г. Воронеж |
|
10 февраля 2015 г. |
Дело N А48-2954/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурненкова А.А.,
судей Андреещевой Н.Л.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Барбашиной М.С.,
при участии:
от Администрации города Орла: Куличковой Марии Андреевны, представителя по доверенности N 88-д от 23.12.2014;
от Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
от Департамента образования и молодёжной политики Орловской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 13.11.2014 г. по делу N А48-2954/2014 (судья М.А. Старых), принятое по иску Администрации города Орла (ИНН 5701000745, ОГРН 1025700831640) к Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области (ИНН 5753012290, 1025700832959), при участии в деле в качестве третьего лица Департамента образования и молодёжной политики Орловской области (ИНН 5753049702, ОГРН 1095753001508), о взыскании 365 760 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Орла (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области (далее - ответчик) о взыскании 365 760 руб., составляющих убытки.
Определением суда от 29.07.2014 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Департамент образования и молодёжной политики Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 13.11.2014 г. Администрации города Орла в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Орловской области от 13.11.2014 г., в связи с чем просит его отменить.
Представитель Администрации города Орла в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились.
Посредством факсимильной связи через канцелярию суда от ответчика и третьего лица поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения ответчика и третьего лица о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу Администрации города Орла следует оставить без удовлетворения, а решение Арбитражного суда Орловской области от 13.11.2014 г. - без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, долгосрочной областной программой "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы", утверждённой постановлением Правительства Орловской области от 33.08.2010 N 286, долгосрочной муниципальной целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2011-2015 годы", утверждённой постановлением администрации города Орла от 20.07.2011 N 2253, регламентирован порядок предоставления меры государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно программе, основными источниками финансирования являются средства федерального бюджета (софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы), средства бюджета Орловской области и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.
В соответствии с разделом VI Долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы", субсидии из бюджета Орловской области местным бюджетам предоставляются на софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам программы.
Распределение субсидий утверждается правовым актом высшего органа исполнительной власти Орловской области.
В силу пункта 35 постановления Правительства Орловской области от 03.08.2010 N 286 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счёта представляет в банк договор банковского счёта, договор на жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, или договор с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников программы по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономического класса на первичном рынке жилья.
В договоре купли-продажи указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счёта (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения, приобретаемого на основании этого договора, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В договоре с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников программы, указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) уполномоченной организации и её банковского счёта (банковских счетов), а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, необходимой для приобретения жилого помещения экономического класса на первичном рынке жилья".
В соответствии с пунктом 40 постановления Правительства Орловской области от 03.08.2010 N 286 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы", орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счёт проверяет её на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чём орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.
Согласно пунктам 2-3 Правил предоставления социальных выплат в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины на 2013 - 2020 годы" (далее - Правила), утверждённой постановлением Правительства Орловской области от 29.12.2012 N 520, право молодой семьи - участника подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы" государственной программы "Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы" на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, которое не является ценной бумагой.
Выдача свидетельства осуществляется органом местного самоуправления на основании решения о включении молодой семьи в список участников в соответствии с выпиской из утверждённого Правительством Орловской области списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В соответствии с пунктом 35 Правил, для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счёта представляет в банк договор банковского счёта, договор на жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, или договор с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников Подпрограммы 2 по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономического класса на первичном рынке жилья.
Согласно пунктам 38, 39 Правил, банк в течение 1 рабочего дня после вынесения решения о принятии договора на жилое помещение, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), полученным до 1 января 2011 года, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании вышеуказанных документов.
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку.
Как установлено вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Орла от 06.05.2014 по делу N 2-1313/14, семья Тарелиных признана нуждающейся в жилом помещении на основании постановления администрации г. Орла от 20.05.2013 N 2181.
Семья Тарелиных является участниками долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы", что подтверждается свидетельством о праве получения социальных выплат на приобретение жилья серии ОР N 33-13.
06.11.2013 г. постановлением Администрации города Орла N 5030 утверждён список молодых семей-участников долгосрочной муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе на 2011-2015 годы", имеющих право на получение социальной выплаты. Согласно данному списку (пункт 33) семья Тарелиных имеет право на получение субсидии за счёт средств областного бюджета в размере 365 760 руб., и средств городского бюджета - в размере 182 880 руб., а всего 548 480 руб.
