г. Санкт-Петербург |
|
04 февраля 2015 г. |
Дело N А56-52657/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: В.В.Медведевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): предст. Егоров Г.А. - доверенность N 58 от 22.12.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28961/2014) открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2014 по делу N А56-52657/2014 (судья Салтыкова С.С.), принятое
по иску (заявлению) открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
о признании незаконным распоряжения от 23.07.2014 N 78-00-03/26-0162
установил:
Открытое страховое акционерное общество "Ингосстрах" (ОГРН 1027739362474, адрес: 117997, г. Москва, ул. Пятницка, д. 12, стр. 12; далее - ОСАО "Ингосстрах", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление) о проведении проверки, оформленного в виде распоряжения от 23.07.2014 N 78-00-03/26-0162.
Решением суда от 23.10.2014 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В апелляционной жалобе ОСАО "Ингосстрах" просит решение суда от 23.10.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленное Обществом требование. Податель жалобы ссылается на то, что Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу не наделено полномочиями на проведение проверки деятельности Общества как субъекта страхового дела.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда от 23.10.2014 без изменения.
ОСАО "Ингосстрах" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившей от гражданки Балан-Ильевской У.С. жалобы на действия Общества, выразившиеся в навязывании потребителям услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев квартир (Экспресс ГО), а также страхованию жизни и здоровья водителя и пассажиров (АвтоНС) при оформлении полисов КАСКО, Управлением 23.07.2014 вынесено распоряжение N 78-00-03/26-0162 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении Общества.
Не согласившись с вынесенным распоряжением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, в удовлетворении которого судом отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции от 23.10.2014 в связи со следующим.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно подпункту "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, о нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В силу пункта 1 статьи 15 Закона N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с абзацем 3 преамбулы Закона о защите прав потребителей, потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", отношения по договору страхования, как личного, так и имущественного, относятся к числу отношений с участием потребителей, к которым Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
В соответствии со статьей 40 Закона о защите прав потребителей федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункта 1).
Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя:
1) организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, предписаний должностных лиц органа государственного надзора;
2) организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2).
В силу пункта 3 статьи 40 Закона о защите прав потребителей к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров), применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по организации и осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Реализацию соответствующих полномочий Роспотребнадзор осуществляет, исходя из содержания федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, определенного положениями статьи 40 Закона о защите прав потребителей.
Как следует из материалов дела, основанием для проведения в отношении Общества внеплановой проверки и издания Управлением распоряжения от 23.07.2014 N 78-00-03/26-0162 послужило обращение гражданки Балан-Ильевской У.С. о нарушении ее прав как потребителя услуг, оказываемых Обществом. Как следует из текста оспариваемого распоряжения, задачами проверки определено соблюдение законодательства по защите прав потребителей; предметом проверки определено соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что проведение проверки инициировано с целью обеспечения защиты прав потребителя (обратившегося в адрес административного органа физического лица), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что распоряжение от 23.07.2014 N 78-00-03/26-0162 о проведении внеплановой проверки вынесено Управлением в пределах предоставленных полномочий.
Реализуя свои административные полномочия в установленной сфере деятельности (защита прав потребителей), Управление в рассматриваемом случае не подменяет деятельность уполномоченных органов при осуществлении страхового надзора. Как следует из материалов дела, целью внеплановой проверки Общества по распоряжению от 23.07.2014 N 78-00-03/26-0162 не являлось осуществление страхового надзора в смысле статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Распоряжение от 23.07.2014 N 78-00-03/26-0162 о проведении внеплановой документарной проверки Общества вынесено заместителем руководителя Управления в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 и части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ. Оспариваемое распоряжение соответствует требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ.
При таких обстоятельствах, распоряжение Управления от 23.07.2014 N 78-00-03/26-0162 является законным, не возлагает на Общество дополнительных (помимо установленных законом) обязанностей, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного ОСАО "Ингосстрах" требования.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 23.10.2014 не имеется.
Расходы по государственной пошлине в сумме 1000 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат оставлению на подателе жалобы.
Государственная пошлина в размере 1000 рублей, излишне уплаченная ОСАО "Ингосстрах" при обращении в суд с апелляционной жалобой платежным поручением N 918812 от 10.11.2014 (подпункт 3 во взаимосвязи с подпунктом 12 пункта первого статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), подлежит возврату Обществу из федерального бюджета в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 октября 2014 года по делу N А56-52657/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах" - без удовлетворения.
Возвратить открытому страховому акционерному обществу "Ингосстрах" из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-52657/2014
Истец: Открытое страховое акционерное общество "Ингосстрах"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, Федеральная службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека