г. Москва |
|
05 февраля 2015 г. |
Дело N А40-138266/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Н.О. Окуловой
Судей Е.А. Солоповой, В.Я. Голобородько
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Щетининым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2014, принятое судьей Г.А. Карповой по делу N А40-138266/14
по заявлению ООО "Компания Полярное Сияние" (ОГРН 1028301647593)
к Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (ОГРН 1047702057765)
о признании недействительным решения от 29.05.2014 N 52-16-15/2642
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Бочкарева В.А. по дов. N 167 от 15.12.2014, Никонова Л.С. по дов. N 168 от 15.12.2014, Томаров В.В. по дов. N 116 от 29.07.2014
от заинтересованного лица - Ревякин А.В. по дов. N 43 от 10.11.2014, Кузьмина Ю.В. по дов. N 47 от 03.12.2014, Крюков А.Ю. по дов. N 46 от 03.12.2014, Басиров А.А. по дов. N 1 от 27.01.2014, Грибков И.С. по дов. N 41 от 10.11.2014, Хузина Г.М. по дов. N 35 от 28.10.2014, Званков В.В. по дов. N 42 от 10.11.2014
УСТАНОВИЛ:
ООО "Компания Полярное Сияние" (далее - заявитель, общество налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 29.05.2014 N 52-16-15/2642 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы налога в размере 16 911 574 руб. и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (п.п. 1,3 резолютивной части).
Решением от 17.11.2014 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, а решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои правовые позиции по спору.
Стороны представили письменные объяснения в порядке ст. 81 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.266,ст.268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва, письменных объяснений, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка общества на основе уточненной (корректировка N 1) налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2011 года, поданной 25.12.2013. Причиной представления уточненной декларации послужило применение обществом на основании абзаца 2 подпункта 12 пункта 1 статьи 342 НК РФ ставки налога 0 руб. за тонну нефти к количеству нефти, добытому на Западно-Сихорейском месторождении (лицензия НРМ 11062 НР).
По результатам проверки инспекцией был составлен акт от 08.04.2014 N 52-16-15/3158 и принято решение от 29.05.2014 N 52-16-15/2642 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговый орган пришел к выводу о неправомерности применения налоговой ставки 0 руб., в связи с чем вышеуказанным решением инспекции обществу доначислено 16 911 574 руб. налога на добычу полезных ископаемых (нефть), отказано в привлечении к ответственности, предложено внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
В порядке ст. 139 НК РФ общество обжаловало решение в вышестоящий налоговый орган. Решением ФНС России от 22.07.2014 N СА-4-9/14034@ решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Общество оспорило решение инспекции в судебном порядке в вышеуказанной части.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо приводит доводы о том, что выводы суда являются необоснованными, противоречат нормам НК РФ; позиция суда о том, что лицензионный участок НРМ 11062 НР, пространственные границы которого указаны в приложении N 2 к лицензии, не может быть признан участком недр, предоставленным для добычи нефти, и степень его выработанности не может иметь значение для применения положений гл. 26 НК РФ является необоснованной.
По мнению заинтересованного лица, суд первой инстанции проигнорировал положения НК РФ, содержащие в себе порядок расчета степени выработанности. Так, суд пришел к необоснованному выводу о неправильности расчета инспекцией степени выработанности.
Инспекция полагает, что в данном случае отсутствуют основания для применения налогоплательщиком льготы.
Данные доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению по следующим основаниям.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом первой инстанции, заявителю выдана лицензия на право пользования недрами НРМ 11062 НР на геологическое изучение недр, разведку и добычу нефти с открываемых в пределах данного участка месторождений, которая зарегистрирована 20 декабря 2001 года за N 1088/НРМ 11062 НР.