29.10.2013 Тарелиной И.А. был открыт банковский счёт в ОАО "Россельхозбанк" для получения социальной выплаты на приобретение жилья.
Заявка на перечисление бюджетных средств от ОАО "Россельхозбанк" в администрацию города Орла направлена 12.02.2014 г.
05.02.2014 г. года между Тарелиной И.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Тарелина М.А., Тарелиной С.А., Тарелиным А.Е., был заключён договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: г. Орёл, ул. Комсомольская, д. 259, кв. 18, и в дальнейшем получены свидетельства о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру.
Согласно пункту 5 договора купли-продажи от 05.02.2014 г., сумма в размере 548 480 руб. оплачивается за счёт средств социальных выплат на приобретение жилья в течение трёх дней после предъявления договора купли-продажи и свидетельства о праве собственности.
Тарелины обратились с заявлением в Администрацию г. Орла о производстве выплаты.
В ответе администрации от 11.03.2014 г. N Т-1233 Тарелиной И.А. было отказано в перечислении социальной выплаты.
В связи с чем, Тарелина И.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Тарелина М.А., Тарелиной С.А., Тарелина А.Е., обратилась в Советский районный суд г. Орла с исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Орла, выразившегося в не перечислении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на банковский счёт, и взыскании с администрации материального ущерба в размере 548 480 руб.
Решением Советского районного суда г. Орла от 06.05.2014 г. по делу N 2-1313/14 требования Тарелиных удовлетворены в полном объёме.
Платёжным поручением от 19.05.2014 г. N 390124 денежные средства в размере 548 480 руб. были перечислены Администрацией г. Орла на счёт Тарелиной И.А.
Ссылаясь на то, что денежные средства в размере 365 760 руб. должны быть выплачены Тарелиным за счёт средств областного бюджета, в связи с чем, уплата денежных средств в указанном размере по решению суда является убытками администрации, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
Как следует из статьи 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу вышеуказанных норм ГК РФ убытки - это мера гражданско-правовой ответственности, применение которой возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренной законом.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (статья 9 АПК РФ).
Лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности.
Судом установлено, что порядок предоставления меры государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, регламентирован подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утверждённой постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050, долгосрочной областной программой "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы", утверждённой постановлением Правительства Орловской области от 03.08.2010 г. N 286, долгосрочной муниципальной целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2011-2015 годы", утверждённой постановлением администрации города Орла от 20.07.2011 г. N 2253.
Согласно указанным программам, основными источниками финансирования являются средства федерального бюджета, средства бюджета Орловской области и местных бюджетов, средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты, средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.
В соответствии с разделом VI Долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" субсидия из бюджета Орловской области местным бюджетам предоставляется на софинанирование расходных обязательств местных бюджетов на предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам программы.
Распределение субсидий утверждается правовым актом высшего органа исполнительной власти Орловской области.
Распределение субсидий, предоставляемых из областного и федерального бюджетов на софинансирование расходных обязательств местным бюджетам на предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, в 2013 году, было утверждено постановлением Правительства Орловской области от 26.09.2013 г. N 331.
Из материалов дела видно, что во исполнение указанного постановления Правительства Орловской области Департаментом образования и молодежной политики Орловской области администрации города Орла были доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме 13 916 025 руб., в том числе 4 751 912 руб. - средства федерального бюджета для софинансирования социальных выплат молодым семьям.
Данное обстоятельство не оспаривается Администрацией г. Орла.
В соответствии с Соглашением от 14.10.2013 г. N 100/1008820/01 "О предоставлении в 2013 году субсидии Департаментом образования и молодежной политики Орловской области из областного бюджета бюджету муниципального образования "Город Орёл" Орловской области на реализацию долгосрочной муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2011 - 2015 годы" (далее - Соглашение) Департамент образования и молодежной политики Орловской области перечислил из областного бюджета бюджету г. Орла на единый счёт территориального органа Федерального казначейства, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета г. Орла, субсидию в размере 13 916 025 руб., в том числе 4 751 912 руб. за счёт средств федерального бюджета.
