г. Калуга |
|
21 мая 2015 г. |
Дело N А48-2954/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.05.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
||
судей |
Сладкопевцевой Н.Г. Шильненковой М.В. |
||
при участии в заседании: |
|
||
от истца |
|
||
Администрация г. Орла: |
представитель Куличкова М.А., по доверенности от 23.12.2014 N 88-д; |
||
от ответчика |
|
||
Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области: |
не явились, извещены надлежаще; |
||
от третьего лица |
|
||
Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области: |
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 13.11.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу N А48-2954/2014,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Орла, ИНН 5701000745, ОГРН 1025700831640, (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области, ИНН 5753012290, 1025700832959, (далее - ответчик) о взыскании 365 760 руб., составляющих убытки.
Определением суда от 29.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент образования и молодежной политики Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 13.11.2014 Администрации города Орла в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 решение Арбитражного суда Орловской области от 13.11.2014 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Администрация города Орла обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Орловской области от 13.11.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 и принять новый судебный акт о взыскании в пользу муниципального образования "Город Орел" денежных средств в размере 365 760 руб. с Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области за счет средств казны Орловской области.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Ответчик, третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит решение и постановление арбитражных судов по настоящему делу подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение на основании нижеизложенного.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, долгосрочной областной программой "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 33.08.2010 N 286, долгосрочной муниципальной целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением администрации города Орла от 20.07.2011 N 2253, регламентирован порядок предоставления мер государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно программе основными источниками финансирования являются средства федерального бюджета (софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы), средства бюджета Орловской области и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.
В соответствии с разделом VI Долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы", субсидии из бюджета Орловской области местным бюджетам предоставляются на софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам программы.
Распределение субсидий утверждается правовым актом высшего органа исполнительной власти Орловской области.
В силу пункта 35 постановления Правительства Орловской области от 03.08.2010 N 286 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор на жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, или договор с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников программы по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономического класса на первичном рынке жилья.
В договоре купли-продажи указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения, приобретаемого на основании этого договора, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 40 постановления Правительства Орловской области от 03.08.2010 N 286 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы", орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.
Согласно пунктам 2 - 3 Правил предоставления социальных выплат в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы" (далее - Правила), утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 29.12.2012 N 520, право молодой семьи - участника подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы" государственной программы "Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы" на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, которое не является ценной бумагой.
Выдача свидетельства осуществляется органом местного самоуправления на основании решения о включении молодой семьи в список участников в соответствии с выпиской из утвержденного Правительством Орловской области списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку.
Как установлено вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Орла от 06.05.2014 по делу N 2-1313/14, семья Тарелиных признана нуждающейся в жилом помещении на основании постановления администрации г. Орла от 20.05.2013 N 2181.
Семья Тарелиных является участником долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы", что подтверждается свидетельством о праве получения социальных выплат на приобретение жилья серии ОР N 33-13, выданным 25.10.2013.
06.11.2013 г. постановлением Администрации города Орла N 5030 утвержден список молодых семей-участников долгосрочной муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе на 2011-2015 годы", имеющих право на получение социальной выплаты. Согласно данному списку (пункт 33) семья Тарелиных имеет право на получение субсидии за счет средств областного бюджета в размере 365 760 руб., и средств городского бюджета - в размере 182 880 руб., а всего 548 480 руб.
29.10.2013 Тарелиной И.А. был открыт банковский счет в ОАО "Россельхозбанк" для получения социальной выплаты на приобретение жилья.
Заявка на перечисление бюджетных средств от ОАО "Россельхозбанк" в администрацию города Орла направлена 12.02.2014 г.
05.02.2014 г. года между Тарелиной И.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Тарелина М.А., Тарелиной С.А., Тарелиным А.Е. был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, д. 259, кв. 18, и в дальнейшем получены свидетельства о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру.