Границы участка, предоставленного в пользование и полностью находящегося в Ненецком автономном округе, указаны в приложении N 2 к данной лицензии. Этот участок имеет статус геологического отвода и не имеет ограничения по глубине. Кроме того, неотъемлемой частью лицензии являются три горноотводных акта, определяющих уточненные границы горных отводов, на которых заявитель в 2011 году имел право добычи нефти. В границах горного отвода, определенных горноотводным актом N 524 от 2 июня 2006 года, велась добыча нефти на участке недр, включающем Ошкотынское месторождение; в границах горного отвода, определенных горноотводным актом N 742 от 25 ноября 2009 года, велась добыча нефти на участке недр, включающем Центральнохорейверское месторождение; в границах горного отвода, определенных горноотводным актом N 789 от 17 декабря 2010 года, велась добыча нефти на участке недр, включающем Западно-Сихорейское месторождение.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по ставке 0 руб. при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает семи лет или равен семи годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 12 лет или равен 12 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами.
Для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2009 года и степень выработанности запасов (Св) которых на 1 января 2009 года меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 руб. в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает семи лет или равен семи годам, начиная с 1 января 2009 года.
В пункте 1.1 статьи 342 НК РФ установлено, что степень выработанности запасов (Св) конкретного участка недр в целях применения налоговой ставки в размере 0 руб. по основаниям, предусмотренным подпунктами 8, 10 - 12, 14 - 16 пункта 1 статьи 342 НК РФ, рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 342 НК РФ.
При этом начальные извлекаемые запасы нефти определяются как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 и накопленной добычи с начала разработки конкретного участка недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых: на участках недр, указанных в подпунктах 11 и 12 пункта 1 статьи 342 НК РФ - на 1 января 2008 года.
Согласно пункту 4 статьи 342 НК РФ степень выработанности запасов конкретного участка недр (СВ ) в целях указанной статьи рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр, включая потери при добыче (N), на начальные извлекаемые запасы нефти (V).
N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых утвержденного в году, предшествующем году налогового периода, (так как в целях подпункта 12 пункта 1 ст. 342 НК РФ необходимы показатели степени выработанности запасов конкретного участка недр (Св) на 01.01.2009, то следует использовать данные государственного баланса на 01.01.2008);
V - начальные извлекаемые запасы нефти, в настоящем деле определяются с учетом положений пункта 1.1 статьи 342 Кодекса указанных выше, то есть как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 и накопленной добычи с начала разработки конкретного участка недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых: на участках недр, указанных в подпунктах 11 и 12 пункта 1 статьи 342 Кодекса - на 01.01.2008.
Из приведенных положений статьи 342 НК РФ следует, что степень выработанности запасов (Св) конкретного участка недр в целях применения налоговой ставки 0 руб. рассчитывается по данным утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2008 как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр, включая потери при добыче (N), на начальные извлекаемые запасы нефти (V).
Как правильно отмечено судом первой инстанции, в целях исчисления НДПИ за налоговые периоды 2011 года с применением положений подпункта 12 пункта 1 статьи 342 НК РФ, подлежат применению данные государственного баланса, утвержденного на 01.01.2008 по конкретному участку недр.
Представленный обществом государственный баланс запасов полезных ископаемых утвержден на 01.01.2009 г. и содержит следующие используемые для расчета выработанности запасов разрабатываемого участка недр (лицензия N НРМ 11062 НР от 20.12.2001 пункт 8 столбец 1) сведения: добыто по состоянию на 01 января 2008 года 1 972 тысячи тонн нефти (2 265 тысяч тонн нефти (буква "Г" столбец 5 (накопленный объем добычи нефти на 01.01.2009)) - 293 тысячи тонн нефти (столбец 8 (добыто в 2008 году)); начальные извлекаемые запасы нефти по состоянию на 1 января 2008 года составляют 4 698 тысяч тонн нефти, в том числе по категории А + В + С1 составляют 1 274 тысячи тонн нефти (столбец 6 (извлекаемые)), + по категории С2 - 1 452 тысячи тонн нефти (столбец 7 (извлекаемые)) + 1 972 тысячи тонн нефти добытой по состоянию на 01 января 2008 года.
Степень выработанности запасов по состоянию на 01.01.2009 составляет 0,4198 (1 972 /4 698).
