антимонопольным органом как злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает правомерными выводы суда о том, что решение УФАС по Астраханской области соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований правомерно отказано.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 17 октября 2014 года по делу N А06-6221/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Астраханский порт "Развитие" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-6221/2014
Истец: ООО "Астраханский порт "Развитие"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
Третье лицо: ООО "Астраханский зерновой терминал", ООО "Астраханский зерновой терминал", Двеннадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22689/13
18.03.2015 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6221/14
03.02.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12941/14
31.12.2014 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6221/14
17.10.2014 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6221/14