Согласно пункту 5 договора купли-продажи от 05.02.2014 г., сумма в размере 548 480 руб. оплачивается за счет средств социальных выплат на приобретение жилья в течение трех дней после предъявления договора купли-продажи и свидетельства о праве собственности.
Тарелины обратились с заявлением в Администрацию г. Орла о производстве выплаты.
В ответе администрации от 11.03.2014 г. N Т-1233 Тарелиной И.А. было отказано в перечислении социальной выплаты, в связи с чем, Тарелина И.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Тарелина М.А., Тарелиной С.А., Тарелина А.Е., обратилась в Советский районный суд г. Орла с исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Орла, выразившегося в не перечислении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на банковский счет, и взыскании с администрации материального ущерба в размере 548 480 руб.
Решением Советского районного суда г. Орла от 06.05.2014 г. по делу N 2-1313/14 требования Тарелиных удовлетворены в полном объеме.
Платежным поручением от 19.05.2014 г. N 390124 денежные средства в размере 548 480 руб. были перечислены Администрацией г. Орла на счет Тарелиной И.А.
Ссылаясь на то, что денежные средства в размере 365 760 руб. должны быть выплачены Тарелиным за счет средств областного бюджета, в связи с чем, уплата денежных средств в указанном размере по решению суда является убытками администрации, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражные суды исходили из того, что истец действовал в рамках своей компетенции и с нарушением норм бюджетного законодательства Российской Федерации и бюджетного законодательства Орловской области, а также из того, что противоправность действий и вина ответчика, причинная связь между противоправными действиями (бездействием) и наступившим вредом истцом также не были доказаны.
Кроме того, арбитражные суды отклонили довод администрации о том, что в результате неправомерных действий ответчика по возврату в бюджет г. Орла неиспользованных целевых субсидий для реализации программы по обеспечению жильем молодых семей, Администрация г. Орла понесла убытки в размере 365 760 руб. для восстановления нарушенного права семьи Тарелиных, как основанный на неверном толковании действующего бюджетного законодательства, в том числе ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, кассационная коллегия не может признать выжеизложенные выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанции обоснованными и основанными на нормах действующего законодательства на основании нижеизложенного.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно разделу VI Программы, утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 03.08.2010 N 286 субсидия из бюджета Орловской области местным бюджетам предоставляется на финансирование расходных обязательств местных бюджетов на предоставление социальных выплат молодым семьям-участникам программы. Распределение субсидий утверждается правовым актом высшего органа исполнительной власти Орловской области.
Во исполнение указанной нормы Правительство Орловской области было принято постановление от 26.09.2013 N 331 "О распределении субсидий, предоставляемых из областного и федерального бюджетов на софинансирование расходных обязательств местным бюджетам на предоставление социальных выплат молодым семьям-участникам долгосрочной областной целевой программы "обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в 2013 году", согласно которому за счет средств областного бюджета на семью Тарелиных была предусмотрена выплата в размере 365 760 тыс. руб. и Департаменту образования и молодежной политики Орловской области предписано было обеспечить перечисление субсидий на единые счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов, в соответствии с утвержденным распределением.
Таким образом, вышеназванным правовым актом подтверждена обязанность субъекта Российской Федерации по софинансированию расходных обязательств местных бюджетов перед молодыми семьями и установлены финансовые гарантии за счет средств субъекта РФ в размере 365 760 тыс. руб. непосредственно перед семьей Тарелиных.
06.11.2013 постановлением администрации города Орла N 5030 был утвержден список молодых семей-участников долгосрочной муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2011-2015 годы", имеющих право на получение социальной выплаты. Согласно данному списку семья Тарелиных имела право на получение субсидии за счет средств областного бюджета в размере 365 760 руб. и средств городского бюджета 182 880 руб.
Лимиты бюджетных ассигнований, предусмотренные на предоставление субсидий (субвенций) из бюджета Орловской области были доведены до администрации города Орла, что в соответствии с условиями программы повлекло выдачу свидетельств молодым семьям на право получения социальных выплат на приобретение (строительство) жилья.