При исследовании обстоятельств дела установлено, что налоговый орган произвел расчет степени выработанности запасов по спорному участку недр на основании информации о физических показателях деятельности недропользователя, являющихся исходными данными для расчета налога на добычу полезных ископаемых, представленные на плановой основе территориальными органами Роснедр (статья 345.1 НК РФ) и сформированные ими на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2008.
Участок недр, пространственные границы которого указаны в приложении N 2 к лицензии НРМ 11062 HP, имеющий статус геологического отвода, не может быть признан участком недр, степень выработанности которого подлежит определению при применении положений 26 НК РФ, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Режим использования недр, порядок осуществления государственного управления и регулирования в области использования недр, особенности возникновения, осуществления и прекращения прав на пользование участками недр регулируется Законом от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах".
В силу положений статей 7 и 11 этого Закона лицензия на право пользования недрами является государственным разрешением на пользование участком недр, в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью, в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий; участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отводов в зависимости от вида пользования недрами.
Следует признать обоснованным вывод суда о том, что поскольку в силу статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, запасы полезных ископаемых учитываются в государственном балансе в соответствии с пунктом 6 Приказа МПР России от 15.12.2006 N 286 по месторождениям, площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета в пределах участка недр, предоставленного в пользование.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс, их изменение и списание с баланса могут производиться на любой стадии геологического изучения недр.
Имеющаяся у общества лицензия N НРМ 11062 НР от 20.12.2001 является совмещенной, т.е. включающей в себя право на геологическое изучение, а также разведку и добычу нефти на участке недр, включающем Ошкотынское нефтяное месторождение. Границы участка недр указаны в приложении N 2 к данной лицензии и пункте 5 дополнительного соглашения N 1 к соглашению, являющегося приложением N 1 к лицензии N НРМ 11062 НР.
Утвержденные запасы нефти, числящиеся на государственном балансе на 01.01.2008 за обществом по участку недр, предоставленному в пользование лицензией НРМ 11062 НР составили: V - начальные извлекаемые запасы нефти - 4698 тыс. тонн; N - сумма накопленной добычи нефти (включая потери при добыче) - 1972 тыс. тонн.
В пределах участка недр, предоставленного в пользование по результатам геологического изучения недр, обществом открыты ряд месторождений, в том числе Западно-Сихорейское.
Протоколом совещания N 18/389-пр от 29.06.2009 Федеральное агентство по недропользованию утвердило экспертное заключение N 134-09 от 23.06.2009 по запасам Западно-Сихорейского месторождения.
Запасы Западно-Сихорейского месторождения утверждены в государственном балансе на 01.01.2010.
Представленными в материалы дела расчетами регулярных платежей за пользование недрами подтверждено, что по лицензии НРМ 11062 HP в 4 квартале 2010 года заявитель был плательщиком этих платежей в целях поиска и оценки месторождений и в целях разведки полезных ископаемых всего на площади 2423,24 кв.км. Как указывает заявитель, в 1 квартале 2011 года регулярные платежи уплачивались только за работы по поиску и оценке месторождений на площади 2420,73 кв.км, а площадь проекции горного отвода Западно-Сихорейского месторождения (2,51 кв.км) исключена из территории геологического отвода.
Кроме того, Законом "О недрах" предусмотрено, что предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов (статья 29), а разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами (статья 23.2).
Согласно пунктам 3, 4, 5 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной МПР России 7 февраля 1998 года за N 56 и Госгортехнадзором России 31 декабря 1997 года за N 58, зарегистрированной в Минюсте России 13 марта 1998 года за N 1485, горным отводом называется геометризованный блок недр. В соответствии с настоящей Инструкцией горный отвод предоставляется пользователю недр для добычи полезных ископаемых. Документы, удостоверяющие горный отвод, определяют его пространственное положение в плане, по глубине и являются неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами.
Таким образом, в силу прямого указания приведенных положений закона и подзаконных нормативных правовых актов участком недр, предоставленным в пользование для добычи полезных ископаемых, признается горный отвод, границы которого определяются горноотводным актом, в то время как геологический отвод предоставляется в пользование только для геологического изучения недр.