Установив данные обстоятельства, суд области пришел к верному выводу о том, что обязанность Орловской области по софинансированию расходных обязательств местных бюджетов на предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, в 2013 г. была исполнена Орловской областью в полном объёме.
На основании подпункта 3.3. пункта 3 Соглашения, администрация обязуется произвести выдачу свидетельств молодым семьям в 2013 г. и обеспечить целевое, своевременное и полное использование средств областного и федерального бюджета в соответствии с условиями Программы. В 2013 г. свидетельства о праве получения социальных выплат на приобретение (строительства) жилья по г. Орлу получили 35 молодых семей.
По условиям Программы срок действия свидетельства о праве получения социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках Программы составляет 9 месяцев с даты его выдачи и заканчивается по г. Орлу 25.07.2014 г.
Срок действия свидетельств, полученных молодыми семьями в рамках Программы в 2013 г., разделяется на 2 периода: освоение бюджетных средств в рамках 2013 г. финансового года и освоение средств социальных выплат в рамках 2014 г. финансового года.
Согласно пояснениям ответчика, по состоянию на 01.01.2014 г. 24 молодые семьи освоили средства социальной выплаты в полном объёме; 11 молодых семей планировали освоение средств после 01.01.2014 г.
По состоянию на 01.01.2014 г. остаток средств субсидии, предоставленной администрации г. Орла в 2013 г., для софинансирования социальных выплат молодым семьям, получившим свидетельства в 2013 году и не реализовавшим своё право, составил 4 109 085 руб., в том числе 3 007 756 руб. средства бюджета Орловской области.
Указанные обстоятельства не опровергнуты истцом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с требованиями настоящей статьи (пункт 1 статьи 242 БК РФ).
В целях утверждения порядка завершения операций по исполнению областного бюджета в 2013 году Департаментом финансов Орловской области был утвержден приказ от 09.12.2013 N 712 "Об утверждении Порядка завершения операций по исполнению областного бюджета в 2013 году".
Согласно подпункту 4 пункта 2 Порядка завершения операций по исполнению областного бюджета в 2013 году, утверждённого названным Приказом, финансовые органы муниципальных образований в течение первых пяти рабочих дней 2014 года возвращают межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий и субвенций, имеющих целевое назначение и неиспользованные в текущем финансовом году, на лицевые счета главных администраторов доходов бюджета от возврата неиспользованных остатков целевых средств, из бюджета которого были предоставлены целевые средства.
Между тем, Администрация г. Орла осуществила возврат средств субсидии на обеспечение жильем молодых семей 30.12.2013 г. в Департамент образования и молодежной политики Орловской области, что подтверждается платёжными поручениями от 30.12.2013 г. N 519 на сумму 3 007 756 руб. и от 30.12.2013 г. N 522 на сумму 1 101 329 руб.
Таким образом, в результате возврата средств субсидии кассовое исполнение лимитов бюджетных обязательств, доведённых Департаменту образования и молодежной политики Орловской области в 2013 году, было произведено не в полном объёме.
В соответствии с пунктом 3 раздела 2 Порядка завершения операций по исполнению областного бюджета в 2013 г., утверждённого приказом Департамента финансов Орловской области от 09.12.2013 г. N 712, Департамент финансов Орловской области отзывает неиспользованные остатки средств, ранее перечисленных из областного бюджета и распределенных по кодам бюджетной классификации, с лицевых счетов главных распорядителей и получателей средств областного бюджета.
Расходным расписанием от 31.12.2013 г. N 0111111120816 Департамент финансов Орловской области отозвал неиспользованные остатки со счёта главного распорядителя бюджетных средств - Департамента образования и молодежной политики Орловской области.
В соответствии с положениями действующего бюджетного законодательства Российской Федерации, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объёмы финансирования 2013 г., не подтверждённые кассовыми расходами, прекратили свое действие 31.12.2013 г.
Установив фактические обстоятельства по делу, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что действиями Администрации г. Орла нарушено бюджетное законодательство в части завершения финансового года, что подтверждено решением Советского районного суда г. Орла от 06.05.2014 г. по делу N 2-1313/2014.