Свидетельством о праве получения социальных выплат на приобретение (строительство) жилья от 25.10.2013 N 33-13, удостоверяющим, что молодая семья Тарелиных, являющаяся участницей долгосрочной целевой областной программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" в соответствии с условиями этой программы предоставляется социальная выплата в размере 548 480 руб. на приобретение жилья (в том числе уплату последнего платежа в счет оплаты паевого взноса), создание объекта индивидуального жилищного строительства на территории города Орла Орловской области, установлено, что данное свидетельство действительно до 25.07.2014 года.
Разделом V вышеназванной программы предусмотрено, что социальная выплата предоставляется органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в программе, за счет средств местного бюджета в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в местных бюджетах на реализацию мероприятий программы, в том числе за счет субсидий или субвенций из средств бюджета Орловской области. При этом высший орган исполнительной власти Орловской области и органы местного самоуправления определяют объемы бюджетных ассигнований для реализации программы и предусматривают эти объемы в бюджете Орловской области и (или) местных бюджетах. В бюджете города Орла были предусмотрены лишь денежные средства на выполнение своих финансовых обязательств (по семье Тарелиных в размере 182 880 руб.), в связи с чем социальная выплата по семье Тарелиных за счет средств бюджета города Орла не могла превышать 182 880 руб., в то время как на основании решения суда из средств бюджета города Орла перечислены денежные средства в размере 548 480 руб., с учетом доли Орловской области.
В соответствии с Программой орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку.
В 2013 году заявка банка в администрацию города Орла не поступала, в связи с чем, перечислить субсидию в 2013 году не представлялось возможным.
Пунктом 5 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
На основании вышеуказанной нормы администрацией города Орла платежными поручениями от 30.12.2013 N N 4027522, 4027519 были возвращены целевые субвенции на обеспечение жильем молодых семей, в том числе на семью Тарелиных, на счет Департамента образования и молодежной политики Орловской области.
Заявка на перечисление бюджетных средств от ОАО "Россельхозбанк" в администрацию города Орла была направлена лишь 12.02.2014.
Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов устанавливаются постановлениями Правительства Российской Федерации (в части федерального бюджета), законами субъектов Российской Федерации (в части бюджетов субъектов РФ), решениями представительных органов муниципальных районов (в части местных бюджетов).
Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года. Принятие главным администратором бюджетных средств решения о наличии (об отсутствии) потребности в межбюджетных трансфертах, предоставленных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, а также возврат указанных межбюджетных трансфертов в бюджет, которому они были ранее предоставлены, при принятии решения о наличии в них потребности, осуществляются в соответствии с отчетом о расходах бюджета, которому они были ранее предоставлены, представленного не позднее 30 календарных дней со дня поступления указанных средств в бюджет.
Абзацем 4 пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, имеющих целевое назначение и не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов. Вышеуказанные положения содержатся в Порядке завершения операций по исполнению областного бюджета в 2013 году, утвержденном приказом Департамента финансов Орловской области от 09.12.2013 N 712.
В соответствии со ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств, подтверждение денежных обязательств, санкционирование оплаты денежных обязательств, подтверждение исполнения денежных обязательств.
На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 01.12.1997 N 18-П, от 19.06.2002 N 11-П, от 29.01.2004 N 2-П, определения от 04.12.2003 N 415-О, от 15.02.2005 N 17-О, от 27.12.2005 N 502-О).
Статьей 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
Как следует из статьи 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм Гражданского кодекса РФ убытки - это мера гражданско-правовой ответственности, применение которой возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренной законом.
В ходе разрешения спора по иску Тарелиных к администрации города Орла, в котором Департамент образования и молодежной политики Орловской области был привлечен в качестве третьего лица, Департамент не оспорил вывод Советского районного суда города Орла о праве Тарелиных на получение субсидии за счет средств областного бюджета в размере 365 760 руб.