Ссылка инспекции на нормы, содержащиеся в Положении о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 3314-1, позиции налогоплательщика не опровергает, поскольку эти нормы не устанавливают иного правового регулирования, отличного от регулирования, предусмотренного Законом "О недрах".
В результате сопоставления приведенных выше норм права и фактических обстоятельств дела судом первой инстанции признан необоснованным вывод инспекции о том, что под участком недр в данном конкретном случае следует понимать участок в виде геологического отвода, пространственные границы которого указаны в приложении N 2 к лицензии НРМ 11062 HP. Судом указано, что этот участок не является геометризированным блоком недр - горным отводом, так как он не имеет ограничения по глубине, а имеет статус геологического отвода, в границах которого владелец лицензии имеет право геологического изучения недр.
Довод инспекции о том, что участок недр, пространственные границы которого указаны в приложении N 2 к лицензии НРМ 11062 HP, имеет статус геологического отвода на период геологического изучения недр и горного отвода на период добычи углеводородного сырья, не основан на законе и материалах дела, поскольку из приведенных выше положений нормативных правовых актов и условий лицензии на право пользования недрами, следует, что статус горного отвода имеют только отдельные участки недр с выявленными и прошедшими государственную экспертизу запасами нефти, право на добычу нефти на которых предоставлено в пределах границ, указанных в горноотводных актах.
При таких обстоятельствах, определение заявителем степени выработанности конкретного участка недр в виде горного отвода, границы которого определены горноотводным актом N 789 от 17 декабря 2010 года, предоставленного для добычи нефти на Западно-Сихорейском месторождении, соответствует положениям статей 336, 342 НК РФ и статьи 7 Закона "О недрах". При этом степень выработанности участка недр в границах, определенных в данном горноотводном акте, была определена заявителем именно по всему этому участку недр в целом. Показатели степени выработанности отдельных объектов разработки в пределах участка недр заявителем не использовались.
С учетом приведенных положений нормативных правовых актов, устанавливающих, что горноотводный акт является неотъемлемой частью лицензии на право пользования недрами, определение степени выработанности запасов конкретного участка недр в границах горного отвода не противоречит разъяснениям ФНС России, содержащимся в письме от 22 мая 2013 года N СД4-3/9182@.
Кроме того, из указанного письма ФНС России, из письма ФНС России от 26 марта 2013 года N ЕД-4-3/5095, из письма Минэкономразвития России от 7 ноября 2006 года N 16542-КА/Д07, на которые ссылается налоговый орган, а также из писем Минфина России от 15 ноября 2006 года N 03-07-01-04/28, от 20 декабря 2006 года N 03-07-01-04/34 следует, что в качестве участка недр, степень выработанности которого подлежит определению при применении положений главы 26 НК РФ, необходимо рассматривать горный, а не геологический отвод.
Ссылка заинтересованного лица на положения Инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 11 сентября 1996 года N 35, зарегистрированным в Минюсте России 9 октября 1996 года за N 1175, не указывает на неправильное применение судом норм права.
Так, согласно пункту 1.3. этой Инструкции разработка месторождений нефти или газа до получения документов, удостоверяющих границы горного отвода, за исключением случаев предоставления лицензий на несколько видов пользования недрами (совмещенных лицензий), или за пределами этих границ, запрещается. При предоставлении лицензий на пользование недрами одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых, работы по добыче нефти, газа или теплоэнергетических вод осуществляются на условиях лицензии в соответствии с согласованными в установленном порядке проектными документами.
Судом первой инстанции исследовано соглашение об условиях пользования недрами, приведенное в приложении N 1 к лицензии НРМ 11062 HP и являющееся ее неотъемлемой частью, и установлено, что в соответствии с этим соглашением в случае обнаружения других месторождений нефти и газа в границах указанного района ООО "Компания Полярное Сияние" имеет исключительное право на разработку этих месторождений (пункт 1). В соответствии с дополнительным соглашением N 1 от 20 декабря 2001 года к соглашению, являющемуся приложением N 1 к указанной лицензии, недра на указанном участке предоставляются в виде горного и геологического отводов, уточненные границы горных отводов будут определены горноотводными актами, выданными Управлением Печорского округа Госгортехнадзора России (пункт 1.1.).
Следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что выданная заявителю лицензия на право пользования недрами обуславливает реализацию права на добычу нефти на вновь открытых в предела геологического отвода месторождениях получением горноотводных актов на конкретные участки недр.
Ссылка инспекции на то, что в силу пункта 1.1. статьи 342 НК РФ степень выработанности следует определять по состоянию на 1 января 2008 года, признана судом ошибочной, поскольку статья была дополнена иным пунктом Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 258-ФЗ "О несении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2012 года.
На основании перечисленных документов в государственном балансе запасов полезных ископаемых за 2009 год отражены извлекаемые запасы Западно-Сихорейского месторождения в количестве 183 тыс. тонн по категории С1 и 443 тыс. тонн по категории С2.
Как следует из обстоятельств дела и правильно установлено судом первой инстанции, запасы конкретного участка недр, включающего Западно-Сихорейское месторождение, были поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых в 2009 году, по состоянию на 1 января 2009 года не разрабатывались. Сумма накопленной добычи на этом участке недр была равна 0, соответственно, степень выработанности данного участка недр на 1 января 2009 года, определяемая в соответствии с пунктом 4 статьи 342 НК РФ как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр, включая потери при добыче, на начальные извлекаемые запасы нефти, составляла 0,00, что в силу абзаца 2 подпункта 12 пункта 1 статьи 342 НК РФ является основанием для применения ставки 0 руб. при добыче нефти на данном участке недр в течение установленного в законе семилетнего срока, исчисляемого с 1 января 2009 года.
Судом обоснованно указано, что вопреки утверждению инспекции законодательство о налогах и сборах не содержит каких-либо ограничений на применение ставки 0 руб. в отношении добытой на вновь сформированных участках недр нефти, запасы которых поставлены на государственный баланс после 1 января 2009 года. Применение указанной ставки при добыче нефти на таких участках недр имеет под собой экономическое основание и соответствует воле законодателя, предусмотревшего пониженную ставку налога в целях стимулирования добычи нефти на новых участках недр, расположенных в отдаленных регионах.
Судом отмечено, что данная норма была введена в действие с 1 января 2012 года упомянутым выше Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 258-ФЗ и непосредственным основанием для применения заявителем ставки 0 руб. не являлась, но указывает на то, что законодатель, устанавливая правила расчета степени выработанности участков недр, предусмотрел возможность использования пониженных ставок налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти не только на тех участках недр, запасы которых были выявлены и поставлены на государственный баланс запасов ранее 1 января 2008 года и по каким-то причинам не разрабатывались, но также и тех участков недр, запасы которых были поставлены на государственный баланс после этой даты.
Таким образом, суд первой инстанции сослался на указанную норму в целях выявления воли законодателя при толковании положений подпункта 12 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
Ссылка налогового органа на подпункт 1 пункта 24 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного Приказом МПР России от 29 сентября 2009 года N 315, согласно которому в виде текстовых и графических приложений к бланку лицензии на пользование недрами в качестве документов, являющихся ее неотъемлемыми частями, прикладываются... условия пользования недрами, которые включают вид пользования недрами; указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование, а также пространственных границ геологического и (или) горного отвода (при наличии), позиции налогоплательщика не опровергает, поскольку в силу положений статьи 7 Закона "О недрах" участок недр в зависимости от вида пользования недрами может быть предоставлен в одном из двух статусов - горного отвода или геологического отвода. При этом по лицензии на разные виды пользования недрами предоставляются участки недр, имеющие соответствующий статус - геологический отвод для геологического изучения недр и горный отвод - для добычи полезных ископаемых. Каждый из таких участков имеет свои границы, документы, устанавливающие границы горного отвода (горных отводов) являются неотъемлемой частью лицензии с даты выдачи горноотводного акта. В случае выявления в пределах геологического запасов полезных ископаемых отвода его границы изменяются при выдаче горноотводных актов на конкретные участки недр (горные отводы) с выявленными и прошедшими государственную экспертизу запасами, поскольку проекции горных отводов исключаются из площади геологического отвода.
