г. Томск |
|
3 февраля 2015 г. |
Дело N А03-4028/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2015 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей С.Н. Хайкиной, Л.Е. Ходыревой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В. Фаст с использованием средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - без участия (извещен),
от заинтересованного лица - С.Л. Овчинниковой по доверенности от 29.05.2013, удостоверение,
от третьих лиц - без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 29 октября 2014 г. по делу N А03-4028/2014 (судья В.В. Синцова)
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" (ОГРН 1042200840989, ИНН 2248004597, 658980, Алтайский край, с. Ключи, ул. Антонова, д. 19; 656056, г. Барнаул, а/я 117)
к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (656043, г. Барнаул, пр. Красноармейский, д. 9)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1. Администрация Ключевского района Алтайского края (658980, Алтайский край, с. Ключи, ул. Центральная, д. 22)
2. Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края (658980, Алтайский край, с. Ключи, ул. Центральная, д. 22)
о признании незаконным бездействия в виде непринятия мер по приостановлению осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах структурного (обособленного) подразделения Администрации Ключевского района Алтайского края - Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальщик" (далее - заявитель, предприятие, МУП "Коммунальщик") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление, УФК по Алтайскому краю) о признании незаконным бездействия в виде непринятия мер по приостановлению осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах структурного (обособленного) подразделения Администрации Ключевского района Алтайского края - Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края, об обязании Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента исполнения в полном объеме исполнительного листа АС N 006454732, выданного 26.06.2013 Арбитражным судом Алтайского края по делу N А03-1364/2009.
Определением суда от 19.03.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Ключевского района Алтайского края (далее - администрация) и Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края (далее - комитет).
Решением суда от 29.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, предприятие обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в полном объеме, признать незаконным бездействие управления в виде непринятия мер по приостановлению осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах структурного (обособленного) подразделения Администрации Ключевского района Алтайского края - Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края, обязать управление приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента исполнения в полном объеме исполнительного листа АС N 006454732, выданного 26.06.2013 Арбитражным судом Алтайского края по делу N А03-1364/2009.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края входит в структуру Администрации Ключевского района Алтайского края и является структурным подразделением администрации, в связи с чем управление обязано приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах комитета. Также считает, что Решение Ключевского районного Собрания депутатов Алтайского края от 30.09.2013 N 175 подлежит критической оценке и не может служить доказательствам наличия или отсутствия статуса структурного подразделения администрации района. Кроме того указывает о намеренном выведении со счетов администрации района бюджетных средств с целью уклонения от исполнения за счет средств казны района судебных актов о взыскании с администрации денежных средств.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо и администрация представили возражения на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По их мнению, решение суда законно и обоснованно.
Подробно доводы изложены в возражениях на апелляционную жалобу.
Комитет отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представил.
В судебном заседании представитель управления просила в удовлетворении жалобы отказать, считает решение суда законным и обоснованным
Заявитель и третьи лица о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. 22.01.2015 от апеллянта поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя управления, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.10.2009 по делу N А03-1364/2009 МУП "Коммунальщик" признано несостоятельным (банкротом), открыта процедура банкротства конкурсное производство.
Определением суда от 11.03.2013 по делу N А03-1364/2009 с Администрации Ключевского района Алтайского края за счет казны муниципального образования "Ключевской район Алтайского края" в пользу МУП "Коммунальщик" в порядке субсидиарной ответственности взыскано 4134410 руб. 20 коп.
26.06.2013 Арбитражным судом Алтайского края выдан исполнительный лист серии АС N 006454732 о взыскании в субсидиарном порядке денежных средств, должником в котором указана Администрация Ключевского района Алтайского края.
Исполнительный лист серии АС N 006454732 МУП "Коммунальщик" предъявило к исполнению в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю.
05.09.2013 управление письмом N 17-15-30/8188 возвратило исполнительный лист взыскателю без исполнения.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 07.02.2014 по делу N А03-17176/2013 действия управления по возврату исполнительного листа признаны незаконными.
16.12.2013 заявитель повторно предъявил для исполнения в управление исполнительный лист серия АС N 006454732, который принят к исполнению в порядке статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
27.01.2014 управление на запрос конкурсного управляющего МУП "Коммунальщик" по вопросу исполнения исполнительного листа серия АС N 006454732 сообщило, что исполнительный лист принят к исполнению на основании статьи 242.5 БК РФ. Согласно пункту 2 статьи 242.5 БК РФ должнику - Администрации Ключевского района 19.12.2013 вручено уведомление о поступлении исполнительного документа. В соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ должник 31.12.2013 представил в управление информацию о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа. В связи с отсутствием неиспользованных бюджетных данных, отраженных на лицевом счете должника по соответствующему коду бюджетной классификации, платежный документ должником не представлялся. Также управление сообщило, что с 30.08.2013 по 27.01.2014 бюджетные данные по коду бюджетной классификации, указанному должником, не доводились. С 29.04.2013 операции на лицевом счете должника приостановлены (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) в связи с неисполнением исполнительных документов.