Между тем, отказывая в заявленных требованиях Администрации г. Орла, суд указал на нарушение истцом порядка возврата средств субсидии на обеспечение жильем молодых семей. Так средства субсидий Орловской области были возвращены 30.12.2013 г. в Департамент образования и молодежной политики Орловской области, что подтверждается платежными поручениями от 30.12.2013 г. N 519 на сумму 3 007 756 руб. и от 30.12.2013 г. N 522 на сумму 1 101 329 руб., а не в течение первых пяти рабочих дней 2014 года.
В результате Департамент финансов Орловской области отозвал неиспользованные остатки средств, ранее перечисленных из областного бюджета и распределенных по кодам бюджетной классификации, с лицевых счетов главных распорядителей и получателей средств областного бюджета.
Расходным расписанием от 31.12.2013 г. N 0111111120816 Департамент финансов Орловской области отозвал неиспользованные остатки со счета главного распорядителя бюджетных средств - Департамента образования и молодежной политики Орловской области.
В связи с чем, суд с учетом положений действующего бюджетного законодательства, пришел к выводу, что бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования 2013 г., не подтвержденные кассовыми расходами, для Орловской области прекратили свое действие 31.12.2013 г.
Вместе с тем, арбитражные суды при вынесении оспариваемых судебных актов по настоящему делу не дали надлежащей оценки возможности прекращения уже возникшего бюджетного расходного обязательства в одностороннем порядке в рамках гражданских правоотношений, с учетом норм статей 309,310,393, 407, 416 Гражданского кодекса РФ.
Кроме того, судами также не было учтено следующее.
Соглашением N 100/1008820/01 от 14.10.2013 о предоставлении в 2013 году субсидий Департаментом образования и молодежной политики Орловской области из областного бюджета бюджету муниципального образования "Город Орел" Орловской области на реализацию долгосрочной муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 25011-2015 годы" установлено, что настоящее соглашение вступает в силу с момента его заключения и действует до истечения срока действия свидетельств на получения социальных выплат, выданных молодым семьям участникам Программы в 2013 году.
Как было указано выше, свидетельство от 25.10.2013 N 33-13, выданное семье Тарелиных действовало до 25.07.2014 года, то есть в период взыскания в пользу семьи Тарелиных денежных средства в размере 548 480 руб,. с учетом доли субсидирования, предусмотренной Орловской областью.
В соответствии с ч. 1 ст. 416 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
Вместе с тем, в настоящем случае суды не установили невозможности исполнения обязательства, принятого на себя Орловской областью, поскольку предусмотренный Орловской областью размер субсидий семье Тарелиных в (365 760 руб.) остался в областном бюджете.
В настоящем случае спорные правоотношения носят гражданско-правовой характер и отсутствии в смете расходов Орловской области уже установленного лимита на финансирование социальной выплаты данной семьи на 2014 год, не является основанием для изменения условий соглашения в одностороннем порядке.
Кроме того, граждане не являются участниками межбюджетных отношений и исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, умаляя сущность судебной защиты.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2013 N 499/13.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Судебный акт является законным и обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании, и приведены доказательства в подтверждение доводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Между тем, суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении настоящего спора вышеприведенные требования процессуального закона судами соблюдены не были, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд области.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть вышеизложенное, дать надлежащую оценку имеющимся в материалах дела доказательствам и возражениям сторон, установить, предусматривались ли в бюджете на 2015 год денежные средства, в части исполнения обязательств субъекта перед семьей Тарелиных, а также с учетом пояснений истца суду кассационной инстанции о том, что не использованные средства федерального бюджета по этой же программе, также прежде времени возвращенные Администрацией, в 2014 году истцу были возвращены из федерального бюджета в порядке п.5 ст.242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и с учетом всех существенных обстоятельств по делу, разрешить спор по существу, приняв законное и обоснованное решение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст.ст.288-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 13.11.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу N А48-2954/2014 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
Н.Г. Сладкопевцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.