Предоставление лицензии на право пользования участком недр, не имеющим статуса геологического отвода или горного отвода, Законом "О недрах" не предусмотрено.
В обоснование своей позиции инспекция в суде апелляционной инстанции ссылается также на разъяснения, содержащиеся в письме Федерального агентства по недропользованию от 17 декабря 2014 года N ОК-03-28/14410 и в письме Минфина России от 29 декабря 2014 года N03-06-05-01/68309.
Вместе с тем, указанные письма не опровергают позиции суда первой инстанции основанной на положениях действующего законодательства.
В силу статьи 7 Закона "О недрах" в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. Участку недр, предоставленному в пользование для геологического изучения недр, без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), придается статус геологического отвода.
Следовательно, участки недр, право пользования которыми удостоверено соответствующей лицензией, в зависимости от цели использования могут быть предоставлены в пользование в одном из двух видов: геологического отвода или горного отвода. Участком недр, предоставленным для добычи полезных ископаемых, является горный отвод. Таких используемых в названных выше разъяснениях органов исполнительной власти понятий как "самостоятельный участок недр" и "единый участок недр" в законодательстве не содержится.
Из содержания предоставленной заявителю лицензии на право пользование недрами НРМ 11062 HP на геологическое изучение недр, разведку и добычу нефти с открываемых в пределах данного участка месторождений, усматривается, что при предоставлении указанной лицензии участку недр был присвоен статус геологического отвода, указаны его пространственные границы без ограничения по глубине. Границы горного отвода при предоставлении указанной лицензии не устанавливались.
В соответствии с дополнительным соглашением N 1 от 20 декабря 2001 года к соглашению, являющемуся приложением N 1 к этой лицензии, недра на указанном участке предоставляются в виде горного и геологического отводов, уточненные границы горных отводов будут определены горноотводными актами, выданными Управлением Печорского округа Госгортехнадзора России.
На основании приведенных положений закона и соглашения об условиях пользования недрами заявителю были выданы три горноотводных акта, определяющих границы горных отводов, на которых общество в 2011 году имело право добычи нефти. В границах горного отвода, определенных горноотводным актом N 524 от 2 июня 2006 года, велась добыча нефти на участке недр, включающем Ошкотынское месторождение; в границах горного отвода, определенных горноотводным актом N 742 от 25 ноября 2009 года, велась добыча нефти на участке недр, включающем Центрально-хорейверское месторождение; в границах горного отвода, определенных горноотводным актом N 789 от 17 декабря 2010 года, велась добыча нефти на участке недр, включающем Западно-Сихорейское месторождение.
Таким образом, границы каждого из трех горных отводов были определены только в соответствующем горноотводном акте.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в лицензии НРМ 11062 HP, включая все предусмотренные законом ее неотъемлемые составные части, указаны как границы геологического отвода, в пределах которого заявителем осуществляется геологическое изучение недр, так и границы трех разных горных отводов - конкретных участков недр, в пределах которых заявителю предоставлено право добычи полезных ископаемых. Следовательно, правовых оснований считать единым участком недр три разных горных отвода, не имеется.
Суд апелляционной инстанции полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что при применении положений главы 26 НК РФ следует определять степень выработанности конкретного участка недр, предоставленного для добычи полезных ископаемых в виде горного отвода, соответствует закону.
Оценив доводы сторон и представленные по делу доказательства с учетом положений ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции мотивированными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Нормы материального права были правильно применены судом. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, проверкой не установлено.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2014 по делу N А40-138266/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.О. Окулова |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-138266/2014
Истец: ООО "Компания Полярное Сияние"
Ответчик: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N1, МИФНС ПО КН N1