21.02.2014 управлением дан подобный вышеназванному ответ на запрос заявителя, с указанием на то, что по состоянию на 19.02.2014 в связи с отсутствием неиспользованных бюджетных данных, отраженных на лицевом счете должника по соответствующему коду бюджетной классификации, платежный документ должником не представлялся.
Заявитель, полагая, что бездействие управления незаконно, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не установил оснований для совершения процессуальным ответчиком действий по приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и его структурных подразделений на дату обращения заявителя (05.03.2014) в суд с настоящим требованием по указанным заявителям основаниям (пункт 3, 7 статьи 242.5 БК РФ), при этом суд учел, что уже на дату принятия управлением к исполнению исполнительного листа серии АС N 006454732 операции на лицевом счете должника - Администрации Ключевского района Алтайского края приостановлены в связи с неисполнением исполнительных документов (с 29.04.2013).
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ NО судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится. Пунктом 3 статьи 239 БК РФ установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлениях от 08.06.2010 по делу N 401/10 и от 01.11.2011 по делу N 7608/11, органы Федерального казначейства наделены полномочиями по совершению действий обязывающего характера в отношении финансовых обязательств бюджетополучателей, являющихся должниками по исполнительным документам.
Предусмотренный главой 24.1 БК РФ порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, является единым для всех случаев передачи гражданам и организациям бюджетных средств.
Согласно положениям пункта 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (пункт 4 статьи 242.1 БК РФ).
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23), согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 23 при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения (далее - учреждение) в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 БК РФ с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
Согласно пункту 3 статьи 242.5 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
В силу пункта 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Как следует из материалов дела, на основании определения суда от 11.03.2013 по делу N А03-1364/2009 с Администрации Ключевского района Алтайского края за счет казны муниципального образования "Ключевской район Алтайского края" в пользу МУП "Коммунальщик" в порядке субсидиарной ответственности взыскано 4134410 руб. 20 коп.
Указанное свидетельствует о том, что должником по требованию истца является именно Администрация Ключевского района Алтайского края, которая ответственна за его исполнение.
26.06.2013 судом выдан исполнительный лист серии АС N 006454732 о взыскании в субсидиарном порядке денежных средств, должником в котором также указана Администрация Ключевского района Алтайского края.
Исполнительный лист серия АС N 006454732 МУП "Коммунальщик" предъявило к исполнению в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю.
Согласно информации администрации, предоставленной в управление об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации на 2014 год, задолженность по указанному исполнительному листу образовалась за счет недофинансирования бюджетных средств бюджета Ключевского района в сумме 4134410, 22 руб. - расходы за счет казны в порядке субсидиарной ответственности. При поступлении средств расчет будет произведен своевременно.
Установленный БК РФ порядок исполнения судебного акта произведен УФК по Алтайскому краю в установленный срок, в том числе и приостановление операций по счету должника.
Основные доводы апеллянта сводятся к тому, что Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края входит в структуру Администрации Ключевского района Алтайского края и является структурным подразделением администрации, в связи с чем управление обязано приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах комитета.
Данные довода заявителя отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с Приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н "О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федеральным казначейством" (далее - ПорядокN 24н) на обособленное подразделение получателя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, указанное в их учредительных документах, действующее на основании утвержденного получателем бюджетных средств (получателем бюджетных средств, осуществляющим операции со средствами во временном распоряжении, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета) положения, наделенное имуществом, находящимся в оперативном управлении получателя бюджетных средств (получателя бюджетных средств, осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета), и обязанностью ведения бюджетного учета (далее - обособленное подразделение), распространяются, соответственно, положения настоящего Порядка, регламентирующие вопросы в отношении получателя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (пункт 2.2).
Пунктом 42 Порядка N 24н определены особенности открытия лицевых счетов клиентам, являющимся участниками бюджетного процесса - дополнительно обособленное подразделение представляет ходатайство участника бюджетного процесса, создавшего обособленное подразделение, об открытии лицевых счетов обособленному подразделению, подписанное руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) участника бюджетного процесса, создавшего обособленное подразделение. При этом обособленному подразделению открываются только те виды лицевых счетов, которые открыты создавшему его участнику бюджетного процесса.
Уставом муниципального образования Ключевский район Алтайского края, принятого решением Ключевского районного Собрания депутатов Алтайского края от 22.04.2013 N 125 определено, что администрация района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального района. Структура администрации района утверждается районным Собранием депутатов по представлению Главы администрации района. Администрация района обладает правами юридического лица и действует на основании Устава (статья 39).
Решением Ключевского районного Собрания депутатов Алтайского края от 30.09.2013 N 175 утверждена структура администрации Ключевского района, признаны утратившими силу ряд решений районного Собрания депутатов, в том числе решение N 264 от 10.12.2009 "Об утверждении структуры администрации района".
Из анализа указанных решений следует, что единственным Комитетом, непосредственно входящим в структуру Администрации района, является Комитет по образованию.
Также из письма администрации N 391 от 07.04.2014 следует, что в структуру администрации как учреждения входят различные отделы, главное управление по экономическому развитию и имущественным отношениям, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, не обладающие статусом юридического лица.
Положением о Комитете по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края, утвержденном постановлением администрации Ключевского района от 26.05.2006 N 132, установлено, что комитет является органом исполнительной власти района (пункт 1). Финансирование расходов на содержание комитета осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах сумм, предусмотренных законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий год (пункт 8). Комитет наделяется правами юридического лица (пункт 9).
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края внесен в ЕГРЮЛ и ему присвоен ОГРН 1022202316355. Комитету по финансам в управлении открыт лицевой счет получателя бюджетных средств.
С учетом изложенного, Комитет по финансам налоговой и кредитной политике является самостоятельным юридическим лицом, ему открыт лицевой счет как получателю бюджетных средств и он не является структурным (обособленным) подразделением Администрации Ключевского района Алтайского края.
Довод апеллянта о том, что Решение Ключевского районного Собрания депутатов Алтайского края от 30.09.2013 N 175 подлежит критической оценке и не может служить доказательствам наличия или отсутствия статуса структурного подразделения администрации района, не принимается апелляционным судом, поскольку указанное решение в установленном законом порядке не отменено, не признано в судебном порядке недействующим, следовательно, является действующим и подлежит применению.
Также подлежат отклонению доводы заявителя о намеренном выведении со счетов администрации района бюджетных средств с целью уклонения от исполнения за счет средств казны района судебных актов о взыскании с администрации денежных средств, поскольку не обоснованы заявителем со ссылками на нормы права, не подтверждены соответствующими относимыми и допустимыми доказательствами, в связи с чем данное утверждение апеллянта само по себе не может рассматриваться в качестве основания для переоценки выводов суда первой инстанции в этой части.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно не усмотрел бездействия УФК по Алтайскому краю при исполнении исполнительного листа серия АС N 006454732 в виде непринятия мер по приостановлению осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах структурного (обособленного) подразделения Администрации Ключевского района Алтайского края - Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом этого, заявитель по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действия (бездействия) государственных органов обязан доказать только те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов, в том числе в части подтверждения нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение указанных норм заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о безусловном нарушении прав и законных интересов, указанные в ходе рассмотрения дела предприятием обстоятельства сами по себе об этом не свидетельствуют.
Между тем в подтверждение нарушения прав и интересов заявителя судом могут быть приняты только такие последствия издания ненормативного правового акта, совершения действий (бездействия), которые в результате действия оспариваемого акта, совершения действий (бездействия), в определенный период времени фактически повлекли возникновение либо прекращение юридических прав или обязанностей в отношении заявителя, нарушающих его законные интересы. Само по себе совершение действий (бездействия), не может свидетельствовать о нарушении прав и интересов заявителя, при отсутствии доказательств обратного.
Таким образом, принимая во внимание, что указанные предприятием нарушения прав носят лишь вероятностный характер и не подтверждены соответствующими доказательствами, указанное в силу статьи 4 АПК РФ исключает возможность защиты прав, ограничение и нарушение которых не наступило в результате совершения действий (бездействия) управления.
Оценивая иные доводы апеллянта применительно к изложенным выше обстоятельствам апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, предмета оспариваемого бездействия и доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается нарушений прав и законных интересов заявителя. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении и апелляционной жалобе доводы, в арбитражный суд не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых действий (бездействия) и об отсутствии нарушения в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
При обращении апеллянта в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой поступил чек-ордер от 28.10.2014 на сумму 2000 руб. государственной пошлины, уплаченной Кузьменко Викторией Ивановной.
В соответствии с частью 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб., на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 29 октября 2014 г. по делу N А03-4028/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Коммунальщик" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 28.10.2014 Кузьменко Викторией Ивановной.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
С.Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-4028/2014
Истец: МУП " Коммунальщик"
Ответчик: УФК по Алтайскому краю
Третье лицо: Комитет администрации Ключевского района по финансам,налоговой и кредитной политике, Администрация Ключевского района АК