Надлежащих доказательств обратного ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Вместе с тем, арбитражным судом принято во внимание, что согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 242 БК РФ в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, средства в объёме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.
Таким образом, остаток не использованной в текущем финансовом году субсидии может быть возвращен в объёме, не превышающем остатка субсидии, в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, в случае подтверждения потребности в межбюджетных трансфертах.
Аналогичное положение закреплено в пункте 4 Порядка завершения операций по исполнению областного бюджета в 2013 г., утверждённого приказом Департамента финансов Орловской области от 09.12.2013 г. N 712.
Учитывая, что остаток не использованной субсидии был возвращён Администрацией города Орла 30.12.2013 г., а не в течение первых 5 рабочих дней 2014 г., и 31.12.2013 г. бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объёмы финансирования 2013 г., не подтверждённые кассовыми расходами, прекратили свое действие, суд области правомерно указал на отсутствие потребности Администрации города Орла в межбюджетных трансфертах 2013 г.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Поскольку, в рассматриваемом случае, истцом не представлено доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что ответчик действовал не в рамках своей компетенции и с нарушением норм бюджетного законодательства Российской Федерации и бюджетного законодательства Орловской области, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии противоправности действий и вины ответчика, а также причинной связь между противоправными действиями (бездействием) и наступившим вредом, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.
По настоящему спору оценка доказательств произведена арбитражным судом области в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе о том, что судом первой инстанции не принят во внимание факт того, что постановлением Правительства Орловской области от 26.09.2013 г. N 331, подтверждена обязанность Орловской области по софинансированию расходных обязательств местных бюджетов и установлены финансовые гарантии орловской области непосредственно перед семьей Тарелиных, не может быть принят во внимание, ввиду следующего.
Материалами настоящего дела подтверждено, что обязанность Орловской области по софинансированию расходных обязательств местных бюджетов на предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в 2013 г., в том числе семьи Тарелиных, была исполнена Орловской областью в полном объеме, в установленном порядке.
Надлежащих доказательств обратного истцом не представлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в результате неправомерных действий ответчика по возврату в бюджет г. Орла неиспользованных целевых субсидий для реализации программы по обеспечению жильем молодых семей, Администрация г. Орла понесла убытки в размере 365 760 руб. для восстановления нарушенного права семьи Тарелиных, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании действующего бюджетного законодательства, в том числе ст. 242 Бюджетного кодекса РФ.
Поскольку, материалами дела подтверждается, что именно действия истца по нарушению порядка завершения финансового года привели к невозможности перечисления остатка субсидии Администрации г. Орла в 2014 г., довод апелляционной жалобы о том, что, несмотря на потребность муниципального образования "город Орел" в субсидии на софинансирование социальных выплат молодым семьям, субсидия не возвращена в бюджет г. Орла, нельзя признать состоятельным.
Вместе с тем, истцом не принято во внимание то обстоятельство, что предоставление субсидии на софинансирование расходных обязательств администрации города Орла на предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" в пределах бюджетных ассигнований 2014 г., утверждённых Департаментом образования и молодежной политики Орловской области, невозможно по причине того, что средства областного бюджета в 2014 году предусмотрены для предоставления социальных выплат молодым семьям, изъявившим желание получить социальную выплату в 2014 г.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны ответчика неправомерных действий по возврату в бюджет г. Орла неиспользованных целевых субсидий в 2014 г.
Лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности.
Судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требования истца по возмещению убытков ввиду отсутствия противоправности действий ответчика, отсутствия причинно-следственной связи между действиями ответчика и фактом причинения вреда.
Каких-либо доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем признаются апелляционной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены определения суда.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Орловской области от 13.11.2014 г. по делу N А48-2954/2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Администрации города Орла, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 13.11.2014 г. по делу N А48-2954/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Орла - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Н.Л. Андреещева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2954/2014
Истец: Администрация города Орла
Ответчик: Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области
Третье лицо: Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1232/15
23.11.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7750/14
28.08.2015 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-2954/14
21.05.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1232/15
10.02.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7750/14
17.12.2014 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7750/14
13.11.2014 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-2954/14